г.Калуга |
|
20 июля 2018 г. |
Дело N А68-8264/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июля 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Арт Ди" (г.Тула, ул.Советская, д.31, пом.10, 13, 14): Ребриков А.В. - представитель по доверенности от 30.08.2017;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (г.Тула, ул.Жаворонкова, д.2): Ростиславова А.А. - представитель по доверенности от 28.06.2018 N 3/3283-1;
от Управления по административно-техническому надзору Администрации города Тулы (г.Тула, ул.Гоголевская, д.73): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "Лидер" (г.Тула, пр-т Ленина, д.127, оф.505): Иванова В.Н. - генеральный директор, ЕГРЮЛ; Войтенко М.А. - представитель по доверенности от 01.06.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Владимирской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Арт Ди" на решение Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2017 (судья Большаков Д.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 (судьи Еремичева Н.В., Мордасов Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А68-8264/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Арт Ди" (далее по тексту - ООО "Арт Ди", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее по тексту - Тульское УФАС России, Управление, антимонопольный орган, ответчик) и предписания от 04.08.2017 по делу N 3/23-2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), привлечены: Управление по административно - техническому надзору Администрации города Тулы; ООО "Лидер".
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2017 в удовлетворении требований отказано. Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей отнесены на ООО "Арт Ди".
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 решение Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2017 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Управления по административно-техническому надзору Администрации города Тулы и ООО "Арт Ди" без удовлетворения.
Не согласившись с судебными актами ООО "Арт Ди" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, приняв по делу новый судебный акт, полагая, что согласно извещению о конкурсе и конкурсной документации критерий оценки конкурсных предложений "Благоустройство территории, прилегающей к рекламной конструкции", организатор торгов обязан был принять и оценить любые предложения участников, соответствующие понятию благоустройства, данному в статье 2 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе предложений по праздничному оформлению. Предложение ООО "Арт Ди" связано с праздничным оформлением прилегающей территории и не касалось праздничного оформления самих конструкций или размещения праздничного оформления на них. Помимо этого податель жалобы ссылается на превышение УФАС своих полномочий в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы ООО "Лидер".
УАТН г.Тулы в отзыве поддерживает доводы кассационной жалобы, пояснив, что в силу прямого указания пункта 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), любые мероприятия, включённые в Правила благоустройства, являются благоустройством территории. Иными словами, праздничное оформление является одной из форм благоустройства.
УФАС по Тульской области просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, ссылаясь на то, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо запретов на возможность применения актов органов местного самоуправления к отношениям, возникающим в ходе проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте, праздничное оформление возможно только в рамках специальных программ, предложения ООО "Арт Ди" по праздничному оформлению не подлежали учету конкурсной комиссией при определении победителя торгов. Жалоба в части нарушения порядка определения победителя торгов подлежала рассмотрению по статье 18.1 Закона о защите конкуренции, предписание о новом рассмотрении заявок выдано правомерно.
ООО "Лидер" в отзыве просят отказать в удовлетворении жалобы, пояснив, что предложение ООО "Арт Ди" по праздничному социальному оформлению города в период с 2017 по 2024 года за счет победителя торгов не соответствует конкурсной документации. Пояснили, что конкурсная комиссия создала ООО "Арт Ди" преимущественные условия участия в конкурсе посредством нарушения порядка определения победителя торгов. Предложение ООО "Арт Ди" не сопоставимо с предложениями других участников в целях отбора победителя, предлагающего лучшие условия по благоустройству прилегающих к рекламным конструкциям территорий, произвольное изменение конкурсной комиссией специального порядка праздничного оформления территории г.Тулы по собственному усмотрению с превышением полномочий привело к нарушению порядка определения победителя торгов по лоту N 1 конкурса N 1/9.
В судебном заседании, проведённом 11.07.2018, в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлялся перерыв до 17.07.2018.
Представители сторон в судебном заседании, поддержали позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на неё.
Представитель Управления по административно-техническому надзору Администрации города Тулы в судебное заседание не явился, что в силу положений части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд округа, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленными ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на неё, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением по административно-техническому надзору 16.05.2017 издан приказ N 1/32 о проведении открытого конкурса N 1/9 по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Пунктами 2, 3 приказа утверждён состав конкурсной комиссии, согласно распоряжению главы Администрации города Тулы от 16.05.2017 N 1/135-р и состав лотов (228 мест размещения рекламных конструкций в 22 лотах), выставляемых на торги (конкурс N 1/9), установлена начальная цена лотов, сумма задатка на участие в конкурсе согласно приложению N 1.
