г. Калуга |
|
24 июля 2018 г. |
Дело N А84-3112/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.07.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: |
Л.В. Солодовой И.В.Сорокиной Ю.В. Бутченко
Елистратовой Н.В. |
при участии в заседании: |
|
от истца: Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя |
Воловиковой А.А. - представитель (дов. N 1389 от 26.12.2017) |
от ответчика: ИП Хорошун Е.Ф. |
Лебедева А.В. - представитель (дов. N 92АА0329535 от 21.08.2017) |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда кассационную жалобу Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Арбитражного суда города Севастополя от 05.10.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018 по делу N А84-3112/2017,
УСТАНОВИЛ:
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Арбитражный суд города Севастополя с иском к индивидуальному предпринимателю Хорошуну Евгению Феодосьевичу о взыскании 3 881 377,58 руб., из которых 2 898 119,71 руб. составляет задолженность по арендной плате за период с января 2015 по апрель 2017, 676 539,19 руб. и 306 678, 68 руб. проценты за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 05.10.2017, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит вышеуказанные судебные акты отменить и заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Проверив в порядке ст. ст. 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального права и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов установленным фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, по договору купли- продажи от 10.02.2004 Хорошун Е.Ф. приобрел у гражданской организации "Всеармейское военно-охотничье общество" помещения рыболовно-спортивной туристической базы, находящиеся по адресу: г. Севастополь ул. Летчиков 3.
В дальнейшем, 27.12.2007 между Севастопольским городским советом (арендодатель) и предпринимателем Хорошун Е.В. (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка общей площадью 0,4477 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Летчиков 3, для реконструкции помещений и сооружений туристическо-рыболовецкой базы в спортивно-гостиничный комплекс подводного плавания и его обслуживания, с отнесением этих земель к категории земель водного фонда, сроком действия на 25 лет.
В этот же день земельный участок передан арендатору по акту приема- передачи.
В соответствии с пп. "г" п. 9.2.2 договора, арендатор обязан начать освоение земельного участка и завершить застройку согласно предусмотренному в п. 5.2 договора целевому назначению в течение двух лет с момента подписания акта приема-передачи.
В соответствии с п. 2.3 договора нормативная денежная оценка на период строительства, до сдачи объекта в эксплуатацию составляет 717 772 грн.; на последующий период - 3 588 861 грн.
Согласно п. 4.1 договора годовая арендная плата за пользование земельным участком устанавливается в соответствии с Методикой определения размеров арендной платы при заключении договоров аренды земли, утвержденной решением Севастопольского городского совета N 1348 от 14.10.2003 в размере 1,5% от нормативной денежной оценки земельного участка. Величина годовой арендной платы составляет: на период строительства - 10 766,58 грн.; на последующий период - 53 832,92 грн.
При этом п. 4.3. договора предусмотрена ежегодная корректировка расчета арендной платы в соответствии с п. 4.5 договора (с учетом индексов инфляции).
Арендная плата вносится арендатором ежемесячно в течение 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного периода (налоговой) месяца в национальной валюте Украины (п.4.4. договора). За несвоевременное внесения арендных платежей предусмотрена пеня.
Кроме того, в соответствии с п.9.2.2. договора арендатор принял на себя обязанность ежегодно до 20 января представлять арендатору справку о платежах по арендной плате за истекший год, заверенную налоговой инспекцией.
Дополнительным соглашением от 07.06.2010 стороны внесли изменения в договор аренды, в соответствии с которыми нормативная денежная оценка земельного участка на период строительства составляет 900 177,32 грн, на последующий период - 4 500 887,85 грн. ( п.2.3. договора).
При этом величина годовой арендной платы за пользование земельным участком, в связи с внесенными изменениями в п.4.2 договора, составляет: на период строительства - 27 005,32 грн; на последующий период - 135 026,64 грн.
Дополнительным соглашением от 15.05.2013 сторонами были внесены в договор аренды земельного участка очередные изменения, в соответствии с которыми с 01.01.2012 нормативная денежная оценка земельного участка составляет 4 658 094,65 грн.
