г. Калуга |
|
04 сентября 2018 г. |
Дело N А14-11447/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.08.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.09.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Аникиной Е.А. Сладкопевцевой Н.Г. |
судей | |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Давыдовым А.Д. |
при участии в заседании |
|
от истца: Субъект РФ - Воронежская область в лице Департамента труда и занятости населения Воронежской области
от ответчика: ООО "Мебель Маркиз"
от третьих лиц: Управление Федерального казначейства по Воронежской области |
Осипова Ю.Н. (дов. N 84-11/3749 от 01.08.2018), Кравченко А.Ю. (дов. N 84-11/4810 от 27.10.2017),
не явились, извещены надлежаще,
Черкашин М.С. (дов. N 31-18-07/3797 от 28.05.2018), |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу субъекта Российской Федерации - Воронежской области в лице Департамента труда и занятости населения Воронежской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 (судьи Алферова Е.Е., Афонина Н.П., Ольшанская Н.А.) по делу N А14-11447/2017,
УСТАНОВИЛ:
Субъект РФ - Воронежской области в лице Департамента труда и занятости населения Воронежской области (далее - истец, заявитель; ОГРН 1093668003615, ИНН 3662140580) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Мебель Маркиз" (далее - ООО "Мебель Маркиз", ответчик; ОГРН 1113668000654; ИНН 3663084755) денежных средств в виде субсидии, выделенной в соответствии с Соглашением от 23.10.2015 N 109 о предоставлении субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения", на возмещение затрат на оборудование рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год в сумме 72 690 руб. (с учетом уточнения, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2017 отменено. В удовлетворении исковых требований истца отказано.
Не согласившись с вынесенным по делу апелляционной инстанцией судебным актом, заявитель обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 отменить.
В обосновании жалобы заявитель указывает на то, что ответчик не имел права на получение субсидии и должен вернуть перечисленные денежные средства. Указывает, что суд неправильно указал на взыскание с истца судебных расходов за счет средств муниципального бюджета.
Представители истца и третьего лица в судебном заседании поддержали доводы кассационнной жалобы.
Представители ответчика в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции на основании ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.12.2014 N 1432 "Об утверждении Правил предоставления и распределения в 2015 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в рамках подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения" и постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1201 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения" Правительство Воронежской области постановлением от 10.04.2015 N 257 утвердило Порядок предоставления субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения", на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год" (далее по тексту - Порядок) (т. 2, л.д. 35 - 39).
Согласно абзацу 2 пункта 3 Порядка целью предоставления субсидий являлось возмещение работодателю затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год.
Согласно пункту 4 Порядка условием предоставления субсидии работодателю являлось:
- оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в соответствии с рекомендациями о противопоказанных и доступных условиях и видах труда, отраженных в индивидуальной программе реабилитации инвалида;
- отсутствие выявленных в ходе проверок недостоверных сведений в документах, представленных работодателем в соответствии с пунктом 7 Порядка;
- трудоустройство на оборудованные (оснащенные) рабочие места незанятых инвалидов и сохранение их занятости в течение 12 месяцев с даты получения субсидии;
- не расторжение трудового договора с инвалидом по инициативе работодателя в соответствии с пунктами 1 и 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в течение срока, указанного в абзаце четвертом настоящего пункта.
В соответствии с Пунктом 6 Порядка, согласно которому одним из критериев отбора работодателей, имеющих право на получение субсидии, является участие работодателя в реализации мероприятия Программы в порядке, определяемом департаментом труда и занятости населения Воронежской области (далее по тексту - Департамент), ООО "Мебель Маркиз" в июне 2015 года подана Заявка на участие в реализации мероприятия "Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места" подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальной поддержки безработных граждан" государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения", с целью оборудования (оснащения) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в 2015 году.
