Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к Постановлению администрации
Кадошкинского муниципального района
от 10 августа 2021 г. N 264
Муниципальная программа
выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Мордовия на 2021 - 2025 годы
1. Паспорт Программы
Наименование программы |
Муниципальная программа выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия |
Заказчик |
Администрация Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия |
Разработчик |
Управление по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия, МКУ "ЦИМО МУО" |
Цели программы |
Создание единой муниципальной системы эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи как основы роста конкурентных преимуществ Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия |
Задачи программы |
1. Формирование образовательной среды для раскрытия способностей и талантов детей и молодежи в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов. 2. Выявление талантливых детей и молодежи в различных областях деятельности посредством расширения потенциала олимпиадного, конкурсного движения, возможностей спортивных соревнований. 3. Обеспечение вариативности образовательных услуг, повышение их качества для достижения высокого уровня образованности талантливых детей и молодежи. 4. Разработка и внедрение перспективных моделей и реализация дополнительных образовательных и общеразвивающих программ для талантливых детей и молодежи 5. Формирование системы наставничества и сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов талантливых детей и молодежи 6. Формирование системы социально и психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи на разных уровнях образовательных систем, в том числе и лиц с ОВЗ. 7. Развитие форм поддержки талантливых детей и молодёжи, в том числе и лиц с ОВЗ. 8. Совершенствование системы управления процессами выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи. 9. Обеспечение учебного, научно-методического сопровождения педагогов и руководителей, осуществляющих работу с талантливыми детьми и молодежью. 10. Обеспечение межведомственной координации работы, концентрации интеллектуальных, финансовых и организационных усилий на развитии и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи, сетевых механизмов взаимодействия. 11. Обеспечение финансовой и материально-технической поддержки образовательных организаций, педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
1. Увеличение количества детей и молодежи, охваченных различными формами развития образовательных достижений (участвующих в муниципальных, региональных, федеральных и международных олимпиадах, соревнованиях, конкурсных мероприятиях по различным направлениям деятельности). 2. Увеличение количества детей и молодежи, занимающих призовые места в региональных олимпиадах по различным направлениям деятельности. 3. Увеличение доли педагогов, прошедших обучение по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовке по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи. 4. Увеличение доли талантливых детей и молодежи, поступивших в образовательные организации высшего образования. |
Срок действия программы |
2021 - 2025 гг. |
Участники программы |
Управление по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия. МКУ "ЦИМО МУО". Образовательные учреждения района. |
2. Обоснование актуальности Программы
Муниципальная Программа выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия (далее Программа) разработана в целях реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденной Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года, в рамках приоритетного национального проекта "Образование", подпрограммы "Одаренные дети", утвержденной президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 03.09.2018.
Актуальность разработки Программы и выбор заложенных в ее основу содержательных подходов продиктованы предъявлением качественно новых требований к человеческому капиталу, диктующих структурные изменения на рынке труда, основанных на знаниях и мотивации в условиях перехода на инновационную экономику. Все это определяет изменения в структуре запроса на кадры: современной экономике необходимы профессионалы с высокой способностью к обучению и восприимчивостью к новым знаниям в междисциплинарных сферах, умеющих оценивать риски и принимать решения в условиях высокой неопределенности. Появляется высокий спрос на творческие личности и команды, способные комплексно подходить к решению нетривиальных задач, в том числе задач развития региона. Эффективное развитие и использование потенциала и способностей молодого человека становится важнейшим элементом государственной политики, нацеленной на повышение конкурентоспособности региона и страны в целом.
Одной из ключевых задач для Кадошкинского района становится наращивание человеческого потенциала. Специалисты в сфере работы с талантом и одаренностью человека отмечают, что у большинства молодежи присутствует потенциал к высоким достижениям в тех или иных областях человеческой деятельности. Вместе с тем демонстрацию этих достижений, действительно выдающегося результата получается осуществить лишь очень ограниченному числу молодых людей. Одной из причин этого является сильная зависимость процесса развития талантов от реальных условий и возможностей образовательной системы и образовательной среды.
