г.Калуга |
|
3 августа 2018 г. |
Дело N А09-15221/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 1 августа 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 августа 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Бессоновой Е.В. |
|
Шелудяева В.Н. |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Дорониной Л.А. |
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Дорощенковой Е.С. доверенность от 13.09.2017 N МОСК НЮ-71/Д;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области - Побарыкиной Ю.В. доверенность от 29.12.2017 N 2.1-48/8798;
от филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Брянской области Черепивской Т.И. доверенность от 02.07.2018 N 32/2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Брянской области кассационную жалобу открытого акционерного общества "РЖД" на решение Арбитражного суда Брянской области от 14.02.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 по делу N А09-15221/2017,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области (далее - Управление) о признании незаконным уведомления от 07.08.2017 N 32/17-19233 об отказе в исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН); об обязании Управления Росреестра по Брянской области устранить в месячный срок со дня вступления решения в законную силу допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "РЖД" путем восстановления в ЕГРН сведений о координатах (описание границ) земельного участка с кадастровым номером 32:10:0430201:2 посредством внесения в ЕГРН сведений о координатах границ (описания границ) земельного участка в соответствии с кадастровым планом от 05.03.2003 N 31 и межевым делом о проведении геодезических и землеустроительных работ по инвентаризации земель полосы отвода железной дороги, направления Брянск-Орел 110 км. ПК4-87 и Брянск-Дудорово 33 км. ПК2-40 км в границах Карачевского района Брянской области.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - кадастровая палата) по местонахождению филиала по Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 14.02.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального права, и принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
В возражениях на кассационную жалобу Управление и кадастровая палата изложили несогласие с доводами кассационной жалобы.
Представитель Общества в судебном заседании поддержала доводы кассационной жалобы и представленные в дополнение пояснения.
Представители Управления и кадастровой палаты возражали против доводов кассационной жалобы, в том числе с учетом дополнений к отзыву, просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на нее, выслушав пояснения представителей сторон, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит в связи со следующим.
Как установили суды, в целях передачи в аренду земельного участка из земель федеральной собственности 05.03.2003 был изготовлен кадастровый план N 31 земельного участка, расположенного по адресу: Брянская обл., Карачевский район, площадью 3 224 200 кв. м, на основании которого Земельной кадастровой палатой участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером 32:10:0430201:2; в кадастровом плане содержатся описание границ земельного участка в принятой на тот момент местной системе координат.
Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 32:10:0430101:2 по адресу: Брянская область, Карачевский район, внесены в ЕГРН 26.12.2002 на основании постановления Администрации Брянского района от 13.05.1997 N 264 "Об утверждении материалов интеграции земельных участков Брянского отделения Московской железной дороги".
26.07.2004 между Территориальным управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Брянской области (арендодатель) и ОАО "Российские железные дороги" в лице Брянского отделения Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (арендатор) заключен договор аренды N 383 на 49 лет, по условиям которого (в редакции дополнительного соглашения от 26.04.2016 N 32-05) арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование за плату указанный земельный участок, для его использования в порядке и для целей, предусмотренных Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 N 611.
Вместе с тем, обратившись к порталу государственных услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (публичная кадастровая карта) по состоянию на 03.08.2017, заявитель не обнаружил сведения о координатах границ (описании границ) указанного земельного участка, была указана информация, что такие сведения отсутствуют.
По указанному факту 03.08.2017 Общество обратилось в муниципальное автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг городского органа Брянской области" с заявлением об исправлении технической ошибки и восстановлении сведений о границах земельного участка с приложением необходимых подтверждающих документов.
07.08.2017 уведомлением Управления N 32/17-19233 Обществу отказано в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о местоположении земельного участка с кадастровым номером 32:10:0430101:2 на основании статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Несогласие с отказом прослужило основанием обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, проанализировав содержание заявления Общества и обстоятельства, на которые оно ссылалось, суды установили, что фактически имело место неотображение границ, описание местоположение которых содержалось на бумажном носителе, в электронном ресурсе - в публичной кадастровой карте, но не исключение сведений из карты и не какая-либо техническая ошибка. Причиной неотображения границ земельного участка с кадастровым номером 32:10:0430101:2 на публичной кадастровой карте являлся тот факт, что границы участка были определены в ранее действовавшей местной системе координат, а публичная кадастровая карта ведется в иной государственной системе координат.
На дату обращения Общества к Управлению с заявлением об исправлении технической ошибки действовали нормы Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
Часть 1 статьи 61 Закона о регистрации определяет техническую ошибку как описку, опечатку, грамматическую или арифметическую либо подобную ошибку.