При этом годовая арендная плата за пользование земельным участком до 07.02.2012 устанавливается в соответствии с п. 5.1 ст. 288 Налогового кодекса Украины в размере 3% от нормативной денежной оценки земельного участка; с 07.02.2012 - в соответствии с решением Севастопольского городского совета от 16.04.2013 N 5497 в размере 4,5% от нормативной денежной оценки земельного участка (п. 4.1 доп. соглашения).
В соответствии с п. 4.2. дополнительного соглашения расчет размера арендной платы за земельный участок осуществляется с учетом его целевого использования и коэффициентов индексации, определенных законодательством, по утвержденным Кабинетом Министров Украины формам, которые заполняются во время заключения (возобновления) или изменения условий договора аренды.
Величина годовой арендной платы за пользование земельным участком определяется по формуле указанной в п.4.3 и на период с 01.01.2012 до 07.02.2012 составляет 35 317,52 грн.; на период с 07.02.2012 по 19.04.2012 - 109 961,58 грн.; с 19.04.2012 - 209 614,26 грн.
Пунктом 4.8 дополнительного соглашения от 15.05.2013 предусмотрено, что в случае нарушения сроков освоения (застройки) арендованного земельного участка, определенных проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке, годовая арендная плата до момента ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, предусмотренного настоящим договором, взыскивается в трехкратном размере, но не более 12% от нормативной денежной оценки земельного участка.
В соответствии с пп. "г" п. 9.2.2 договора (в редакции дополнительного соглашения от 15.05.2013) арендатор обязался, завершить застройку арендованного земельного участка, согласно предусмотренному в п. 5.2 договора целевому назначению в течение 17 месяцев с 19.04.2012 в соответствии с решением городского совета от 19.06.2012 N 3325, т.е. до - 19.09.2013.
Как следует из материалов дела, 06.07.2012 ответчику Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в городе Севастополе выдана Декларация на начало выполнения строительных работ по реконструкции лодочной станции в спортивно-гостиничном комплексе подводного плавания по ул. Летчиков в городе Севастополе (1 очередь строительства, 3 категория сложности).
Решением Севастопольского городского совета от 17.12.2013 N 6716 предпринимателю был продлен срок реконструкции на 17 месяцев с момента принятия настоящего решения.
При этом предусмотрена оплата аренды земельного участка в процентном соотношении от нормативной денежной оценки земельного участка на период эксплуатации объекта строительства без применения повышающего коэффициента 2,5 к ставке арендной платы.
Указанным решением арендодатель обязал арендатора внести соответствующие изменения в договор аренды земельного участка, о чем заключить с Севастопольским городским советом дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды земли.
С требованием внести указанные дополнения в договор аренды ответчик обратился в арендодателю 09.01.2014.
Однако, 14.05.2014 Законодательным собранием города Севастополя предпринимателю было сообщено о разрешении соответствующих вопросов после урегулирования вопросов интеграции города Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы РФ, систему органов государственной власти РФ.
При этом распоряжением Губернатора города Севастополя от 17.04.2014 N 46 было запрещено осуществление любого капитального строительства на территории города Севастополя до особого распоряжения, в связи с чем инспекцией Архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе 30.04.2014 в адрес предпринимателя было направлено уведомление о запрещении осуществления любого капитального строительства на территории города Севастополя.
В свою очередь, на основании постановления Правительства Севастополя от 15.07.2014 N 145, Указа Губернатора Севастополя от 28.11.2015 N 116 запрещено проведение строительно-монтажных работ в период действия режима чрезвычайной ситуации на территории города Севастополя.
Режим чрезвычайной ситуации на территории города Севастополя был отменен Указом Губернатора Севастополя от 25.05.2016 N 37-УГ с 25.05.2016
25.12.2015 Управлением государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя ответчику выдано заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) иных нормативных правовых актов и проектной документации.