Учитывая глобальный контекст, на первый план выходит необходимость решения задачи развития и управления не отдельными видами таланта или сферами проявления одаренности, а в целом выявлением и поддержкой талантливых и способных детей и молодежи.
Муниципальная Программа, опираясь на ключевые идеи региональных, федеральных документов в осуществлении работы с одарёнными и талантливыми детьми и молодежью, отражает особенности реализации этих направлений применительно к специфике социально - культурных, образовательных и экономических условий развития своей территории, используя идеологию средового подхода.
В Кадошкинском муниципальном районе реализуется целевая программа, касающаяся поддержки одаренных детей - это муниципальная программа "Развитие образования в Кадошкинском муниципальном районе Республике Мордовия" на 2016 - 2025 годы, утвержденная Постановлением администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 16 декабря 2015 г. N 518-П.
На сегодняшний день в Кадошкинском муниципальном районе накоплен значительный опыт работы с талантливыми детьми и молодежью. Работу в этом направлении осуществляют 4 общеобразовательных организации, 3 организации дополнительного образования.
Центром ответственности за организацию работы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи является управление по работе с учреждениями образования, опеки попечительства несовершеннолетних администрации Кадошкинского муниципального района которое организует совместную деятельность с другими ведомствами и образовательными организациями района.
С 2010 года в республике функционирует Республиканский лицей для одаренных детей. В Лицее обучаются учащиеся 7-11 классов по трем профильным направлениям подготовки: физико-математическое, химико-биологическое и информационно-технологическое. Школьники Кадошкинского муниципального района неоднократно становились воспитанниками данного лицея и успешно участвовали в олимпиадах различного уровня.
С 2017 года на базе ФГБОУ ВО "Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева" функционирует Научно-образовательный центр "Академия успеха" и Малая школьная академия, где для школьников 7-10 классов организуются научно-образовательные смены по развитию исследовательской и проектной деятельности по четырем направлениям: наука, литература, искусство спорт. Учащиеся Кадошкинского района так же принимают участие в вышеназванных сменах.
Педагоги и обучающиеся образовательных учреждений активные участники школьных, муниципальных, республиканских и всероссийских конкурсов. По результатам которых мы имеем и победителей, и призёров.
В районе организована работа по внедрению в образовательный процесс эффективных методик и инновационных технологий с детьми, начиная с раннего возраста. Индивидуальная форма работы, где включаются мероприятия по индивидуальному и групповому педагогическому, административному анализу системы работы с одаренными детьми; организуется проектная деятельность с детьми. Психолого-педагогическое сопровождение: педагог-психолог систематически проводит диагностику уровня интеллекта, учебной мотивации, комфортности образовательной среды и других параметров образовательной деятельности одаренных детей. А так же использование разных форм сотрудничества с родителями: круглые столы, информационно-практические беседы, консультации, информирование родителей о том, какие условия обучения возможно создать для одаренных детей.
Разработаны педагогические подпрограммы, сопровождающие развитие одарённых детей во внешкольный период, культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности, которые реализуются на базе пришкольных лагерей.
В рамках Федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование" в 2021 - 2022 учебном году школьники Кадошкинского района получат доступ к самому трендовому направлению дополнительного образования. Появится кабинет робототехники с самым современным оборудованием и техникой.
Педагоги Кадошкинского района проходят подготовку и переподготовку в ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог 13. ру" по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодежи. В районе ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства: "Учитель года", "Воспитатель года".
Проводится конкурсный отбор учителей, выдвигаемых на присуждение премии Главы Республики Мордовия.
В то же время, несмотря на определенные достижения в работе с одаренными детьми и молодежью, можно выделить и целый ряд проблемных вопросов.
Отсутствует межведомственная координация работы, сложившиеся формы не образуют единой системы "сквозного сопровождения" развития одаренной личности от момента ее выявления до реализации в какой-либо форме: поступления в вуз, трудоустройства, создания собственного бизнеса, развития индивидуальной научной, творческой или спортивной карьеры и т.д.
