Постановление Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2021 г. N 253-ПА
"Об утверждении Положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения муниципального округа Пуровский район"
В соответствии с Федеральными законами от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.02.2004 N 5-ЗАО "О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.04.2021 N 242-П "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа" постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения муниципального округа Пуровский район.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Пуровского района от 14.06.2018 N 219-ПА "О порядке оповещения и информирования населения в случае угрозы возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации мирного и военного времени на территории муниципального образования Пуровский район".
3. Управлению информационно-аналитических исследований и связей с общественностью Администрации Пуровского района (И.С. Аракелова) разместить настоящее постановление на официальном сайте муниципального округа Пуровский район.
4. Опубликовать настоящее постановление в Пуровской районной муниципальной общественно-политической газете "Северный луч".
5. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации Пуровского района по правовым вопросам Е.О. Жолобова.
И.о. Главы Пуровского района |
Е.О. Жолобов |
Утверждено
постановлением
Администрации
Пуровского района
от 31 мая 2021 г. N 253-ПА
Положение
о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения муниципального округа Пуровский район
I. Общие положения
1.1. Положение о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения муниципального округа Пуровский район (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 07 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", постановлением Правительства Российской Федерации от 01 марта 1993 года N 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 февраля 2004 года N 5-ЗАО "О защите населения и территорий Ямало-Ненецкого автономного округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 апреля 2021 года N 242-П "Об утверждении Положения о региональной автоматизированной системе централизованного оповещения населения Ямало-Ненецкого автономного округа и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Ямало-Ненецкого автономного округа".
1.2. Положение определяет назначение, задачи и требования к муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения муниципального округа Пуровский район (далее - МАСЦО), порядок ее задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
1.3. В Положении применяются следующие понятия:
1.3.1. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
1.3.2. Сигнал оповещения - команда для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций органами управления и силами гражданской обороны Пуровского районного звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Пуровское районное звено ТП РСЧС), а также для применения населением средств и способов защиты.
1.3.3. Экстренная информация - информация о фактических и прогнозируемых опасных природных явлениях и техногенных процессах, загрязнении окружающей среды, заболеваниях, которые могут угрожать жизни или здоровью граждан, а также правилах поведения и способах защиты.
1.3.4. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - КСЭОН) - элемент МАСЦО, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления Пуровского районного звена ТП РСЧС и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
1.3.5. Зона экстренного оповещения населения - территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
1.3.6. Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
1.3.7. Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
1.4. МАСЦО включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и Пуровского районного звена ТП РСЧС, обеспечивающую доведение до населения, органов управления и сил ГО и Пуровского районного звена ТП РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств КСЭОН, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
1.5. В состав МАСЦО входят непосредственно муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения и локальные системы оповещения.
МАСЦО и локальные системы оповещения, созданные на территории муниципального округа Пуровский район, должны быть сопряжены на программном и аппаратном уровнях с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения (далее - РАСЦО).
Границами зон действия МАСЦО являются административные границы муниципального округа Пуровский район.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
1.6. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности МАСЦО является составной частью комплекса мероприятий, проводимых Администрацией Пуровского района и организациями по подготовке и ведению ГО, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.7. МАСЦО должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении N 1 к настоящему Положению о системах оповещения населения, утвержденному приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 578/365 (далее - Требования).
1.8. МАСЦО и локальные системы оповещения могут быть задействованы как в мирное время, так и в военное время.
II. Назначение и основные задачи МАСЦО
2.1. МАСЦО предназначена для обеспечения доведения сигналов оповещения и экстренной информации до населения муниципального округа Пуровский район, органов управления и сил ГО и Пуровского районного звена ТП РСЧС об опасностях, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций.
2.2. Основной задачей МАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО и Пуровского районного звена ТП РСЧС;
- Управления по делам ГО и ЧС Администрации Пуровского района;
- территориальных структурных подразделений Администрации Пуровского района;
- МКУ "ЕДДС Пуровского района по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - ЕДДС Пуровского района);
- сил ГО и Пуровского районного звена ТП РСЧС;
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, создающих локальные системы оповещения (далее - организация);
- дежурных (дежурно-диспетчерских) служб территориальных подразделений органов исполнительной власти автономного округа и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории муниципального округа Пуровский район;
- людей, находящихся на территории муниципального округа Пуровский район.
2.3. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также органов повседневного управления Пуровского районного звена ТП РСЧС.
2.4. Основной задачей локальной системы оповещения является доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
- руководящего состава ГО организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
- ЕДДС Пуровского района;
- руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения;
- населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.