Таковая в отношении границ участка отсутствует, а фактический интерес Общества заключался в дополнении сведений ЕГРН сведениями о местоположении границ ранее учтенного земельного участка в современной системе координат (единой государственной системе координат), что не реализуется обращением в Росреестр через процедуру исправления технической ошибки.
Выводы суда являются обоснованными с учетом следующего.
В силу части 7 статьи 1 Закона о регистрации, внесение в Единый государственный реестр недвижимости дополнительных сведений об объектах недвижимости, в том числе земельных участках, к которым, в силу пункта 3 части 1 статьи 7 Закона о регистрации, в числе прочего, относится описание местоположения границ земельного участка сведения, осуществляется через процедуры внесения изменений в сведения кадастрового учета (части 1, 3 статьи 16 Закона о регистрации).
Указанное достигается через изготовление межевого плана (статья 21, подпунктом 7 части 2 статьи 14, подпункт 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации) ми представление его в орган регистрации.
Иной процедуры обновления (дополнения) соответствующих сведений по заявлению правообладателя земельного участка в настоящее время законодательство не предусматривает.
Поэтому у Управления Росреестра обязанности произвести действия по изменению сведений о границах земельного участка заявителя (путем пересчета координат из ранее действовавшей системы координат в современную) по заявлению, поступившему ОАО "РЖД", не имелось, в том числе, в той части заявления, которая сформулирована Обществом, как "восстановление сведений о границах земельного участка", а фактически заключалась во внесении соответствующих сведений в электронный ресурс.
Доводы кассационной жалобы заявителя по делу, настаивающего на обратном, не могут быть приняты во внимание ввиду следующего.
Положениями ранее действовавшего законодательства (часть 5 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") было установлено, что для ведения государственного кадастра недвижимости до 1 января 2017 года могут применяться установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат. Пересчет сведений государственного кадастра недвижимости из установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат в единую государственную систему координат обеспечивает орган кадастрового учета.
Однако указанная норма закона утратила силу с 1 января 2017 года и в ныне действующем в части государственного кадастрового учета Законе о регистрации соответствующие положения отсутствуют.
Не имеется сведений и о включении Брянской области в федеральную целевую программу "Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости" (2014-2019) по вопросу, составляющему правовой интерес заявителя, что могло бы являться основанием обращения в Росреестр с соответствующим требованием.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на общие положения Закона о регистрации, в частности, его статью 3, не могут быть приняты во внимание, поскольку определенные в названной статье Закона полномочия не содержат указания на соответствующую обязанность органа регистрации прав.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции указывает на следующее.
Описание местоположения границ земельного участка в электронной форме в единой системе координат является одновременно сведениями публичной кадастровой карты, т.е., в силу части 2 статьи 6 Закона о регистрации, картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее - картографическая основа), и, в силу пункта 2 пункта 1 статьи 12 Закона о регистрации представляет собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц.
Таким образом, отсутствие отображения сведений о границах земельных участков в публичной кадастровой карте является не только проблемой конкретного правообладателя, но и затрагивает публичный интерес, заключающийся не только в открытости и доступности соответствующих сведений, но и соблюдении прав и законных интересов смежных правообладателей при формировании границ земельных участков.
В связи с этим отсутствие законодательных механизмов приведения в соответствие сведений о границах земельных участков, находящихся в реестровых делах, на бумажных носителях, современным требованиям отображения тех же сведений в существующей единой системе координат, в то время как орган регистрации прав, в силу статьи части 1 статьи 66 Закона о регистрации, за несоответствие сведений публичных кадастровых карт сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, препятствует как надлежащему выполнению своих функций указанным органом, так и несет угрозу нарушения прав и законных интересов правообладателей при формировании смежных земельных участков, в том числе в результате создаваемых названной ситуацией ошибок кадастровых инженеров при составлении кадастровых планов земельных участков.
В указанном смысле доводы заявителя кассационной жалобы заслуживают внимания, однако реализованы в существующих, предусмотренных законом процедурах, в настоящее время быть не могут.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 14.02.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2018 по делу N А09-15221/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"07.08.2017 уведомлением Управления N 32/17-19233 Обществу отказано в исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях о местоположении земельного участка с кадастровым номером 32:10:0430101:2 на основании статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
...
На дату обращения Общества к Управлению с заявлением об исправлении технической ошибки действовали нормы Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).
...
Положениями ранее действовавшего законодательства (часть 5 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости") было установлено, что для ведения государственного кадастра недвижимости до 1 января 2017 года могут применяться установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат. Пересчет сведений государственного кадастра недвижимости из установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат в единую государственную систему координат обеспечивает орган кадастрового учета."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 3 августа 2018 г. N Ф10-2812/18 по делу N А09-15221/2017