Приказом Департамента от 24.06.2015 N 292 (т. 1, л.д. 33-34) ООО "Мебель Маркиз" включено в число участников реализации мероприятия "Содействие в трудоустройстве незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места" подпрограммы "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения", с целью оборудования (оснащения) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов в 2015 году; государственному казенному учреждению Воронежской области Центру занятости населения города Воронежа поручено заключить договор о совместной деятельности по содействию трудоустройству одного незанятого инвалида на оборудованное (оснащенное) рабочее место.
Во исполнение указанного приказа, 25.06.2015 между ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа (далее по тексту - Учреждение) и ООО "Мебель Маркиз" заключен договор N 158 о совместной деятельности по содействию трудоустройству незанятого инвалида на оборудованное (оснащенное) рабочее место (далее - Договор N 158) (т. 1, л.д. 68-69), предметом которого являлось содействие трудоустройству незанятого инвалида Гулям Татьяны Владимировны на оборудованное (оснащенное) рабочее место.
Согласно пункту 13 Порядка, предоставление субсидий на финансирование мероприятия Программы осуществляется на основании соглашения о возмещении работодателю, участвующему в реализации Программы, затрат на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов, заключаемого между Департаментом и работодателем.
На основании указанного положения, 23.10.2015 между департаментом труда и занятости населения Воронежской области с одной стороны, и обществом с ограниченной ответственность. "Мебель Маркиз" с другой, заключено Соглашение N 109 о предоставлении субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения", на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год, предметом которого являлось предоставление субсидии работодателям, участвующим в реализации государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения" (т. 1, л.д. 62-66).
Департаментом, указанное Соглашение исполнено, и платежным поручением N 96972 от 26.10.2015 (т. 1, л.д. 15) на счет ООО "Мебель Маркиз" перечислено 72 690 руб.
Согласно п. 1.2. Договора N 158 оборудование, необходимое для оборудования (оснащения) рабочего места приобретается в соответствии с перечнем, согласованным сторонами (приложение N 1 к Договору N 158) являющимся неотъемлемой частью договора.
В соответствии с Приложением N 1 к Договору N 158 ООО "Мебель Маркиз" приняло на себя обязательство приобрести компьютизированную стегальную машину модель HF J-26 T.
Универсальным передаточным документом от 25.06.2015 (т. 1, л.д. 108) и платежными поручениями N 448 от 17.06.2015 и N 452 от 19.06.2015 (т. 1, л.д. 106-107) подтверждается факт приобретения обществом с ограниченной ответственностью "Мебель Маркиз" необходимого оборудования.
Актом к Договору N 158 введено в эксплуатацию оборудованное (оснащенное) рабочее место (т. 1, л.д. 71).
Во исполнение Договора N 158 приказом N 3 от 02.07.2015 (т. 1, л.д. 72) ответчиком принята на работу Гулям Татьяна Владимировна, 02.07.2015 с ней заключен трудовой договор (т. 1, л.д. 73-76).
Таким образом, ответчик исполнил условия соглашения, выделенные деньги затратил на оснащение рабочего места, а также выполнил условия договора о трудоустройстве Гулям Т.В.
Согласно пункту 10 Соглашения от 23.10.2015 возврат полученной субсидии производится работодателем на лицевой счет Департамента в следующих случаях:
- установление по итогам проверок, проведенных Департаментом, органом государственного финансового контроля факта нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидий, определенных Порядком и заключенным Соглашением;
- предоставление ложных или искаженных документов;
- использование субсидии не по целевому назначению.
Субсидия подлежит возврату работодателем в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня предъявления требования Департаментом. требования о возврате субсидии в областной бюджет предъявляется работодателю в течение 5 рабочих дней с момента выявления нарушения и направляется работодателю в письменной форме. Возврат субсидии в федеральный и (или) областной бюджет осуществляется работодателем в добровольном порядке или по решению суда на расчетный счет, указанный в требовании.
В период с 01.03.2017 по 31.03.2017 органом государственного финансового контроля - Управлением Федерального казначейства по Воронежской области проведена проверка использования средств из федерального бюджета на софинансирование региональных программ по реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ.