III. Порядок задействования МАСЦО
3.1. Основной способ оповещения населения муниципального округа Пуровский район - передача сигналов оповещения и речевой информации по каналам и сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания, сети радиовещательных и передающих станций операторов телерадиовещания в муниципальном округе Пуровский район, операторов кабельного телевидения с перерывом вещательных программ, а также операторов подвижной радиотелефонной связи для оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных действиях или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.
Территориальные структурные подразделения, отраслевые структурные подразделения Администрации Пуровского района в зависимости от территории распространения средств массовой информации или от территории, на которой оказываются услуги связи, инициируют распространение редакциями средств массовой информации и операторами связи сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
3.2. ЕДДС Пуровского района, получив в системе управления ГО и Пуровского районного звена ТП РСЧС сигналы оповещения и (или) экстренную информацию, подтверждает получение и немедленно доводит их до Главы Пуровского района, а также до органов управления и сил ГО и Пуровского районного звена ТП РСЧС.
3.3. Решение на задействование МАСЦО принимается Главой Пуровского района (либо лицом, его замещающим) лично или через начальника Управления по делам ГО и ЧС Администрации Пуровского района (либо лица, его замещающего).
КСЭОН задействуется в автоматическом режиме от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов или в автоматизированном режиме по решению Главы Пуровского района.
3.4. Непосредственное задействование МАСЦО осуществляет старший оперативный дежурный (помощник оперативного дежурного) из состава оперативной дежурной смены ЕДДС Пуровского района (далее - Оперативный дежурный ЕДДС Пуровского района).
ЕДДС Пуровского района является уполномоченным органом на обеспечение передачи сигналов оповещения и экстренной информации операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации на муниципальном уровне.
3.5. Передача сигналов оповещения и экстренной информации может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования МАСЦО.
В автоматическом режиме функционирования МАСЦО включается (запускается) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) МАСЦО осуществляется Оперативным дежурным ЕДДС Пуровского района с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования Оперативный дежурный ЕДДС Пуровского района осуществляет включение (запуск) оконечных средств оповещения, а также направляет заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации, организует задействование громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения.
Основной режим функционирования МАСЦО - автоматизированный.
3.6. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению при задействовании МАСЦО осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!"путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест Оперативного дежурного ЕДДС Пуровского района.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыдущего сообщения).
Типовые аудио- и аудиовизуальные, а также текстовые и графические сообщения населению о фактических и прогнозируемых чрезвычайных ситуациях готовятся Управлением по делам ГО и ЧС Администрации Пуровского района совместно с ЕДДС Пуровского района.
3.7. Для обеспечения своевременной передачи населению муниципального округа Пуровский район сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться:
- сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем;
- сети проводного радиовещания;
- сети уличной радиофикации;
- сети кабельного телерадиовещания;
- сети эфирного телерадиовещания;
- сети подвижной радиотелефонной связи;
- сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения;
- сети связи операторов связи и ведомственные;
- сети систем персонального радиовызова;
- информационно-телекоммуникационная сеть Интернет;
- громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
3.8. Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в муниципальном округе Пуровский района (далее - КЧС и ОПБ района).
3.9. Порядок действий Оперативного дежурного ЕДДС Пуровского района, а также операторов связи, телерадиовещательных организаций и редакций средств массовой информации при передаче сигналов оповещения и экстренной информации определяется требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
3.10. Управление по делам ГО и ЧС, Департамент транспорта, связи и систем жизнеобеспечения, территориальные структурные подразделения Администрации Пуровского района, ЕДДС Пуровского района и организации, в ведении которых находятся системы оповещения населения, операторы связи и редакции средств массовой информации проводят комплекс организационно-технических мероприятий по исключению несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации.
3.11. О случаях несанкционированной передачи сигналов оповещения и экстренной информации организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты, организации связи, операторы связи и организации телерадиовещания, редакции средств массовой информации немедленно извещают Управление по делам ГО и ЧС Администрации Пуровского района.
IV. Поддержание в готовности МАСЦО
4.1. Поддержание в готовности МАСЦО организуется и осуществляется Администрацией Пуровского района и организациями на своих уровнях функционирования Пуровского районного звена ТП РСЧС.
4.2. С целью контроля за поддержанием в готовности МАСЦО проводятся следующие виды проверок:
- комплексные проверки готовности МАСЦО с включением оконечных средств оповещения и доведением проверочных сигналов и информации до населения;
- технические проверки готовности к задействованию МАСЦО без включения оконечных средств оповещения населения.
Комплексные проверки готовности МАСЦО проводятся два раза в год комиссией в следующем составе Управление по делам ГО и ЧС Администрации Пуровского района, ЕДДС Пуровского района, при участии операторов связи, организаций, осуществляющих телерадиовещание, вещателей (дикторов), задействуемых при оповещении населения.
