г.Калуга |
|
3 августа 2018 г. |
Дело N А08-3685/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 03.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при ведении протокола помощником судьи при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В.
Тарасовой О.В. |
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью фирмы "Атава" (308023, г. Белгород, пр. Б. Хмельницкого, д.132, ОГРН 1023101652551, ИНН 3125006204) - Кандинская И.Ю. (дов. от 12.02.2018), Тюфанов А.В. (дов. от 01.03.2018);
от заинтересованного лица - Администрации города Белгорода (308000, г. Белгород, Гражданский пр-т, 38, ОГРН 1033107000728, ИНН 3123023081) - Одинцова Е.Г. (дов. от 04.05.2018 N 63);
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу Администрации города Белгорода на решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.01.2018 (судья Мироненко К.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 (судьи Донцов П.В., Семенюта Е.А., Ольшанская Н.А.) по делу N А08-3685/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью фирма "Атава" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Белгорода (далее - администрация) в выдаче разрешения на право организации ярмарки на постоянной основе, оформленного уведомлением от 01.03.2016 N 113-т/1, и об обязании администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем выдачи разрешения на право организации ярмарки на постоянной основе сроком до 01.01.2019 по адресу: город Белгород, проспект Богдана Хмельницкого, 132, на земельном участке, принадлежащем обществу на праве аренды на основании договора аренды земельного участка от 21.01.2015 N 10.
Решением суда от 19.01.2018 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит состоявшиеся судебные решения отменить, в удовлетворении требований общества отказать, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В отзыве на жалобу общество просит оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации поддержала доводы кассационной жалобы, представители общества поддержали доводы отзыва на жалобу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, заслушав пояснения представителей администрации и общества, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения администрации от 30.12.2014 N 2369 21.01.2015 между муниципальным образованием городской округ город Белгород в лице администрации города Белгорода (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор N 10 аренды на земельный участок площадью 848 кв.м, с кадастровым номером 31:16:0202006:5, расположенный в г.Белгороде, по пр. Б.Хмельницкого, 132, категория земель: земли населенных пунктов, для организации и эксплуатации рынка "Восход" по реализации сельскохозяйственной продукции. Договор заключен на срок с 01.01.2015 до 01.01.2019. Договор прошел государственную регистрацию (т.1, л.д.10, 16).
Управление потребительского рынка администрации города Белгорода выдало обществу разрешение на право организации ярмарки на срок с 01.01.2015 по 31.12.2015.
21 октября 2015 г. общество обратилось в управление потребительского рынка с заявлением о продлении разрешения на право организации ярмарки "Восход", проводимой на постоянной основе, по адресу: город Белгород, проспект Богдана Хмельницкого, 132, на срок с 01.01.2016 по 01.01.2019. К заявлению были приложены следующие документы : 1. Порядок организации, план мероприятий по организации ярмарки "Восход" - заверенная копия; 2. Режим работы ярмарки "Восход" - заверенная копия; 3. Порядок предоставления торговых мест на ярмарке "Восход" - заверенная копия; 4. Форма заявления на предоставление места на ярмарке "Восход" - заверенная копия; 5. Устав ООО фирма "Атава" - заверенная копия; 6. Свидетельство о постановке на учет в ИФНС - заверенная копия; 7. Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ - заверенная копия; 8.Договор аренды земельного участка от 21.01.2015 N 10 - заверенная копия (т.2, л.д.29).
Уведомлением от 12.11.2015 N 957-т управление потребительского рынка сообщило обществу об отказе в выдаче разрешения на право организации ярмарки, ссылаясь на нарушение подпунктов 1-3 пункта 2.5 Порядка организации ярмарок и продажи товаров на них, утвержденного постановлением правительства Белгородской области от 06.11.2012 N 442-пп, а именно: прилагаемые к заявке копии документов не заверены держателем подлинников или нотариально (т.2, л.д.28).
С письмом от 11.01.2016 общество представило в управление потребительского рынка нотариально заверенные копии указанных выше восьми документов, устранив таким образом отмеченные уведомлением от 12.11.2015 нарушения (т.2, л.д.38).
Уведомлением от 25.01.2016 N 31-т управление потребительского рынка сообщило обществу об отказе в выдаче разрешения на право организации ярмарки, ссылаясь на то, что в заявке от 11.01.2016 не указан срок, на который планируется проведение ярмарки (т.2, л.д.27).
30 января 2016 г. общество вновь обратилось в управление потребительского рынка с заявлением о выдаче разрешения на право организации ярмарки "Восход", проводимой на постоянной основе, по адресу: город Белгород, проспект Богдана Хмельницкого, 132, на период с 01.01.2016 по 01.01.2019. В заявлении общество указало, что нотариально заверенные копии требуемых документов были представлены в управление письмом от 11.01.2016 (т.1, л.д.63).