Значительное число победителей и призеров Всероссийских олимпиад, стремится продолжить обучение за пределами Республики Мордовия, в первую очередь, из-за больших возможностей самореализации, перспектив в индивидуальной карьере.
Ключевой проблемой в сфере кадрового обеспечения работы с талантливыми детьми и молодежью становится не столько недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров, сколько отсутствие эффективного взаимодействия между специалистами различных сфер и отраслей по преемственному и комплексному сопровождению талантливых детей и молодежи вне зависимости от ведомственной принадлежности, отсутствие реального сетевого сообщества наставников талантливых детей и молодежи, включающего в себя работников систем образования, культуры, молодежной политики, социальной политики, компаний и предприятий, родительского сообщества.
Отмечается низкий уровень материально-технической базы учреждений дополнительного образования, особенно в сельской местности. Требует совершенствования массовая практика использования технологий образования, направленных на развитие творческих способностей детей и молодежи.
Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих рисков:
- несовершенство нормативной правовой базы по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи;
- отсутствие целостной системы работы, низкая межведомственная координация выявления, развития и сопровождения талантливых детей и молодежи, в том числе трудоустройства;
- нарастание конкуренции со стороны ведущих научно-образовательных центров и успешно развивающихся регионов, отток талантливой молодежи из района и республики;
- недостаточная эффективность использования инновационной инфраструктуры района для поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- неэффективность механизмов подбора и подготовки персонала высокой квалификации и отсюда нехватка специалистов по работе с талантливыми детьми и молодежью;
- преобладание потребительских социальных установок, низкий уровень самостоятельности и инициативности детей и молодежи.
Данная Программа рассчитана на 2021 - 2025 годы и направлена на реализацию системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи района через разработку программ, ориентированных на работу с талантливыми детьми и молодежью, осуществление межведомственного и межуровневого взаимодействия и государственно-частного партнерства по поддержке талантливых детей и молодежи, осуществление психолого-педагогического сопровождения способных детей и молодежи, совершенствование системы подготовки педагогических кадров по вопросам работы с талантливыми детьми и молодежью.
3. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание единой муниципальной системы эффективного развития и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи как основы роста конкурентных преимуществ Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия.
Задачи программы:
1. Формирование образовательной среды для раскрытия способностей и талантов детей и молодежи в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
2. Выявление талантливых детей и молодежи в различных областях деятельности посредством расширения потенциала олимпиадного, конкурсного движения, возможностей спортивных соревнований.
3. Обеспечение вариативности образовательных услуг, повышение их качества для достижения высокого уровня образованности талантливых детей и молодежи.
4. Разработка и внедрение перспективных моделей и реализация дополнительных образовательных и общеразвивающих программ для талантливых детей и молодежи.
5. Формирование системы наставничества и психолого-педагогическое сопровождение индивидуальных образовательных маршрутов талантливых детей и молодежи
6. Формирование системы социального и психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи на разных уровнях образовательных систем, в том числе и лиц с ОВЗ.
7. Развитие форм поддержки талантливых детей и молодёжи, в том числе и лиц с ОВЗ.
8. Совершенствование системы управления процессами выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи.
9. Обеспечение учебного, научно-методического сопровождения педагогов и руководителей, осуществляющих работу с талантливыми детьми и молодежью.
10. Обеспечение межведомственной координации работы, концентрации интеллектуальных, финансовых и организационных усилий на развитии и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи, сетевых механизмов взаимодействия.
11. Обеспечение финансовой и материально-технической поддержки образовательных организаций, педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью.
Программа предполагает равные возможности и общие требования для всех участников. Предусматривается доведение до сведения молодежи, детей, их родителей, педагогов максимально полной информации о возможностях образования и науки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства и различных форм самореализации по приоритетным направлениям современного развития.