В ходе указанной проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства и установлено, что в нарушение пункта 4 Порядка, на момент перечисления субсидии (на возмещение затрат), на оборудованном рабочем месте не был трудоустроен инвалид.
Инвалид Гулям Татьяна Владимировна была уволена по собственному желанию 20.07.2015, что подтверждается актами посещения предприятия ООО "Мебель Маркиз" от 08.10.2015, от 25.12.2015.
Сумма необоснованно возмещенных средств, по мнению истца, составила 72 690 руб.
Управлением Федерального казначейства по Воронежской области в адрес департамента труда и занятости населения Воронежской области 27.04.2017 вынесено предписание N 31-12-18/21-2250 (т. 1, л.д. 18-31), которым предписано устранить нарушения бюджетного законодательства и возместить ущерб Российской Федерации, причиненный указанными нарушениями.
В пункте 12 предписания указано на нарушение бюджетного законодательства при предоставлении субсидии ООО "Мебель Маркиз", выразившееся в том, что на момент перечисления субсидии (на возмещение затрат) ООО "Мебель Маркиз", на оборудованном рабочем месте не был трудоустроен инвалид.
В соответствии с пунктом 18 Порядка при выявлении нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, а также факта нецелевого использования Департамент направляет получателю требование о возврате субсидии в федеральный и (или) областной бюджет. Субсидия подлежит возврату получателем в течение 30 календарных дней с момента получения требования. При невозврате субсидий в указанный срок Департамент принимает меры по взысканию подлежащих возврату субсидий в федеральный и (или) областной бюджет в судебном порядке.
12.05.2017 года в адрес ответчика Департаментом направлено требование о возврате субсидии, в котором предлагалось добровольно осуществить возврат денежных средств в сумме 72 690 руб. до 12.06.2017.
Требование о возврате субсидии оставлено ответчиком без ответа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражный суд Воронежской области пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и отменил решение.
Суд кассационной инстанции считает выводы апелляционного суда законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суд правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период, далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Условия предоставления субсидий, определенные указанными актами, не подлежат расширительному толкованию.
К собственным доходам бюджетов относятся доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций (абз. 4 ст. 47 БК РФ).
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (абз. 3 ст. 129 БК РФ).
В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения", на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год", утвержденным постановлением Правительства Воронежской области от 10.04.2015 N 257, субсидии предоставляются Департаментом труда и занятости населения Воронежской области.
Статьями 28, 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
23.10.2015 между департаментом труда и занятости населения Воронежской области с одной стороны, и обществом с ограниченной ответственностью "Мебель Маркиз" с другой, заключено Соглашение N 109 о предоставлении субсидий работодателям (организациям, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам), участвующим в реализации государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения", на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства незанятых инвалидов на 2015 год, предметом которого являлось предоставление субсидии работодателям, участвующим в реализации государственной программы Воронежской области "Содействие занятости населения" (т. 1, л.д. 62-66).
В соответствии с п. 3 Соглашения субсидия предоставляется Работодателю (ответчику) в целях возмещения затрат на оборудование (оснащение рабочего места, понесенных в 2015 году для трудоустройства незанятых инвалидов (приобретение, монтаж и установку оборудования, включая технические приспособления, специальную мебель, а также средства для создания благоприятных климатических условий работы, необходимого для оснащения (дооснащения), модернизации существующего или вновь созданного рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида не более 72,69 тыс. рублей на 1 место.
В соответствии с п. 5 Соглашения Департамент предоставил субсидию Работодателю на возмещение затрат на оборудование (оснащение) рабочего места для трудоустройства незанятого инвалида.
Во исполнение Договора N 158 приказом N 3 от 02.07.2015 (т. 1, л.д. 72) ответчиком принята на работу Гулям Татьяна Владимировна, 02.07.2015 с ней заключен трудовой договор.
Кроме того, ответчик приобрел специализированное оборудование, что подтверждается универсальным передаточным документом от 25.06.2015 (т. 1, л.д. 108) и платежными поручениями N 448 от 17.06.2015 и N 452 от 19.06.2015.