Конкурсная документация утверждена 09.06.2017 (согласована главой Администрации г.Тулы).
Извещение о проведении конкурса N 1/9 (включая извещение о возобновлении конкурса N 1/9) размещено на официальном сайте Администрации г.Тулы в сети "Интернет".
В извещении указано, что порядок проведения торгов определяется "Положением об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула", утвержденным решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 N 12/257.
Согласно пункту 7.3 раздела 7 конкурсной документации "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, связанные с определением победителя конкурса" оценка и сопоставление заявок осуществляется конкурсной комиссией с использованием следующих критериев:
1. цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - основной критерий оценки. Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 50 баллов;
2. предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 20 баллов;
3. использование рекламной конструкции, которая будет установлена на рекламном месте по итогам конкурса, в социальных целях (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 20 баллов;
4. возможность размещения по итогам конкурса на рекламном месте эргономически и технологически усовершенствованных рекламных конструкций (дополнительный критерий). Значимость указанного критерия не может составлять меньше 0 и больше 10 баллов.
На странице 23 конкурсной документации указан порядок оценки заявок на участие в конкурсе N 1/9 по дополнительному критерию "Предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции", аналогичный указанному в §9 извещения о возобновлении конкурса.
Предусмотрено, что конкурсной комиссией оцениваются проекты благоустройства территории, прилегающей к рекламным конструкциям, исходя из стоимости работ, предложенных претендентом.
Расчет стоимости работ производится претендентом на основе сметных расчетов или калькуляции выполняемых работ. В случае использования в качестве элементов благоустройства изделий сторонних производителей, претенденту необходимо прикладывать документы о стоимости данного изделия. В случае самостоятельного изготовления элементов благоустройства, необходимо прикладывать смету выполнения работ, либо калькуляцию. Конкурсная комиссия вправе обратиться для правильности проверки расчетов в другие структурные подразделения Администрации города Тулы (например, Управление по организации закупок и контролю за ценообразованием Администрации города Тулы) для проверки правильности расчетной цены проекта благоустройства. В случае если стоимость работ, предложенной претендентом, больше стоимости, рассчитанной специализированной организацией, для дальнейших расчетов принимается стоимость, рассчитанная специализированной организацией. В случае отсутствия цены в предложении по благоустройству претенденту присуждается 0 баллов по данному критерию. Значимость критерия "Предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции" Rb рассчитывается по следующей формуле:
х 20, где:
Sпрет - цена по проекту благоустройства, предложенная претендентом.
Smax - максимальная предложенная цена по проекту благоустройства.
Дробное значение значимости заявки по каждому из дополнительных критериев округляется до целого согласно правилам математического округления Конкурсной комиссией рассмотрены заявки 7 участников торгов.
Согласно пункту 8 протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 1/9 (итоговый протокол о результатах конкурса N 1/9) (протокол N 5 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) от 18.07.2017 конкурсная комиссия произвела оценку и сопоставление представленных заявок на участие в конкурсе по каждому критерию по бальной системе.
Из протокола следует, что конкурсная комиссия оценила конкурсные предложения ООО "Медиа Формат" (23 100 000 рублей) и ООО "Арт Ди" (15 100 000 рублей) по основному критерию "Цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" и начислила, соответственно, 50 и 32 балла; по дополнительному критерию "Предложения по благоустройству территории" предложения ООО "Медиа Формат" и ООО "Арт Ди" составили, соответственно, 6 346 200 рублей и 16 962 821 рублей, и были оценены конкурсной комиссией в 5 и 15 баллов.
Как следует из заявки, ООО "Арт Ди" по дополнительному критерию "Предложение по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции" представило общий сметно-финансовый расчет к конкурсной документации (лот N 1) благоустройство. Согласно расчету общая стоимость благоустройства двухсторонних щитов 3*6 м, с подсветкой в количестве 55 штук, и щитов 3*6 м, с электронным воспроизведением изображения, без возможности демонстрации видео, с подсветкой в количестве 2 штук, составила 790 368 рублей 51 копейка (с учетом НДС 18%).