По решению КЧС и ОПБ района могут проводиться дополнительные комплексные проверки МАСЦО, при этом перерыв трансляции телеканалов (радиоканалов) возможен только по согласованию с вещателями.
Комплексные проверки готовности локальных систем оповещения, входящих в МАСЦО, проводятся во взаимодействии с органами местного самоуправления не реже одного раза в год комиссией из числа должностных лиц организации.
Замещение сигнала телеканала (радиоканала) вещателя в ходе комплексной проверки системы оповещения населения возможно только проверочным сигналом "Техническая проверка".
В ходе работы комиссий проверяется выполнение всех требований законодательства Российской Федерации, действующего в отношении МАСЦО.
По результатам комплексной проверки готовности МАСЦО оформляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности МАСЦО, а также уточняется паспорт МАСЦО.
Перед проведением всех проверок в обязательном порядке проводится комплекс организационно-технических мероприятий с целью исключения несанкционированного запуска МАСЦО.
Перерыв вещательных программ при выступлении высших должностных лиц страны, передаче сообщений о важных государственных событиях, экстренных сообщениях в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в ходе проведения проверок МАСЦО не допускается.
4.3. Для обеспечения оповещения максимального количества людей, попавших в зону чрезвычайной ситуации, в том числе на территориях, неохваченных МАСЦО, создается резерв технических средств оповещения (стационарных и мобильных).
4.5. Вывод из эксплуатации действующей МАСЦО осуществляется по окончанию эксплуатационного ресурса технических средств этой МАСЦО, завершения ее модернизации (реконструкции) и ввода в эксплуатацию новой системы оповещения населения.
4.6. Организация технического обслуживания МАСЦО осуществляется в соответствии с Положением по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения, утвержденным приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 года N 579/366.
V. Порядок создания (реконструкции) и совершенствования МАСЦО
5.1. Планирование строительства новой либо совершенствование действующей МАСЦО должны быть выполнены в соответствии с Требованиями.
5.2. В ходе развития (строительства) населенных пунктов, жилых комплексов. проводятся необходимые мероприятия по совершенствованию (развитию, дооборудованию) МАСЦО.
5.3. Мероприятия по планированию, монтажу, пуско-наладке и вводу в эксплуатацию вновь установленных технических средств оповещения и других систем оповещения населения аналогичны мероприятиям по строительству и вводу в эксплуатацию МАСЦО.
VI. Резерв (стационарных, мобильных, носимых) технических средств оповещения
6.1. В целях обеспечения устойчивого функционирования систем оповещения любого уровня, при их создании предусматривается формирование и использование резерва (стационарных, мобильных, носимых) технических средств оповещения (далее - РТСО).
6.2. Применение РТСО производится в районах чрезвычайных ситуаций, не охваченных стационарными средствами МАСЦО по причине повреждения стационарного трансляционного или каналообразующего оборудования или вследствие территориальной удаленности от стационарных точек оповещения, для дублирования информационных сообщений в районах проводимых мероприятий и непосредственного управления аварийно-спасательными и другими неотложными работами (АСДНР).
6.3. В состав РТСО включают:
- блоки и модули комплекса технических средств оповещения, составляющих основу МАСЦО, необходимые для проведения ремонта или полной замены стационарной точки оповещения, в количестве 10% от общего числа точек оповещения, развернутых в составе МАСЦО;
- подвижные звукоусилительные станции;
- звукоусилительные установки специализированных автомобилей аварийных служб (на договорной основе);
- электромегафоны;
- переносные сирены с ручным приводом и другие.
Резерв стационарных средств оповещения оснащается необходимым количеством комплектов каналообразующей аппаратуры на основе беспроводных видов связи.
6.4. Запасы технических средств оповещения (стационарных, мобильных, носимых), предназначенные для обеспечения оповещения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, создаются и накапливаются заблаговременно.
6.5. Порядок накопления, хранения и поддержания в готовности к использованию РТСО определяется в соответствии с действующим законодательством.
VII. Порядок финансирования создания, реконструкции и обслуживания МАСЦО
Финансирование мероприятий по созданию и поддержанию в постоянной готовности МАСЦО осуществляется на следующих уровнях функционирования Пуровского районного звена ТП РСЧС:
- на муниципальном уровне - за счет средств бюджета муниципального округа Пуровский район;
- на объектовом уровне - за счет средств организаций, эксплуатирующих потенциально опасные объекты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 31 мая 2021 г. N 253-ПА "Об утверждении Положения о муниципальной автоматизированной системе централизованного оповещения населения муниципального округа Пуровский район"
Текст постановления опубликован в газете "Северный луч" от 4 июня 2021 г. спецвыпуск N 23 (часть 1), на официальном сайте Администрации Пуровского района (www.puradm.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 декабря 2023 г. N 585-ПА
Постановление Администрации Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 августа 2023 г. N 357-ПА