Предполагается широкое вовлечение в качестве партнеров и операторов реализации Программы различных общественных структур и коммерческих формирований. Программа ориентирована на открытость и доступность информации для всех заинтересованных сторон, нацелена на устойчивое формирование социальных настроений поддержки таланта.
Системность в реализации Программы подразумевает учет всех основных факторов и направлений работы с талантливыми детьми и молодежью, координацию деятельности всех звеньев инновационной и образовательной инфраструктуры, учет интересов государства, работодателей, общественности, самих детей и молодежи.
Программа также исходит из необходимости гармоничного сочетания индивидуальной свободы и социальной ответственности детей и молодежи, когда личные и общественные интересы не вступают в противоречия, а согласовываются во взаимодействии в целях самореализации молодежи и развития Республики Мордовия.
Прогноз эффективности и действенности Программы основан на том, что общая стратегия ее реализации предполагает:
- учет последних научных достижений, мировых бенчмарок и практик в сфере выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- адаптацию системы выявления, сопровождения и развития талантов к постоянно меняющимся условиям современного мира и требованиям рынка труда;
- детальный мониторинг изменений, происходящих в ходе реализации Программы;
- реализацию механизмов обратной связи, позволяющих участникам и партнерам влиять на работу системы выявления и поддержки талантливых детей и молодежи, вносить предложения по ее совершенствованию.
4. Основные направления реализации Программы
Муниципальная система выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи направлена на раскрытие интеллектуально-творческого потенциала в различных типах одаренности:
- интеллектуальная одаренность, характеризуется высоким уровнем интеллектуального развития, проявляющимся в научно-исследовательской, инновационной, предметной деятельности;
- творческая и художественная одаренность, характеризуется высокими достижениями в области художественного творчества, музыки, изобразительном искусстве, литературе, сценической деятельности;
- спортивная одаренность, характеризуется высоким уровнем физического развития и высокими достижениями в различных видах спорта;
- социальная одаренность, характеризующаяся успешностью в общественной и предпринимательской деятельности, лидерскими и организаторскими способностями.
Основные направления реализации Программы обусловлены ее целями и задачами и отражают приоритеты их выполнения.
1. Формирование образовательной среды для раскрытия способностей и талантов детей и молодежи в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
- использование возможностей основных общеобразовательных программ начального, основного и среднего (общего) образования, включающих в свой состав основные и дополнительные образовательные программы, программы воспитания детей в условиях внеурочной деятельности, для решения задач развития способностей всех обучающихся;
- обеспечение вариативности образовательных программ на разных уровнях общего образования как способа дифференциации и индивидуализации процесса обучения, формирования опыта построения, выбора и реализации индивидуальных образовательных маршрутов;
- использование модели дистанционного образования в процессе реализации образовательных программ на основе обеспечения персонального доступа обучающихся к сети Интернет;
- формирование опыта организации и презентации самостоятельной учебно-исследовательской и проектировочной деятельности обучающихся как механизма реализации индивидуальных достижений обучающихся;
- введение модели оценки и самооценки образовательных результатов на основе академических и творческих достижений обучающихся с использованием различных форм, в том числе "портфолио".
- расширение возможностей дополнительного образования детей для реализации деятельностного компонента образовательных стандартов, обеспечение практики свободного выбора детьми видов деятельности, их творческой самореализации в образовательном пространстве;
- обеспечение полноценного досуговой деятельности школьников в процессе внеурочной деятельности, в том числе в каникулярное время за счёт расширения школьного образовательного пространства посредством использования возможностей внешней социокультурной среды.