В качестве видов работ по благоустройству двустороннего щита 3*6 м (размер рекламного поля рекламной конструкции - 36 м) ООО "Арт Ди" предложены: урны, дорожные ограждения, контейнерное озеленение.
Помимо этого, ООО "Арт Ди" в составе заявки представило общий сметно-финансовый расчет и график на праздничное социальное оформление города в период с 2017 года по 2024 год за счет победителя торгов. Согласно данному расчету общая стоимость праздничного оформления города в течение 8 лет составила 16 172 452 рубля 49 копеек.
Из указанного расчета также следует, что ООО "Арт Ди" предлагает за счет средств Rb = Sпрет 20, где: Smax победителя торгов установить следующие композиции:
- в 2017 году - композиция N 2017 - флагшток Линия 2015, флагшток Точка 2015, иллюминация "Город";
- в 2018 году - композиция N 2018 - флаговая мобильная конструкция "Флаг";
- в 2019 году - композиция N 2019 - флагшток Линия 2015, флагшток Точка 2015 флагшток Точка 2016;
- в 2020 году - композиция к 75-летию со дня Победы в ВОВ - флагшток Линия 2016, флагшток Точка 2016, иллюминация "Город", стела "9 МАЯ";
- в 2021 году - композиция к 875-летию города Тулы - иллюминация "Город", флаговая мобильная конструкция "Флаг", "АРКА", флагшток Линия 2016;
- в 2022 году - композиция N 2022 - флагшток Точка 2016, иллюминация "Город";
- в 2023 году - композиция N 2023 - флаговая мобильная конструкция "Флаг";
- в 2024 году - композиция N 2024 - флагшток Линия 2015, флагшток Точка 2015, флагшток Точка 2016.
Конкурсная комиссия для расчета баллов по данному критерию приняла сумму 16 962 821 рубль, являющуюся результатом сложения общей стоимости благоустройства двухсторонних щитов 3*6 м, входящих в состав лота N 1 конкурса N 1/9 (790 368 рублей 51 копейка), и общей стоимости праздничного оформления города (16 172 452 рубля 49 копеек).
В то же время, как следует из заявки, ООО "Медиа Формат" по дополнительному критерию "Предложение по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции" предложило перечень работ, материалов и их стоимость, отраженные в проекте по благоустройству прилегающей территории, на общую сумму 6 346 200 рублей. Общество указало, что предполагается выполнение работ по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции, включающее выполнение следующих видов работ: обустройство газона, создание цветников, установка ограждения, установка бордюрного камня, восстановление асфальтового покрытия пешеходной зоны. Второй вариант благоустройства, предложенный обществом, предполагает выполнение работ по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции, включающий выполнение следующих видов работ: мощение пешеходной зоны тротуарной плиткой и/или восстановление асфальтового покрытия пешеходной зоны, установку ограждения, отделяющего проезжую часть от пешеходной зоны, установку бордюрного камня.
По результатам оценки и сопоставления заявок ООО "Арт Ди" заняло первое место (рейтинг заявки - 1), а ООО "Медиа Формат" - второе (рейтинг заявки - 2).
ООО "Лидер", чья заявка была отклонена, 18.07.2017 обратилось в Тульское УФАС России с жалобой на действия конкурсной комиссии, в которой просило признать незаконным решение об отказе в допуске к участию в конкурсе N 1/9 по лоту N 1, аннулировать результаты этого конкурса по указанному лоту. В дополнении к жалобе от 25.07.2017 общество также просило признать незаконным и аннулировать решение конкурсной комиссии по определению победителя открытого конкурса (итоговый протокол от 18.07.2017).
Тульским УФАС России по результатам рассмотрения жалобы N 3/23-2017 04.08.2017 принято решение, которым жалоба признана обоснованной, а конкурсная комиссия - нарушившей часть 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"; членам конкурсной комиссии выдано предписание N 24, в котором указано в срок до 16.08.2017 совершить действия, направленные на устранение нарушений требований порядка организации и проведения открытого конкурса N 1/9, а именно: отменить пункт 8 протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 1/9 (итоговый протокол о результатах конкурса N 1/9) (протокол N 5 заседания конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) от 18.07.2017 в части подведения итогов по лоту N 1; провести процедуру оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 1/9 по лоту N 1; разместить результаты оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе N 1/9 по лоту N 1 на официальном сайте, на котором было размещено извещение о проведении конкурса N 1/9; совершить иные действия, связанные с подведением итогов открытого конкурса по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте N 1/9 по лоту N 1.