В ответ на обращение ответчика от 14.05.2015 в адрес Главного управления имущественных и земельных отношений города Севастополя о сохранении ставки арендной платы в размере 4,5% от нормативной денежной оценки земли, согласно решения Севастопольского городского совета от 16.04.2013 N 5497 ему было сообщено, что решение Севастопольского городского совета от 17.12.2013 N 6716 о продлении на 17 месяцев срока реконструкции помещений и сооружений туристическо-рыболовецкой базы не исполнено, соответствующие изменения в договор аренды земли от 12.02.2008 не внесены.
Письмом от 22.09.2015 N 44 Департамент уведомил предпринимателя о том, что в соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя и заключенным до 21.03.2014" установлена базовая ставка арендной платы на 2015 год, равная арендной плате за 2014 год, переведенной в рубли по курсу, установленному ЦБ РФ на 01.01.2015.
Письмом от 11.05.2016 Департамент сообщил арендатору, что в связи с истечением 19.09.2013 срока реконструкции объектов недвижимости, к ставке арендной платы - 4,5% применяется повышающий коэффициент - 3. Принимая во внимание то, что максимальная ставка арендной платы ограничена 12%, годовая арендная плата на 2015 и 2016 годы составляет 1 987 282, 92 руб. ( 4 658 094,65 X 3,55525 X 12% )
20.05.2016 Департаментом по имущественными земельным отношениям города Севастополя в адрес предпринимателя направлено требование об оплате задолженности по арендной плате в размере 1 772 598,01 руб., в том числе пени 22 034,33 руб.
Требование ответчика о прекращении начисления арендной платы с повышающим коэффициентом в связи с нарушением сроков освоения и застройки земельного участка остались без удовлетворения.
В направленном 07.06.2017 в адрес арендатора письме, Департамент уведомил об имеющейся задолженности по арендной плате и штрафным санкциям в размере 3 881 337,58 руб. за период с января 2015 по апрель 2017 и предложил погасить указанную сумму в месячный срок.
Ссылаясь на то что от погашения указанной суммы ответчик уклоняется, истец обратился в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции руководствовались следующим.
В соответствии с положениями ст. 23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно ч. 12 ст. 3 Закона Республики Крым N 38-ЗPK от 31.07.2014 "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" положения договоров аренды земельных участков, заключенных до вступления в силу Федерального конституционного закона и зарегистрированных в действовавшем на момент заключения таких договоров порядке, применяются в части, не противоречащей Гражданскому кодексу Российской Федерации и Земельному кодексу Российской Федерации.
Согласно п.1 Постановления Правительства Севастополя от 11.02.2015 N 88-ПП "О временном порядке определения размера арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенным до 21 марта 2014 года", с 01.01.2015 до момента приведения договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя, заключенных до 21.03.2014, в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации арендная плата за такие земельные участки рассчитывается согласно условиям договоров аренды (с учетом дополнительных соглашений) с применением нормативной денежной оценки земельных участков, действующей на территории города Севастополя с 01.01.2012, переведенной в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на 01.01.2015.
Как следует из материалов дела, реконструкция и строительство объекта состоит из пяти строительных очередей, для выполнения каждой из которых предусмотрен определенный срок.
Как установлено судебными инстанциями, строительство объекта на спорном земельном участке не завершено в полном объеме. При этом объекты первых двух очередей - административно- хозяйственный корпус и ресторан построены и приняты в эксплуатацию. Третья очередь строительства также была завершена, однако, в эксплуатацию не принята.
Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что с 2011 и вплоть до настоящего времени ответчиком предпринимались и предпринимаются активные меры по освоению земельного участка о получения разрешений с целью окончания строительства.
Пунктом 9.2.2 договора аренды предусмотрено, что если в надлежащим образом утвержденной проектной документации предусматривается иной срок строительства, то по ходатайству арендатора в договор вносятся соответствующие изменения в части увеличения этого срока.