- формирование навыков позитивной коммуникации между всеми участниками образовательного процесса как основы психологически комфортной школьной образовательной среды;
2. Выявление талантливых детей и молодежи в различных областях деятельности посредством расширения потенциала олимпиадного, конкурсного движения, возможностей спортивных соревнований:
- разработка и совершенствование диагностирующих методик по выявлению талантливых детей и молодежи в различных областях деятельности;
- упорядочение перечня олимпиад, конкурсов, соревнований регионального уровня, обеспечение их преемственности на разных уровнях образовательных систем в соответствии с перечнем мероприятий и сроками их проведения на всероссийском уровне;
- обновление нормативных документов, обеспечивающих проведение олимпиад, конкурсов, соревнований, фестивалей и других мероприятий на муниципальном и региональном уровнях;
- расширение конкурсных мероприятий с учетом новейших тенденций мирового развития и приоритетных направлений развития Республики Мордовия;
- развитие дистанционных форм олимпиадных, конкурсных, образовательных и проектных мероприятий;
- совершенствование форм и технологий проведения олимпиад, конкурсов, соревнований на разных уровнях образовательных систем;
- изменение возрастного диапазона включения детей, проявивших таланты и способности, в региональный этап предметных олимпиад Всероссийской олимпиады школьников, введение сегмента дошкольного образования;
- отбор, целевая подготовка и обеспечение участия талантливых детей и молодежи во всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах, спортивных мероприятиях;
- осуществление мониторинга продвижения талантливых детей и молодёжи по результатам их выступления на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях образовательных систем.
3. Обеспечение вариативности образовательных услуг, повышение их качества для достижения высокого уровня образованности талантливых детей и молодежи:
- создание модели диагностики образовательных и личностных достижений талантливых детей и молодежи;
- проектирование образовательных программ с учётом основных стратегий направлений работы с талантливыми детьми и молодежью;
- расширение спектра образовательных и учебных программ повышенного уровня, включая и индивидуальные программы и маршруты для талантливых детей и молодежи;
- расширение возможностей дифференциации и индивидуализации образовательного процесса за счёт включения в основные образовательные программы модулей проектной, исследовательской деятельности, социальных практик с учётом запросов талантливых детей и молодежи;
- совершенствование форм и технологий воспитательной деятельности образовательной организации с учетом предоставления возможностей для участия талантливых детей и молодежи.
4. Формирование системы социально и психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи на разных уровнях образовательных систем, в том числе и лиц с ОВЗ:
- совершенствование муниципальной модели психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи в соответствии с их запросами, включение модуля психологического консультирования в программы подготовки обучающихся к олимпиадам, соревнованиям и конкурсам;
- создание условий для участия в олимпиадном, конкурсном движении и спортивных состязаний талантливым детям и молодежи с ОВЗ;
- выстраивание и реализация индивидуальных образовательных маршрутов и траекторий развития талантливых детей и молодежи в региональной образовательной системе;
- создание и реализация различных муниципальных образовательных и социальных проектов;
- внедрение разнообразных интегрированных образовательных программ, совместно реализуемых организациями общего и дополнительного образования;
- разработка и реализация тематических каникулярных программ для обеспечения обучения, оздоровления и отдыха талантливых детей и молодежи в соответствии с видами их способностей.
5. Развитие форм поддержки талантливых детей и молодёжи, в том числе и лиц с ОВЗ:
- индивидуальная поддержка талантливых детей и молодежи с ОВЗ или находящихся в сложной жизненной ситуации;
- совершенствование традиции чествования талантливых детей и молодежи по итогам их выступлений на олимпиадах, конкурсах, соревнованиях;
- предоставление возможностей талантливым детям и молодежи позиционирования своих проектов, публикаций исследовательских, творческих работ.
6. Совершенствование системы управления процессами выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей и молодежи:
- организация взаимодействия с региональным центром олимпиадного движения по работе с талантливыми детьми и молодежью;
- привлечение на цели выявления, обучения, сопровождения талантливых детей и молодежи нормативно-правовых материально-технических, кадровых, финансовых, информационных, научно- методических ресурсов на муниципальном уровне;
- организация мониторинга эффективности муниципальной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи на основе оценки достигнутого результата к затраченным ресурсам.