ООО "Арт Ди", не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, обратилось в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2017, оставленным в силе постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с судебными актами ООО "Арт Ди" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы регулируются, в числе прочего, Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее по тексту -Закон N 38-ФЗ).
В силу части 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 N 12/257 утверждено "Положение об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула", в соответствии с пунктом 28 которого заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте осуществляется по итогам торгов, которые проводятся в форме конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации, на основании Положения "Об организации и проведении конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте" (приложение 3 к данному Положению) и административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте", утвержденного постановлением Администрации города Тулы.
Основными принципами организации и проведения конкурса в силу пункта 1.4 Положения "Об организации и проведении конкурсов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте" являются:
1) создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей и физических лиц;
2) добросовестная конкуренция участников конкурса;
3) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения;
4) равные условия для всех претендентов, открытость, гласность и состязательность всех участников.
Согласно пункту 2.1 Положения конкурс - форма проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте, победителем которых признается лицо, предложившее лучшие условия заключения и исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте; конкурсная комиссия - коллегиальный орган, действующий на основании настоящего Положения и уполномоченный проводить конкурсы по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции; конкурсная документация -комплект документов, содержащий информацию о предмете конкурса, условиях его проведения, разработанный организатором конкурса и утвержденный компетентным должностным лицом Администрации города Тулы.
Конкурсная комиссия в соответствии с пунктом 10.8 Положения осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных претендентами, признанными участниками конкурса. Срок оценки и сопоставления таких заявок не может превышать десяти дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в закрытом заседании в целях выявления лучших условий исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией (пункт 10.9 Положения).
Пунктом 10.13 Положения предусмотрено, что победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Согласно пункту 96 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на муниципальном рекламном месте", утвержденного постановлением Администрации города Тулы от 28.06.2012 N 1718, конкурсная комиссия несет ответственность за соответствие результатов рассмотрения заявок требованиям действующего законодательства и соблюдение порядка и сроков рассмотрения заявок.
Судом установлено и следует из материалов дела, что управлением по административно-техническому надзору 16.05.2017 издан приказ N 1/32 о проведении открытого конкурса N 1/9 по продаже прав на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, связанные с определением победителя конкурса оценка и сопоставление заявок, установлены в пункте 7.3 раздела 7 конкурсной документации.
Основным критерием является цена за право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
По материалам дела предложения первоначального победителя конкурса ООО "Арт Ди" по данному критерию составило 15 100 000 рублей, предложение ООО "Медиа Формат" - 23 100 000 рублей.
Однако, одним из дополнительных критериев конкурса являлось - предложения по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции.
К вопросам местного значения городского округа в силу части 1 статьи 16 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относятся утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в числе прочего, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; организация благоустройства территории городского округа (пункт 25); утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе" (пункт 26.1).
Следовательно, вопреки доводам жалобы, определяя в целях правоприменения понятие благоустройства, суды обоснованно учитывали положения правовых актов органов местного самоуправления, действующих в данной сфере.
В конкурсном предложении ООО "Арт Ди" по дополнительному критерию "Предложение по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции" указано не только стоимость благоустройства прилегающей территории в размере 790 368 рублей 51 копейки, но так же стоимость праздничного социального оформления города на срок действия разрешений в размере 16 172 452 рублей 49 копеек (флагштоки, иллюминации, композиции, стела); конкурсная комиссия для расчета баллов по данному критерию приняла названную сумму (16 962 821 рубль) и начислила 15 баллов.
Признавая обоснованным вывод Тульского УФАС России о том, что действия конкурсной комиссии, принявшей к оценке заявки ООО "Арт Ди" суммы предложений не только по благоустройству территории, прилегающей к рекламной конструкции, но сумму по праздничному оформлению города Тулы до 2024 года по лоту N 1, не соответствуют требованиям конкурсной документации, предоставляют преимущественные условия участия в конкурсе ООО "Арт Ди", противоречат принципам добросовестной конкуренции участников торгов, а само предложение ООО "Арт Ди" несопоставимо с предложениями других участников торгов в целях отбора победителя, предлагающего лучшие условия по благоустройству прилегающих к рекламным конструкциям территорий, суды правомерно исходил из следующего.
