Разрешение военными судами заявлений военнослужащих о выплате денежной компенсации за неиспользование путевок в лечебно-оздоровительные учреждения
В последние 2-3 года в гарнизонные военные суды поступает значительное число исков и заявлений военнослужащих о выплате денежной компенсации за неиспользование путевок в лечебно-оздоровительные учреждения. Не во всех судах такие дела рассматриваются единообразно. Между тем анализ законодательства по этому вопросу дает достаточно оснований для выработки единой позиции при рассмотрении данной категории заявлений.
Так, в соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", кроме выплат, предусмотренных названным Законом, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах, выделенных ассигнований Министр обороны Российской Федерации могут устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим.
Согласно Федеральному закону "О внесении дополнений в статью 5 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" от 19 ноября 1997 г. N 146 указанной категории военнослужащих предоставляются при наличии медицинских показаний в первоочередном порядке путевки в лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. В случае непредоставления путевок этим военнослужащим выплачивается денежная компенсация в размере стоимости путевки.
Как следует из п. 2 Положения о предоставлении путевок в лечебно-оздоровительные учреждения военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы и сотрудникам уголовно-исполнительной системы, выполняющим (выполнявшим) задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 160, указанные военнослужащие (сотрудники) один раз в год при наличии медицинских показаний имеют первоочередное право на получение путевки в лечебно-оздоровительное учреждение. В соответствии с пп. 6 и 9 Положения в случае непредоставления путевок (в связи с их отсутствием или необращением за получением) им выдается денежная компенсация органом, выплачивающим денежное содержание. Размер компенсации определяется медицинским управлением (службой) соответствующего федерального органа исполнительной власти исходя из действующих цен на путевки в лечебно-оздоровительные учреждения. Согласно п. 8 указанного Положения компенсация выплачивается единовременно в I квартале года, следующего за календарным годом, в течение которого не предоставлялась путевка.
Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, кроме военнослужащих внутренних войск МВД России, практически не обращались с заявлениями о выплате компенсации, поскольку федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление Вооруженными Силами (войсками), были своевременно изданы соответствующие приказы, установившие порядок выплаты указанной компенсации.
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации "О мерах по выполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 160" 2000 г. N 355 размер компенсации за путевку определяется, исходя из средней ее стоимости в году, предшествующем выплате. Указанием начальника ГВМУ МО РФ от 26 декабря 2000 г. N 161/4/6936, согласованным с начальником Главного управления военного бюджета и финансирования, определена сумма компенсации на 2002 г. - 5199 руб. 90 коп.
Приказами Директора ФПС России 2001 г. N 60 и Генерального директора ФАПСИ 2001 г. N 64 утверждены аналогичные инструкции. Приведенные выше приказы прошли государственную регистрацию и опубликованы в установленном порядке.
Во внутренних войсках МВД России ситуация иная.
В соответствии с Положением о Главном командовании внутренних войск Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 1999 г. N 281) ГКВВ МВД России является структурным подразделением центрального аппарата МВД России и не наделено функциями федерального органа исполнительной власти. Поэтому в данном случае определение размера компенсации возложено на медицинское управление МВД России.
Согласно письму медицинского управления МВД России от 3 ноября 2000 г. N 2875 определены ведомственные цены на путевки в санатории МВД России с 1 января 2001 г. Исходя из этих цен, установлена и средняя стоимость ведомственной путевки для выплаты сотрудникам МВД России денежной компенсации - 600 руб.
Как видно из письма главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 14 мая 2002 г. N 4/8-Отн-1871, средняя стоимость путевки для военнослужащих внутренних войск МВД России за 2001 г. до настоящего времени не определена. Однако по аналогии с размером, установленным медицинским управлением МВД России, размер рассматриваемой компенсации во внутренних войсках за 2000 г. установлен в сумме 635 руб., и телеграммой ГКВВ МВД РФ от 23 июля 2001 г. N 4/24-5878 командованию воинских частей предписано руководствоваться данной суммой при производстве выплат военнослужащим.
Вместе с тем, как усматривается из упомянутого письма медицинского управления МВД России, средняя стоимость путевки определена в соответствии со ст.ст. 54 и 64 Положения о службе в органах внутренних дел. Согласно ст. 54 указанного Положения сотрудники органов внутренних дел и члены их семей имеют право на санаторно-курортное обеспечение в санаториях системы МВД России за плату. При этом сотрудникам органов внутренних дел ежегодно выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки, а членам семьи - в размере 50% стоимости путевки независимо от того, приобретена путевка или нет (эта компенсация аналогична той, которую все военнослужащие ежегодно получают при убытии в основной отпуск). Таким образом, по смыслу указанного Положения данная выплата является обязательной, производится независимо от того, находился военнослужащий в лечебно-оздоровительном учреждении или нет, и поэтому ее сумма не связана с реальной стоимостью путевки. Что же касается компенсации, предусмотренной Федеральным законом от 19 ноября 1997 г. N 146, то ее размеры, по нашему мнению, должны реально обеспечить военнослужащему право на восстановление здоровья в связи с участием в боевых действиях, в том числе путем самостоятельного выбора времени и места отдыха, с использованием полученной денежной компенсации.