7. Обеспечение учебного, научно-методического сопровождения родителей, педагогов и руководителей, осуществляющих работу с талантливыми детьми и молодежью:
- направление педагогов района в ГБУ ДПО РМ "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников - "Педагог 13.ру" для повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников по программам по работе с талантливыми детьми и молодежью, соответствующим перспективным направлениям социально-экономического развития, в том числе в дистанционной форме и с использованием цифровых технологий;
- развитие института наставничества;
- проведение семинаров, дискуссий, конференций, форумов и мероприятий, в том числе в дистанционном режиме по проблемам таланта и одарённости, особенностям работы с данной категорией обучающихся, в том числе детей с ОВЗ;
- организация консультирования педагогов по вопросам проектирования учебных и образовательных программ для талантливых детей и молодежи;
- оказание консультационной помощи родителям талантливых детей и молодежи.
8. Обеспечение межведомственной координации работы, концентрации интеллектуальных, финансовых и организационных усилий на развитии и реализации интеллектуально-творческого потенциала детей и молодежи, сетевых механизмов взаимодействия:
- формирование системы взаимодействия с общественными организациями, социальных партнерами, операторами, привлеченными к реализации мероприятий Программы;
- организация совместной деятельности с промышленными предприятиями, научными и образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными организациями, по реализации совместных образовательных программ, сопровождению и дальнейшему развитию способностей и талантов у детей и молодежи, организации стажировок, практик для них;
- содействие трудоустройству талантливой молодежи в ведущие республиканские научные и научно-образовательные организации, высокотехнологичные компании, учреждения культуры, искусства, спорта.
9. Обеспечение финансовой и материально-технической поддержки образовательных организаций, педагогов, работающих с талантливыми детьми и молодежью:
- совершенствование механизмов предоставления финансовой поддержки педагогам, подготовившим победителей и призёров олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей регионального, федерального и международного уровней в формах премий и грантов;
- финансирование регионального и муниципального календаря мероприятий Программы;
- финансовое обеспечение инновационной деятельности муниципальных опытно-экспериментальных площадок по выявлению, поддержке и развитию талантливых детей и молодежи;
- материально-техническое обеспечение образовательных организаций, целенаправленно и результативно работающих с талантливыми детьми и молодежью, для развития инфраструктуры: учебных лабораторий, предметных кабинетов, творческих мастерских, информационных медиацентров, спортивных залов и площадок и т.д.;
- привлечение средств федерального бюджета, внебюджетных средств, в том числе спонсорских средств для осуществления работы с талантливыми детьми и молодежью.
10. Формирование информационно-коммуникационной среды:
- ведение системы учета достижений талантливых детей и молодежи по различным направлениям деятельности;
- информирование талантливых детей и молодежи о возможностях образования и самореализации, трудоустройства и профессионального роста в районе и Республике Мордовия;
- освещение в социальных сетях и СМИ актуальные вопросы, касающиеся реализации Программы, формирование позитивных социальных настроений относительно поддержки талантливых детей и молодежи;
- обеспечение информационного взаимодействия руководителей и исполнителей, включённых в реализацию Программы;
- освещение в СМИ результатов участия талантливых детей и молодежи в мероприятиях различных уровней и направленностей;
- обеспечение доступа талантливых детей и молодежи к основным научно-образовательным и прикладным ресурсам района и Республики Мордовия;
- разработка и издание информационных буклетов, брошюр по работе с талантливыми детьми и молодежью.
5. Механизмы реализации Программы
Механизм реализации муниципальной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи предполагает:
- проведение систематического мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Программы.
- организацию работы по корректировке Программы на основании полученных результатов мониторинга;
- внесение изменений и дополнений в Программу;
- представление ежегодного отчета о результатах выполнения программных мероприятий образовательными организациями;
- формирование сводной аналитической отчетности о реализации в Кадошкинском районе Республики Мордовия муниципальной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
6. Ресурсное обеспечение Программы
Муниципальным координатором Программы является администрация Кадошкинского муниципального района через управление по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних администрации Кадошкинского муниципального района.
6.1 Обеспечение реализации мероприятий Программы осуществляется за счет правовых, организационно-управленческих, кадровых, научно-методических, финансово-экономических, информационных, материально-технических ресурсов.