Благоустройство территории городского округа в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории городского округа мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
В соответствии с пунктом 1.6 "Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула", утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 N 46/938 (далее - Правила благоустройства), благоустройство территории - комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, а элементы благоустройства территории - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, используемые как составные части благоустройства. Под архитектурными объектами малых форм понимаются скамейки, лавочки, декоративные ограждения, штакетник, урны, клумбы, цветники, рабатки, декоративные скульптуры, оборудование детских площадок, столбы для сушки белья, столбы для выбивания ковров.
Прилегающая территория - территория общего пользования, непосредственно примыкающая к объектам, определение границ которой установлено статьей 5 Закона Тульской области от 09.12.2013 N 2040-ЗТО "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Тульской области" (пункт 1.6 Правил благоустройства).
В силу пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Закона границы прилегающей территории в целях обеспечения ее чистоты и порядка определяются для мест производства земляных, дорожно-ремонтных работ, работ по ремонту сетей инженерно-технического обеспечения, фасадов и иных элементов строений, зданий и сооружений, установке технических средств стабильного территориального размещения -5 метров от объекта производства работ по всему периметру.
Правила благоустройства в отношении общественных территорий (пространств), их участков, территорий пешеходных зон и коммуникаций, участков и специализированных зон общественной застройки, на которых возможно размещение рекламных конструкций, содержат обязательные перечни элементов благоустройства, включающие в общих случаях: твердые виды покрытия (в основном в виде плиточного мощения), озеленение, скамьи, урны или малые контейнеры для мусора, уличное техническое оборудование, осветительное оборудование, носители информации, элементы защиты участков озеленения (металлические ограждения, специальные виды покрытий и т.п.).
В то же время в силу пункта 8.11.1 "Правил благоустройства праздничное оформление территории муниципального образования город Тула" на период проведения государственных и муниципальных праздников, мероприятий, связанных со знаменательными событиями производится в соответствии с постановлениями и распоряжениями Администрации города Тулы.
Администрация города Тулы заранее организует разработку концепции праздничного оформления. Перечень работ по размещению праздничного оформления и схема размещения объектов и элементов праздничного оформления являются обязательными приложениями к концепции (пункт 8.11.4 Правил благоустройства).
Исходя из пункта 8.11.2 Правил благоустройства работы, связанные с изготовлением, размещением, монтажом, эксплуатацией и демонтажем праздничного оформления производятся организациями самостоятельно за счет собственных средств, а также по договорам с Администрацией города Тулы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования город Тула.
Помимо этого актами органов местного самоуправления регламентируется праздничное оформление самих рекламных конструкций.
Так, пунктом 21 "Положения об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула", утвержденного решением Тульской городской Думы от 24.11.2010 N 12/257, предусмотрено, что оформление рекламных конструкций к праздникам производится по адресным программам в соответствии с постановлениями и распоряжениями Администрации города Тулы к следующим праздникам: Новогодние каникулы и Рождество Христово; День защитника Отечества; Международный женский день; праздник Весны и Труда; День Победы; День России; День города Тулы; День обороны Тулы; День народного единства.
В силу пунктов 22 -25 Положения Администрация города Тулы заранее организует разработку адресной программы по размещению праздничного оформления рекламных конструкций. Перечень работ по размещению праздничного оформления рекламных конструкций является обязательным приложением к адресной программе.
Утвержденная главой Администрации города Тулы адресная программа обязательна для исполнения всеми владельцами рекламных конструкций и (или) рекламораспространителями.
Адресная программа направляется владельцам рекламных конструкций не позднее 30 календарных дней до предполагаемого срока размещения праздничной информации, которые обязаны довести ее до сведения рекламораспространителя, если эти лица не совпадают.
После получения адресной программы между владельцем рекламной конструкции или рекламораспространителем и Администрацией города Тулы заключается договор на размещение (монтаж), эксплуатацию и демонтаж праздничного оформления.
Согласно пункту 27 Положения владельцы рекламных конструкций или рекламораспространители размещают, осуществляют монтаж, эксплуатацию и демонтаж праздничного оформления собственными силами на принадлежащих им рекламных конструкциях. Объем работ по размещению, монтажу и демонтажу рекламных изображений подтверждается актом выполненных работ.
Таким образом, как в случае праздничного оформления территории муниципального образования город Тула, так и в случае праздничного оформления рекламных конструкций и при определении перечня работ по такому оформлению предусмотрен специальный порядок - издание постановлений и распоряжений Администрации города Тулы.