Между тем установление компенсации в размере 635 руб. явно не соответствует сложившимся фактическим ценам на путевки в других ведомствах, что фактически лишает военнослужащих внутренних войск установленного федеральным законом права.
Исходя из положений Конституции Российской Федерации о недопустимости дискриминации и ущемления прав граждан (ст.ст. 2, 7 18, 19, 37, 55), единства статуса военнослужащих, проходящих военную службу в различных войсках и воинских формированиях (ст.ст. 1, 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"), военные суды, как правило, полагают, что в целом порядок выплаты компенсации для военнослужащих внутренних войск МВД России должен быть аналогичен порядку выплат, установленному для других военнослужащих. При этом по смыслу закона размер компенсации должен определяться, исходя из средней фактической стоимости путевок, а не льготных ведомственных цен.
Вместе с тем согласно справке Кировского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации средняя стоимость путевок на санаторно-курортное лечение во 2-м полугодии 2001 г. составила 7118 руб. Данная сумма рассчитана специализированным органом, исходя из действующих цен на путевки в области, и применяется при определении размеров компенсации различным категориям граждан.
В решениях военного суда по данному вопросу может быть применена такая мотивировка.
Суд считает, что, поскольку размер компенсации для военнослужащих внутренних войск до настоящего времени не определен полномочным органом, стоимость путевки может быть определена, исходя из цен на путевки в регионе. Изданные по этому вопросу ведомственные правовые акты противоречат закону и не могут применяться по следующим основаниям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23 мая 1996 г. N 763 (с изменениями от 16 мая 1997 г., 13 августа 1998 г.) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина: прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Согласно ст. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г., с изменениями от 11 декабря 1997 г., 6 ноября 1998 г., 11 февраля 1999 г.) нормативные акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
Кроме того, согласно ст.ст. 10 и 11 названных Правил нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат государственной регистрации, которая осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.6. Правил подготовки нормативных актов во внутренних войсках МВД России (приложение N 2 к приказу командующего внутренними войсками МВД России 1994 г. N 40) запрещается издавать документы, содержащие нормативные предписания в виде писем, распоряжений, телетайпограмм, телеграмм.
Исследованные судом письмо медицинского управления МВД России и телеграмма главнокомандующего внутренних войск МВД России, определяющие суммы компенсаций, непосредственно затрагивают права и свободы военнослужащих, однако государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации не прошли. Они противоречат как Федеральному закону "О статусе военнослужащих", так и упомянутому постановлению Правительства Российской Федерации, гарантирующим военнослужащим компенсацию за непредоставление путевок, исходя из их средней стоимости.
Согласно ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Учитывая исследованные положения Конституции Российской Федерации, законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства, в решениях по конкретным делам Кировский гарнизонный военный суд признал достоверной и обоснованной справку регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, взыскал с ответчика среднюю стоимость путевки в регионе - 7118 руб., а письмо медицинского управления МВД России от 3 ноября 2000 г. N 2875 и телеграмму ГКВВ МВД РФ от 23 июля 2001 г. N 4/24-5878 в части установления размера компенсаций за путевки исходя из ведомственных цен посчитал противоречащими закону.
Мы считаем, что упомянутые ведомственные указания противоречат действующему законодательству, ущемляют права и свободы военнослужащих внутренних войск МВД России, ставят их в более невыгодное положение по сравнению с военнослужащими, проходящими службу в других федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.
Причина обращений военнослужащих в суд по затронутому вопросу явно искусственная, вполне и давно могла быть разрешена при намерении Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнить закон и установить соответствующий размер компенсации.
В мае 2002 г. и апреле 2003 г. Кировским гарнизонным военным судом дважды выносились частные определения в адрес министра внутренних дел Российской Федерации, однако надлежащих ответов до настоящего времени, несмотря на многократные запросы, получить не удалось.
Думается, что судебная практика по обсуждаемому вопросу некоторых других военных судов именно противостоит "духу" и букве закона, превращая право в фикцию. Для примера привожу формулировку одного из окружных военных судов: "Ссылку заявителя на то, что в Министерстве обороны Российской Федерации установлена компенсация за непредоставление путевки в размере 5 тыс. руб., суд считает несостоятельной, поскольку он проходит военную службу во внутренних войсках МВД РФ и не вправе претендовать на льготы и компенсации, установленные в другом ведомстве". Где же здесь нравственное начало?!
М.А. Торкунов,
подполковник юстиции, заместитель председателя
Кировского гарнизонного военного суда,
кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разрешение военными судами заявлений военнослужащих о выплате денежной компенсации за неиспользование путевок в лечебно-оздоровительные учреждения
Автор
М.А. Торкунов - подполковник юстиции, заместитель председателя Кировского гарнизонного военного суда, кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 5