Правовые ресурсы включают:
- региональную и муниципальную нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность по реализации Программы;
- систему межведомственного и сетевого взаимодействия в рамках выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.
Организационно-управленческими ресурсами являются:
- созданные в районе условия для обеспечения эффективной деятельности по выявлению и поддержке талантливых детей и молодежи на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и контроля;
- консолидация усилий государственных и общественных институтов на муниципальном и региональном уровнях;
- поддержка образовательных программ, ориентированных на талантливых детей и молодежи, в том числе детей с ОВЗ, требующих особого внимания государства и общества.
Кадровые ресурсы предполагают:
- наличие квалифицированных педагогических и управленческих кадров, высокомотивированных на работу с талантливыми детьми и молодежью;
- создание условий для подготовки, переподготовки и повышения профессионального мастерства педагогов в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Программы;
Научно-методические ресурсы предусматривают:
- обновленное содержание образовательных программ для талантливых и способных детей и молодежи, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- наличие базы лучших проектов и программ в сфере выявления и поддержки талантливых детей и молодежи;
- системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и специалистов, работающих с талантливыми детьми и молодежью;
- психолого-педагогические и социологические исследования, направленные на получение достоверных данных о тенденциях в сфере личностного развития и самоопределения талантливых детей и молодежи;
- наличие показателей эффективности системы выявления, поддержки, развития способностей и талантов у детей и молодежи.
Финансово-экономические ресурсы обеспечивают:
- создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности образовательных организаций по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
- координацию системы поощрения одаренных детей за счет средств регионального и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;
- создание гибкой и открытой системы материального стимулирования качества работы организаций и педагогических работников в рамках выявления и поддержки талантливых детей и молодежи.
Информационные ресурсы представлены:
- информационной открытостью, обеспечением доступа граждан к полной и объективной информации о мероприятиях Программы;
- современными информационными и коммуникационными технологиями, электронными информационно-методическими ресурсами для достижения цели и результатов реализации Программы;
- информационной поддержкой продвижения мероприятий Программы в социальных сетях и СМИ.
Материально-технические ресурсы обеспечивают:
- реализацию программ по работе с одаренными детьми с учетом использования современных технологий, новых форм и методов обучения;
- реализацию программ по работе с одаренными детьми, доступных для всех обучающихся на территории Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия;
6.3. Создание и развитие ресурсного обеспечения Программы проводятся с учетом соответствия приоритетам, определяемым на основе документов стратегического планирования федерального уровня, регионального и муниципального уровней образований.
7. Предполагаемые этапы реализации Программы
Предполагаются три этапа реализации Программы, сроки которых обусловлены ее ресурсным обеспечением.
Первый этап - создание основных механизмов и принятие Программы (III - IV квартал 2021 г.).
Второй этап - отработка технологий по реализации ключевых направлений и механизмов взаимодействия субъектов, участвующих в реализации Программы (I квартал 2022 г.).
Третий этап - выстраивание целостной системы работы по реализации мероприятий дорожной карты Программы (2022 - 2025 гг.).
