"Книжная бухгалтерия"
(интервью с Г.И. Хромовой, главным бухгалтером РГБ)
- Как долго вы работаете в библиотеке?
- В библиотеке работаю около пяти лет. В должности главного бухгалтера уже полтора года. До этого работала в РГБ заместителем главбуха, еще раньше довелось поработать в профтехобразовании города Королева, тоже на должности главного. Словом, опыт ведения бухгалтерии в бюджетных организациях у меня немаленький.
- Сколько человек под вашим началом?
- В бухгалтерии у нас работает двадцать четыре сотрудника, трое из них - мои заместители. Они разделены на шесть структурных подразделений: материальную, расчетную, финансовую группы, группу кассового исполнения, группу налогового учета и группу учета дебиторов-кредиторов.
Наши основные задачи - ведение бухгалтерского и налогового учета финансово-хозяйственной деятельности, осуществление контроля за сохранностью собственности и правильным расходом денежных ценностей. Мы являемся бюджетной организацией, и поэтому мы должны использовать целевые бюджетные средства по кодам бюджетной классификации согласно смете расходов, утвержденной Федеральным агентством по культуре и кинематографии.
Что касается меня, я не только контролирую всю работу бухгалтерии. Иногда приходится некоторые хозяйственные расчеты выполнять самой... Правда, по налоговым инспекциям и вообще подобного рода организациям обычно ездят мои заместители, у нас создан специальный отдел налогового учета. Они занимаются НДС и налогом на прибыль.
- Часто ли возникают проблемы со сдачей отчетности?
- Нет, обычно проблем не бывает. Дело в том, что отчеты мы сдаем вышестоящей организации (Федеральному агентству по культуре и кинематографии). А раньше наша библиотека находилась в ведении Министерства культуры.
- В чем специфика ведения бухгалтерии в библиотеке? Какие у вас основные доходы?
- Российская государственная библиотека - организация федерального уровня. Государство нас финансирует из своего бюджета. РГБ осуществляет свою деятельность по уставу, утвержденному Правительством России (постановление N 226 от 23 марта 2001 г.), а в нем сказано, что помимо бюджетного финансирования библиотека может получать средства и из внебюджетных источников, и добровольных пожертвований. В этом году пожертвований немного. Обычно деньги на наш счет переводят физические лица, иногда и по копеечке. Прибыль складывается из доходов от предпринимательской деятельности и платных услуг, которые мы оказываем.
- А что это за услуги?
- Мы микрофильмируем и ксерокопируем книги, составляем и записываем на CD каталоги.
- В чем заключаются ваши основные расходы?
- Они у нас делятся на прямые и косвенные, как у всех предприятий, никаких особенностей здесь нет. Большая часть средств у нас уходит на закупку книжных фондов, печатной продукции, оборудования и на материальные поощрения сотрудников. Чистая прибыль идет на социальное развитие нашей библиотеки. У нас есть фонды материального поощрения и социального развития, средства оттуда идут на оказание помощи сотрудникам.
Больше всего мы стараемся помогать нашим ветеранам - это те, кто проработал в библиотеке более 30 лет. Надо сказать, что таких людей много.
Служащих библиотеки мы обеспечиваем путевками в оздоровительные санатории. В этом году их получили более 600 человек. У нас заключены договоры с несколькими оздоровительными организациями, с ними мы сотрудничаем уже много лет. В Крыму, например, служащие и их дети отдыхают в пансионате "Уют", также мы предоставляем путевки в Тверскую область и в Санкт-Петербург. У нас заключен договор с поликлиникой, которая обслуживает сотрудников библиотеки.
К тому же много средств у нас уходит на реставрацию. В этом году на текущий ремонт наших зданий из бюджета выделено 200 миллионов 146 тысяч рублей. Большая часть этой суммы ушла на реставрацию дома Пашкова. Он является памятником архитектуры, равно как и все здания, которые стоят у нас на балансе.
- Какой предпринимательской деятельностью может заниматься библиотека?
- Мы часто сдаем помещения в аренду. Если договор долгосрочный, то арендатор заключает его с вышестоящей организацией, арендная плата перечисляется им, а нам эти средства попадают как дополнительное финансирование. На него мы и закупаем книги. Что касается краткосрочной аренды, мы проводим ее как внереализационные доходы, с них мы платим налог на прибыль, из которой делаем доплаты нашим сотрудникам.
- Ввозите ли вы книги или журналы из-за рубежа? Является ли это импортом?