В рассматриваемом случае, доказательства наличия постановлений, распоряжений Администрации города Тулы о концепциях, адресных программах праздничного оформления территории города Тулы, которым бы соответствовало предложение ООО "Арт Ди" на период действия договоров, заключение которых предусмотрено по результатам проведения конкурса N 1/9, в материалах дела отсутствуют.
Как справедливо отмечено судом первой инстанции, предметом конкурса являлось право на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, а не праздничное оформление территории города Тулы в период с 2017 года по 2024 год.
Праздничное оформление города само по себе не предусматривалось в качестве критерия оценки конкурсной комиссией заявки на участие в конкурсе.
Так же, судами учтено, что в силу пункта 3.1 "Положения об установке и эксплуатации рекламных конструкций в муниципальном образовании город Тула", Приложения N 3, содержащей проект договора, не усматривается наличие у стороны 2 (победителя торгов) обязанности выполнить конкурсное предложение по праздничному оформлению города Тулы, а у стороны 1 (уполномоченного лица) - права потребовать исполнения такого обязательства.
В силу характера и субъектного состава отношений конкурс на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на муниципальных местах размещения таких конструкций проводится в целях предоставления равных возможностей участия лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере рекламы, развития между ними добросовестной конкуренции, соблюдения требований законодательства о конкуренции и рекламе, а также обеспечения гласности и прозрачности, установления максимально четких критериев отбора победителя, обеспечивающих сопоставимость поданных участниками предложений, предотвращения коррупции при предоставлении мест.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно посчитали, что действия конкурсной комиссии, которая учла при оценке по дополнительному критерию "Предложения по благоустройству прилегающей территории к рекламной конструкции" предложение ООО "Арт Ди" по стоимости, видам и типам праздничного оформления города Тулы, позволили этому участнику победить в конкурсе N 1/9 по лоту N 1, тогда как данные действия противоречат полномочиям конкурсной комиссии, вышеприведенным нормативным правовым актам, принятым и действующим на территории муниципального образования город Тула в сфере размещения рекламных конструкций, благоустройства, размещения праздничного оформления города, привело к нарушению порядка определения победителя торгов.
При таких обстоятельствах, действия конкурсной комиссии по оценке конкурсного предложения ООО "Арт Ди" с учетом предложения по праздничному оформлению города Тулы создали этой организации преимущественные условия участия в конкурсе и нарушили порядок определения победителя торгов, что является нарушением части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2); нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (пункт 3).
Довод заявителя о том, что антимонопольный орган вышел за пределы компетенции, установленной статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, не может быть принят, поскольку из содержания положений частей 17, 20 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ прямо следует, что обнаружение комиссией антимонопольного органа в ходе рассмотрения поданной жалобы на действия конкурсной комиссии иных нарушений, не являющихся предметом обжалования, не создает у антимонопольного органа обязанности проводить установленную главой 9 Закона N 135-ФЗ процедуру возбуждения нового дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В этом случае комиссия антимонопольного органа продолжает рассмотрение уже возбужденного дела, устанавливает в его ходе иные нарушения и при их доказанности принимает по данному делу решение также с учетом новых выявленных нарушений и выдачей при необходимости предписания об их устранении.
Так же судами правомерно учтено, что ООО "Лидер", обратившееся с жалобой в УФАС, являлось лицом, подавшим заявку на участие в конкурсе.
Признавая несостоятельной ссылку ООО "Арт Ди" на то, что антимонопольный орган не вправе выдавать предписание об аннулировании итогов конкурса, суды обоснованно учитывали следующее.
Согласно подпункту "а" пункта 3.1 части 1 статья 23 Закона N 135-ФЗ в случае признания жалобы обоснованной антимонопольный орган выдает конкурсной комиссии предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, в том числе об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, аннулировании торгов.
Таким образом, Закон о защите конкуренции наделяет антимонопольный орган контрольными функциями с целью соблюдения антимонопольного законодательства. При этом функции и полномочия антимонопольного органа направлены исключительно на защиту конкуренции. Следовательно, требования предписания антимонопольного органа с учетом обстоятельств настоящего дела, являлись соразмерными выявленному нарушению.
При этом суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Центрального округа пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 27.11.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2018 по делу N А68-8264/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.