8. Планируемые результаты Программы
В ходе реализации Программы планируется достижение следующих результатов:
- создание и функционирование в Кадошкинском муниципальном районе Республики Мордовия эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- создание целостной региональной и муниципальной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий Программы;
- создание муниципального ресурсного центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи;
- разработка диагностического инструментария для выявления способностей и талантов у детей и молодёжи;
- разработка и внедрение перспективных моделей работы с талантливыми детьми и молодежью;
- расширение спектра образовательных и учебных программ повышенного уровня для талантливых детей и молодежи;
- развитие и совершенствование дистанционных форм и технологий проведения олимпиад, конкурсов, соревнований на разных уровнях образовательных систем;
- разработка программ психолого-педагогического сопровождения талантливых детей и молодежи, в том числе с ОВЗ, в соответствии с их запросами;
- разработка и реализация тематических каникулярных программ для обучения, оздоровления и отдыха талантливых детей и молодежи в соответствии с видами их способностей;
- создание муниципальной электронной базы данных талантливых детей и молодежи;
- разработка и реализация ежегодного плана районных конкурсных мероприятий, учитывающих новейшие идеи, разработки и тенденции в сфере таланта и одаренности;
- создание организационной муниципальной управленческой структуры по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи;
- внедрение новых форм организации сетевых проектов, сетевых инновационных площадок, сетевых творческих мастерских и т.д.;
- проведение мероприятий, ориентированных на подготовку и переподготовку педагогических работников по вопросам развития способностей и талантов у детей и молодёжи, в том числе в дистанционном формате;
- совершенствование системы проведения конкурсов профессионального мастерства с целью поддержки специалистов, работающих со способными и талантливыми детьми и молодёжью, на основе использования онлайн технологий;
- создание профессиональных сообществ педагогов в целях обмена опытом по совершенствованию деятельности по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, а также обмена опытом;
- совершенствование механизмов предоставления финансовой поддержки педагогам, подготовившим победителей и призёров олимпиад, конкурсов, соревнований и фестивалей регионального, федерального и международного уровней в формах премий и грантов;
- проведение научно-практических семинаров, панельных дискуссий, конференций, выставок, научных форумов и мероприятий, в том числе в дистанционном режиме по проблемам таланта и одарённости, особенностям работы с данной категорией обучающихся, в том числе детей с ОВЗ;
- разработка показателей и методов сбора информации для проведения объективного мониторинга качества муниципальной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи.
- обобщение опыта работы района по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи, выработка рекомендаций по улучшению работы в данном направлении.
9. Финансирование Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств муниципальной программы "Развитие образования в Кадошкинском муниципальном районе Республике Мордовия" на 2016 - 2025 годы, утвержденной Постановлением администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 16 декабря 2015 года N 518-П.
10. Индикативные показатели эффективности Программы
N |
Показатель |
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
2024 г. |
2025 г. |
1 |
Доля обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе с ОВЗ, охваченных различными формами развития образовательных достижений, в общей численности обучающихся (%) |
50 |
55 |
60 |
63 |
65 |
2 |
Охват детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами (процент) |
74,3 |
75 |
75,3 |
75,8 |
80 |
3 |
Численность детей и молодежи, участвующих во Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам, соответственно (человек): - школьный этап - муниципальный этап - региональный этап |
207 80 18 |
210 82 18 |
210 83 19 |
210 84 19 |
210 85 20 |
4 |
Доля победителей и призеров муниципального/регионального этапа ВСОШ (%) |
7/45 |
7/45 |
8/45 |
8/45 |
8/45 |
5 |
Доля способных и талантливых детей, в том числе с ОВЗ, охваченных психолого-педагогическим сопровождением (%) |
24 |
25 |
28 |
30 |
30 |
6 |
Численность детей и молодежи, участвующих в международных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах (человек) |
50 |
55 |
58 |
60 |
63 |
7 |
Доля детей и молодежи, ставших победителями и призерами международных олимпиад, соревнований, конкурсов от общего количества участников (процентов) |
4 |
5 |
5 |
5 |
5 |
8 |
Доля образовательных организаций, реализующих программы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у детей и молодежи (%) |
25 |
25 |
50 |
50 |
50 |
9 |
Доля обучающихся, охваченных программами дополнительного образования (%) |
10 |
12 |
13 |
15 |
15 |
10 |
Количество профильных смен для талантливых детей на базе оздоровительных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, образовательных и досуговых центров и т.д. |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
11 |
Количество обучающихся, принявших участие в профильных сменах для талантливых детей |
28 |
28 |
30 |
35 |
40 |
12 |
Численность педагогических работников образовательных организаций, осуществивших профессиональную переподготовку и повышение квалификации в области работы с талантливыми детьми и молодежью (человек) |
2 |
3 |
5 |
7 |
10 |
13 |
Количество проведенных мероприятий для родителей (законных представителей) обучающихся по вопросам выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
14 |
Наличие неэффективных показателей или показателей с негативными последствиями |
- |
- |
- |
- |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.