- У нас созданы специальные отделы по управлению книжными фондами. За пополнение библиотеки отвечают управление комплектования фондов и управление центра международных связей. При комплектовании не делается разницы между отечественными и зарубежными книгами. Как бюджетная организация мы не имеем права закупать за рубежом основные фонды, здесь действует система договоров с организациями-посредниками, которые профессионально этим занимаются. Мы переводим на счет этих организаций средства, поступившие к нам из бюджета, а фирма уже закупает для библиотеки.
- Производите ли вы обмены с другими библиотеками?
- Что касается обменов, все эти процессы проходят в отделах. У нас есть специальное положение о библиотечном фонде. Согласно ему, каждый отдел занимается только литературой, на которой он специализируется. Для сотрудников отдела книги - это конкретные издания, а для бухгалтерии - прежде всего учетные единицы и их стоимость. Объем книг очень большой, поэтому бухгалтерия ведет суммовой учет по отделам. Они предоставляют нам отчеты на уровне первичных документов, а мы занимаемся всем остальным.
- Как вы списываете книги, когда их не возвращают?
- Все утерянные книги мы проводим через бухгалтерию. К нам стекаются сведения о них со всех отделов. После этого мы взыскиваем с организации или с физического лица стоимость книги по коммерческой цене, которую определяет специальный отдел, занимающийся оценкой книг. На взысканные деньги восстанавливаем фонды, хотя в любом случае обидно, когда книги теряются. У нас еще ни разу не было, чтобы человек терял книгу, а потом отказывался платить за нее. До суда ни разу не доходило... Наверное, это потому, что все люди интеллигентные... А может, дело в том, что у нас очень строгий контроль...
- А как проходит сам процесс списания?
- Процедура списания книг опять проходит в отделах, они нам предоставляют акты о списании по специальной форме отчетности, а мы уже проводим это в бухгалтерии в группе материального учета.
- Амортизируете ли вы книги?
- Как правило, в бюджетных организациях, согласно инструкциям, амортизация не начисляется. Книги не амортизируются. В прошлом году мы делали переоценку, в первый раз за много лет. Стоимость книг, конечно, изменилась... А есть и вообще бесценные экземпляры! В этом году мы собираемся провести также частичную плановую инвентаризацию книжного фонда, в основном иностранных изданий.
- С помощью каких компьютерных программ ведется бухучет в библиотеке?
- Мы пользуемся программами корпорации "Парус". Все бюджетные организации перешли на нее, и Агентство кинематографии - наш непосредственный начальник - тоже, поэтому мы сдаем им баланс в этой программе. У нас сейчас установлены версии 4, 5, причем пользуемся мы "Парусом" давно.
С 1 января 2005 года у нас будет меняться план счетов и инструкция бюджетных организаций. Именно поэтому уже сейчас мы готовимся к переходу на новую версию "Паруса". В нашей организации очень большие обороты, поэтому старые программы уже не будут справляться с новым планом счетов.
Сейчас наши сотрудники ходят на курсы, учатся работать с новой программой, повышают свою квалификацию. Я тоже не отстаю.
С корпорацией "Парус" у нас уже несколько лет заключен договор, и два раза в месяц они проводят семинары, а когда возникают трудности, приезжают к нам и устраняют их.
- Как часто вы и ваши сотрудники проходите повышение квалификации?
- "Институт практических систем" ежегодно приглашает нас на повышение квалификации в бюджетной сфере. Это уже система, в течение семи-восьми лет на этих семинарах мы встречаемся с главбухами других бюджетных организаций, обмениваемся опытом.
- Какие трудности обычно встречаются в вашей работе?
- Трудности? Без них не проходит ни одного дня! Бывают у нас разные ситуации - и сложные, и смешные. В большой организации все время возникают какие-то мелкие проблемы, а в библиотеке работает около двух тысяч человек! Правда, благодаря слаженной работе путаницы не возникает. Серьезные проблемы у нас были, когда мы стали платить налоги, от которых раньше были освобождены. Даже госконтракт с Министерством культуры "Культура России 2001-2005", который идет как целевая программа и финансируется из федерального бюджета, по договорам приходится проводить как предпринимательскую деятельность. Надо сказать, что это очень интересный контракт: он заключен с 2001 по 2005 год, в его рамках разрабатывается много проектов, например "Электронный век России".
- Есть ли у вас хобби?
- Честно? Времени на себя не хватает, я живу в Подмосковье. Все свободное время стараюсь посвящать семье и дому. Я люблю собирать грибы и ягоды, но выбраться в лес получается, к сожалению, редко. А когда подходит время сдавать отчеты, приходится засиживаться допоздна. Самое напряженное время - при сдаче годового отчета, потому что нужно заполнять много отчетных форм. Я полностью доверяю своим заместителям, и они меня не подводят.
"Московский бухгалтер", N 11, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007