Уведомлением от 01.03.2016 N 113-т/1 управление потребительского рынка сообщило обществу об отказе в выдаче разрешения на право организации ярмарки, ссылаясь на то, что к заявке от 30.01.2016 обществом не приложены копии учредительных документов, копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, копии документов, подтверждающих право владения земельным участком (т.1, л.д.9).
Полагая, что отказ в выдаче разрешения на право организации ярмарки на постоянной основе, оформленный уведомлением от 01.03.2016, является незаконным и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с названным заявлением.
Удовлетворяя требование общества в полном объеме, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что общество представило в управление потребительского рынка администрации все необходимые надлежаще оформленные документы.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены состоявшихся судебных актов.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - организатор ярмарки). Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.
Постановлением правительства Белгородской области от 06.11.2012 N 442-пп утвержден Порядок организации торговых ярмарок на территории Белгородской области (далее - Порядок).
Пунктом 2.5 Порядка установлено, что организатор ярмарки представляет в уполномоченный орган заявку о проведении ярмарки, составленную в простой письменной форме. В заявке должен быть указан период времени, в течение которого планируется проводить ярмарку, при этом указывается дата начала (число, месяц, год) и окончания (число, месяц, год) ярмарки. К заявке прилагаются утвержденные организатором ярмарки план мероприятий по организации ярмарки, порядок организации ярмарки и предоставления торговых мест, режим работы ярмарки. В случае если организатором ярмарки является юридическое лицо, к заявке прилагаются копии следующих документов, заверенные держателем подлинников или нотариально: 1) учредительных документов; 2) свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе; 3) документов, подтверждающих право владения земельным участком, в пределах территории которого планируется организация ярмарки.
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка продление срока действия разрешения на право организации ярмарки, проводимой на постоянной основе, осуществляется путем подачи повторной заявки организатором ярмарки не позднее чем за тридцать календарных дней до окончания срока действия ранее выданного разрешения.
Как указано выше, в связи с истечением 31.12.2015 срока действия разрешения на право организации ярмарки общество 21.10.2015 подало повторную заявку на право организации ярмарки на постоянной основе, указав в заявке срок - с 01.01.2016 по 01.01.2019.
В связи с тем, что управление потребительского рынка направило обществу уведомление об отказе в выдаче разрешения со ссылкой на ненадлежащее удостоверение представленных документов, общество 11.01.2016 представило в управление нотариально удостоверенные копии всех документов в целях устранения недостатков ранее поданной заявки.
Но управление потребительского рынка расценило сопроводительное письмо от 11.01.2016, которым были направлены нотариально заверенные документы, как новую заявку, которая не содержала данные о периоде проведения ярмарки на постоянной основе, и вновь направило обществу уведомление об отказе в выдаче разрешения.
31 января 2016 г. общество направило в управление потребительского рынка заявление, в котором указало срок проведения ярмарки - с 01.01.2016 по 01.01.2019 и сослалось на то, что все нотариально удостоверенные необходимые документы находятся в управлении.
Управление отказало в выдаче разрешения, сославшись на непредставление документов с заявкой от 31.01.2016.
В силу пункта 2.8 Порядка основанием для отказа в выдаче разрешения на право организации ярмарки является представление неполного пакета документов, указанных в пункте 2.5 настоящего раздела, или документов, содержащих неполные или не соответствующие действительности сведения.
Исходя из вышеизложенного и учитывая, что управление потребительского рынка не возвращало обществу представленные ранее документы и эти документы находятся в распоряжении управления, суд пришел к правильному выводу о том, что все необходимые документы обществом были представлены, а поэтому отказ в выдаче разрешения на право организации ярмарки, оформленный уведомлением от 01.03.2016, является незаконным, нарушающим права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности.
Довод кассационной жалобы о том, что 02.03.2018 обществу выдано разрешение на право организации ярмарки, а, значит, решение суда в части обязания администрации устранить допущенное нарушение прав общества путем выдачи разрешения на право организации ярмарки апелляционному суду следовало отменить, несостоятелен.
На дату вынесения судом первой инстанции решения - на 19.01.2018 разрешение выдано не было. Оно выдано 02.03.2018. Поэтому удовлетворяя заявление общества, суд первой инстанции во исполнение требований пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ должен был обязать соответствующий орган совершить определенные действия в целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов общества, что и было сделано. Факт выдачи разрешения после принятия судебного решения не свидетельствует о незаконности судебного решения и не является основанием для его отмены.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 19.01.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2018 по делу N А08-3685/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.