Решением Севастопольского городского совета N 6716 от 17.12.2013 предпринимателю был продлен срок реконструкции объекта, на 17 месяцев с момента принятия данного решения, то есть до 17.05.2015, что соответствует решению Севастопольского городского совета от 22.02.2011 N 388 "Об урегулировании процедуры продления сроков освоения земельных участков по договорам аренды земли и особенностях начисления арендной платы в связи с несоблюдением сроков строительства объектов" и не противоречит положениям ст. 9 Земельного кодекса Украины.
Таким образом, уполномоченный орган государственной власти Украины (Севастопольский городской совет) в установленном законом порядке принял решение о возможности продления срока для строительства на соответствующем земельном участке.
Указанным решением было предписано сторонам заключить дополнительное соглашения к договору аренды от 27.12.2007.
09.01.2014 ответчик обратился в адрес арендодателя с просьбой заключить дополнительное соглашение к договору. Законодательное собрание города Севастополя в своем письме от 14.05.2014, не отказав ответчика в заключении дополнительного соглашения, сослалось на необходимость рассмотрения поставленного вопроса после урегулирования вопросов интеграции города Севастополя в финансовую, кредитную и правовую систему Российской Федерации.
Между тем, Распоряжением и.о. Губернатора города Севастополя от 17.04.2014 N 46 "О запрете осуществления капитального строительства на территории города Севастополя", установлен запрет осуществления любого капитального строительства на территории города Севастополя вплоть до особого распоряжения ввиду необходимости принятия актов законодательного регулирования субъекта федерации и формирования органов власти, осуществляющих контроль в сфере капитального строительства (в том числе выдачи разрешительной документации на проведение строительных работ и организации их контроля).
Указанное распоряжение принято в переходный период и направлено на упорядочивание градостроительных отношений, возникших в соответствии с законодательством Украины до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации и образования в составе Российской Федерации нового субъекта города федерального значения Севастополя.
В этот же период, 30.04.2014, в адрес ответчика Инспекцией архитектурно- строительного контроля в г. Севастополе было направлено письмо о необходимости остановить все работы, которые осуществлялись им, по всем объектам капитального строительства на территории города Севастополя.
На основании постановления Правительства Севастополя от 15.07.2014 N 145, Указа Губернатора Севастополя от 28.11.2015 N 116 запрещено проведение строительно-монтажных работ в период действия режима чрезвычайной ситуации на территории города Севастополя.
Режим чрезвычайной ситуации на территории города Севастополя был отменен только Указом Губернатора Севастополя N 37-УГ от 25.05.2016.
Правительством Севастополя от 12.07.2016 было принято постановлением N 668-ПП, в соответствии с которым на территории города Севастополя прекращают свое действие разрешения на выполнение строительных работ (реконструкцию), уведомления о начале выполнения строительных работ, декларации о начале выполнения подготовительных работ, декларации о начале выполнения строительных работ, выданные до 18.03.2014.
Указанное постановление признано утратившим силу постановлением Правительства Севастополя N 1058-ПП от 10.11.2016, пунктом 1 которого установлен аналогичный запрет.
Таким образом, установленный для предпринимателя в силу решения Севастопольского городского совета от 17.12.2013 дополнительный срок строительства совпал с периодами публично-правовых запретов и периодами затрудненности хозяйственной деятельности, связанными с интеграцией Республики Крым в Российскую Федерацию.
С учетом конкретных обстоятельств дела, судебные инстанции пришли к выводу, что условия договора о применении повышенного размера арендной платы за нарушение сроков строительства, в данном случае к ответчику применены быть не могут, поскольку им предпринимались все меры для своевременного окончания строительства, а его вина в нарушении условий договора отсутствует..
При этом судебными инстанциями также учтено, что у ответчика отсутствует задолженность, в случае расчета размера арендных платежей с применением коэффициента 4,5%, что предусмотрено дополнительным соглашением сторон от 15.05.2013, на основании решения Севастопольского городского совета N 5497 от 16.04.2013.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судами первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и надлежащей правовой оценки суда, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 05.10.2017 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2018 по делу N А84-3112/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
И.В.Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.