г. Калуга |
|
31 июля 2018 г. |
Дело N А64-5731/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.07.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Л.В. Солодовой |
судей
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
И.В. Сорокиной В.В. Циплякова
Н.В.Елистратовой |
при участии в заседании: |
|
от истца: ООО "БизнесАльтернатива" |
Щербинина С.В.- представитель ( дов. б/н от 11.04.2017) |
от ответчика: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях |
Тройновой М.С.- представитель ( дов. N 1 от 10.01.2018) |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А64-5731/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БизнесАльтернатива" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области о признании недействительным уведомления от 26.01.2017 N 343-02.2 об увеличении арендной платы в одностороннем порядке ввиду несоответствия п. 1 ст.39.7 Земельного Кодекса Российской Федерации и Постановлению Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
На основании приказа Росимущества N 461 от 19.12.2016 Территориальное управление Росимущества в Тамбовской области переименовано в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2017, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской и Липецкой областях обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи со следующим.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, 05.08.2015 между ТУ Росимущества в Тамбовской области (арендодатель) и ФГУП "Ракшинское" Российской академии сельскохозяйственных наук (арендатор) был заключен договор аренды N 34 находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 68:09:3800000:1 общей площадью 59490000 кв. м, расположенного по адресу: Тамбовская область, Моршанский район, ГУП ОПХ "Ракшинское".
На земельном участке расположены объекты недвижимости, перечень которых приведен в пункте 1.2 договора.
Из п. 3.1 договора следует, что годовой размер арендной платы за участок, рассчитан в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ" от 25.10.2001 N 137-ФЗ и составил на момент заключения договора 1 154 700 руб. 90 коп.
В соответствии с п. 3.4.2 договора размер арендной платы изменяется в одностороннем порядке арендодателем без согласия арендатора и без заключения дополнительного соглашения к договору в случае смены арендатора в лице ФГУП "Ракшинское" Российской академии сельскохозяйственных наук на иное лицо. При этом размер годовой арендной платы рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, и изменяется ежегодно, но не менее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, которые применяются ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды, а также в связи с изменением рыночной стоимости земельного участка, но не чаще чем в 1 раз в год.
Соглашением сторон от 19.01.2016 в данный договор аренды внесены изменения, в соответствии с которыми изменена площадь земельного участка на 61 550 000 кв. м, определены охранные зоны земельного участка.
08.06.2016 между ФГУП "Ракшинское" Российской академии сельскохозяйственных наук и ООО "АгроБизнес Девелопмент" заключен договор об отступном N 8-06/2016, согласно которому право аренды спорного земельного участка перешло к ООО "АгроБизнес Девелопмент".
В дальнейшем по договору купли- продажи от 03.11.2016 N 0311-2/2016 ООО "Бизнес Альтернатива" приобрело у ООО "АгроБизнес Девелопмент" расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости, которые в этот де день были переданы покупателю по акту приема- передачи.
03.11.2016 между ООО "АгроБизнес Девелопмент" и ООО "БизнесАльтернатива" заключен договор N 0311-1/2016, по условиям которого права и обязанности по договору аренды N 34 от 05.08.2015 перешли к ООО "БизнесАльтернатива".
26.01.2017 ответчик уведомил истца об установлении арендной платы в размере рыночной стоимости 15 079 937 руб. 33 коп. в год с 16.11.2016, увеличив таким образом арендную плату в 10 раз.
Ссылаясь на то, что одностороннее увеличение арендной платы арендодателем противоречит положениям п.1 ст. 39.7 Земельного кодекса РФ и основным принципам определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установленным Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582, истец обратился в суд с настоящим иском.
Кассационная коллегия полагает, что оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии с п.1 ст.39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности (п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ).
Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее- Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Согласно пункту 2 Правил размер арендной платы определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия, если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости земельных участков; по результатам торгов, проводимых в форме аукциона; в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; на основании рыночной стоимости права аренды земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 предусмотрено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в настоящем пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка.
Пунктом 2 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Аналогичные положения содержатся в пункте 9 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
Поскольку содержащиеся в Федеральном законе от 25.10.2001 N 137-ФЗ ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников (п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015).
Факт передачи земельного участка в аренду первоначальному арендатору в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлен судами и не оспаривается сторонами.
С учетом вышеизложенного, судами верно указано, что при заключении договора аренды расчет арендной платы правомерно произведен на основании кадастровой стоимости земельного участка, следовательно, изменение размера арендной платы может предусматриваться договором аренды только в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
Поскольку новый договор с ответчиком не заключен, между сторонами сохраняются ранее возникшие арендные правоотношения, в том числе в части исчисления арендной платы.
На основании изложенного пункт 3.4.2 договора аренды противоречит положениям пункта 2 ст.3 Федерального от 25.10.2001 N 137-ФЗ и п. 9 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом, при этом дополнительного изменения договора аренды не требуется. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ч. 4 ст. 421 ГК РФ).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для изменения договора аренды арендодателем в одностороннем порядке путем перехода к расчету арендной платы исходя из рыночной стоимости, в связи с чем обоснованно удовлетворили требования истца.
Кассационная коллегия полагает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для отмены судебных актов не имеется.
Доводы заявителя жалобы не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, что в силу ст.286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287 и ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 26.12.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2018 по делу N А64-5731/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Солодова |
Судьи |
И.В. Сорокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.