г.Калуга |
|
23 августа 2018 г. |
Дело N А14-17786/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.08.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Лукашенковой Т.В. |
от заявителя - открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" (394038, г. Воронеж, ул. Космонавтов, д. 6Г, 394062, г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, д. 6, ОГРН 1113668054675 ИНН 3665086317) - не явились;
от заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Воронежской области (394018, г. Воронеж, ул. Кирова, д. 6А, ОГРН 1033600084968 ИНН 3664032439) - Кузьмич Н.О., дов. от 29.12.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания Советского района" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.01.2018 (судья Попова Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 (судьи Семенюта Е.А., Протасов А.И., Донцов П.В.) по делу N А14-17786/2017,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Управляющая компания Советского района" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 предписания государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - инспекция) от 29.08.2017 N 04-31/395 (уточненное требование).
Решением суда от 16.01.2018 в удовлетворении требования общества отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит состоявшиеся судебные акты отменить, требование общества удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель инспекции просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Общество надлежаще извещено о времени и месте судебного разбирательства, но его представитель в суд округа не явился. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя общества в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя инспекции, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, во исполнение приказа руководителя инспекции от 10.08.2017 N 3343, принятого в связи с поступившим заявлением гражданина многоквартирного дома N 2 А по проспекту Патриотов в г. Воронеже (далее - МКД N 2А) по вопросу определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общедомового имущества за февраль - май 2017 года, работниками инспекции в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения указанного обращения, по результатам которой 29.08.2017 составлен акт N 04-29/743, а также выдано предписание N 04-31/395 с требованием в срок до 29.10.2017 произвести перерасчет размера платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД N 2А за февраль - май 2017 года, в соответствии с нормативами, установленными по состоянию на 01.11.2016 приказом ДЖКХиЭ Воронежской области от 19.06.2015 N 105 и приказом УРТ Воронежской области от 30.08.2012 N 39/1 (пункт 1); производить определение платы за горячую воду в целях содержания общего имущества в МКД N 2А в соответствии с требованиями жилищного законодательства (пункт 2).
Не соглашаясь с пунктом 1 предписания, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд исследовал представленные доказательства, доводы участвующих в деле лиц, дал им надлежащую правовую оценку и пришел к выводу о необоснованности требования заявителя.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых судебных решений.
В соответствии с части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судами установлено, что жилищная инспекция вправе осуществлять региональный государственный жилищный надзор и выдавать предписание при выявлении нарушений.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 154 ЖК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2017) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действующей в феврале-мае 2017 г.) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ) предусмотрено, что положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 01.01.2017.
В силу части 10 статьи 12 вышеназванного Закона при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - постановление Правительства РФ N 1498) органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления.
До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 01.06.2017, при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016 нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды - пункт 3 вышеуказанного постановления Правительства РФ.
Аналогичное указано и в пункте 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 в редакции, действующей с 01.01.2017 (далее - Правила N 491).
Новый норматив потребления коммунальных ресурсов был утвержден приказом ДЖКХиЭ Воронежской области 19.06.2017 N 128, приказом УРТ Воронежской области от 31.05.2017 N 21/1 и стал применяться с 01.06.2017.
Из совокупности указанных норм права суды пришли к верному выводу о том, что с 01.01.2017 и до утверждения органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме действует переходный период, в котором плата за коммунальные ресурсы, используемые на содержание общего имущества в многоквартирном доме, не должна превышать нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленные органами власти субъектов Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
Требуя признать недействительным пункт 1 оспариваемого предписания, общество ссылалось на решение общего собрания собственников, проведенного в период с 11 по 24 января 2017 г.
Из протокола общего внеочередного (заочного) собрания собственников помещений МКД N 2А, проведенного с 11.01.2017 по 24.01.2017, следует, что на собрании было принято решение о распределении объема коммунальной услуги и стоимости коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, на объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями МКД N 2А пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения, начиная с 01.07.2016 (т.1. л.д.34).
Суд не принял во внимание решение собрания собственников по данному вопросу, ссылаясь на то, что данный вопрос решался не в соответствии с требованиями Правил N 491.
Абзацем 4 пункта 29 Правил N 491 предусмотрено, что в случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из решения собрания не усматривается, что расходы по содержанию общего имущества превышают минимальный перечень, данный вопрос вообще на собрании не обсуждался и доказательств этому не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что решение, на которое ссылается общество, принято на собрании без учета требований абзаца 4 пункта 29 Правил N 491.
Довод кассационной жалобы о том, что абзац 4 пункта 29 Правил N 491 не действует до 01.06.2017 - до даты принятия нового норматива, не соответствует пункту 4 постановления Правительства РФ от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498), которым утверждены изменения в акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном дом, в том числе - в пункт 29 Правил N 491.
Согласно пункту 4 Постановления N 1498 настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2017 г., за исключением некоторых абзацев пунктов 3 и 4 изменений, которые вступают в силу с 1 июня или 1 июля 2017 г. Но изменения в Правила N 491 изложены в пункте 2 изменений. Следовательно, эти изменения действуют с 01.01.2017.
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о необоснованности доводов общества и отказали в удовлетворении его требования.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 16.01.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 по делу N А14-17786/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.