Инвалид Гулям Татьяна Владимировна была уволена по собственному желанию 20.07.2015, что подтверждается актами посещения предприятия ООО "Мебель Маркиз" от 08.10.2015, от 25.12.2015.
Как следует из Акта посещения предприятия ООО "Мебель Маркиз" от 08.10.2015 г. подписанного Центром ГКУ ВО ЦЗН города Воронежа ОЗН "Левобережный" в наличии имелась компьютеризированная стегальная машина. Аналогичный акт составлен также и 25.12.2015 г. в котором, также указано, что ведется подбор кандидатуры.
Между тем, как следует из предоставленных в материалы дела доказательств с 16.10.2017 на работу в ООО "Мебель Маркиз" ответчиком при отсутствии от Центра занятости кандидатов на созданное рабочее место был трудоустроен инвалид Эльчана Анушавана Эдиковича на должность оператора швейного станка с 16.10.2017.
Действующее бюджетное законодательство предусматривает возвратность субсидии только в случае ее нецелевого использования.
Согласно пункту 10 Соглашения от 23.10.2015 возврат полученной субсидии производится работодателем на лицевой счет Департамента в следующих случаях:
- установление по итогам проверок, проведенных Департаментом, органом государственного финансового контроля факта нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидий, определенных Порядком и заключенным Соглашением;
- предоставление ложных или искаженных документов;
- использование субсидии не по целевому назначению.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).
В силу подп. 3 пункта 1 статьи 7.1 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе, оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по содействию самозанятости безработных граждан.
Согласно абзацу 4 пункта 4 Порядка предоставления субсидий от 10.04.2015 N 257 следует, что условием предоставления субсидии работодателю является не только трудоустройство на оборудованные (оснащенные) рабочие места незанятых инвалидов, но и сохранение их занятости в течение 12 месяцев с даты получения субсидии, что прямо предполагает необходимость трудоустройства и "фактической" занятости инвалида на оборудованном рабочем месте на момент перечисления субсидии.
Учитывая увольнение Гулям Т.В. по собственному желанию, суд правомерно указал на то, что в действиях ответчика не усматривается вины. Данных о не сохранение рабочего места в течении 12 месяцев не установлено.
Также не предоставлено доказательств вины со стороны ответчика на непринятие на вакансию инвалидов.
Направление таких лиц Центром занятости (конкретно каких граждан, в какие периоды, обращение их в Центр занятости, об отказе их в трудоустройстве) не предоставлено.
Как правильно отметил суд, что нарушение условий предоставления субсидий образуется не при любом нарушении нормативного акта, регулирующего предоставление субсидий, а именно при нарушении тех его положений, которые устанавливают критерии (условия) предоставления уполномоченными органами субсидий.
Таким образом, доказательств нецелевого использования денежных средств истцом не представлено.
Право на получение субсидии подтверждено материалами дела. Полный пакет документов был предоставлено ответчиком, что явилось основанием для принятия решения о предоставлении субсидии.
С учетом изложенного, ссылка жалобы на то, что увольнение инвалида Гулям Татьяны Владимировны произошло до фактического получения денежной суммы, подлежит отклонению, как не имеющая правового значения.
На основании вышеуказанного суд кассационной инстанции считает, что суд апелляционной инстанции сделал правомерный и обоснованный вывод о том, что ООО "Мебель Маркиз" имело право на получение субсидии в размере 72 690 руб.
Довод заявителя жалобы на то, что суд неправильно указал на взыскание с истца судебных расходов за счет средств муниципального бюджета, поскольку истец является исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и взыскание судебных расходов может быть произведено за счет казны субъекта РФ, подлежит отклонению, так как ошибка в наименовании бюджета может быть исправлена в порядке ст. 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов суда апелляционной инстанции, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Арбитражный суд апелляционной инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал имеющиеся в материалах дела доказательства, принял обоснованное постановление, соответствующее нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2018 по делу N А14-11447/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.