г.Калуга |
|
7 сентября 2018 г. |
Дело N А84-2430/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Николаевой Н.Н. Шелудяева В.Н. |
|
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Шабалиным И.А. |
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Горсправка" (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Б.Морская, д.15): Веремчук М.А. - представитель по доверенности от 29.05.2018;
от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Ленина, д.2): Бабенко Е.В. - представитель по доверенности от 28.12.2017 N 01-33/981-Д;
от Правительства Севастополя (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Ленина, д.2): не явились, о месте и времени слушания дела извещено надлежащим образом;
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Советская, д.9): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Департамента городского хозяйства города Севастополя (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Ленина, д.2): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
от Департамента общественных коммуникаций города Севастополя (Республика Крым, г.Севастополь, ул.Ленина, д.2): не явились, о месте и времени слушания дела извещён надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Двадцать первого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу ООО "Горсправка" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.01.2018 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 (судьи Малышева И.А., Голик В.С., Омельченко В.А.) и кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 (судьи Малышева И.А., Голик В.С., Омельченко В.А.) на дополнительное решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.03.2018 по делу N А84-2430/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Горсправка" (далее - заявитель, ООО "Горсправка", общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя (далее - Департамент, ответчик) от 27.02.2017 N 6 и о взыскании с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя судебных расходов.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле привлечены - Правительство Севастополя; Департамент по земельным и имущественным отношениям города Севастополя; Департамент городского хозяйства города Севастополя; Департамент общественных коммуникаций города Севастополя.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 24.01.2018 требования удовлетворены частично. Признано недействительным предписание N 6 от 27.02.2017, принятое Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, в части рекламной конструкции (афишного стенда), расположенного по адресу: пр.Героев Сталинграда, д.24"А".
Обществом заявлены судебные расходы за составление искового заявления в размере 7 000 рублей.
Дополнительным решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.03.2018 с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу ООО "Горсправка" взысканы расходы на юридические услуги пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 75 рублей 30 копеек.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.01.2018 в обжалуемой части изменено, резолютивная часть решения дополнена абзацем: "Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горсправка" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3 000 рублей". В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов на оплату юридических услуг по составлению апелляционной жалобы в сумме 10 000 рублей в связи с отказом в ее удовлетворении отказано.
При рассмотрении апелляционной жалобы на дополнительное решение обществом также заявлено требование о взыскании расходов на оплату юридических услуг по составлению апелляционной жалобы на дополнительное решение суда в сумме 7 000 рублей.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 дополнительное решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.03.2018, принятое по вопросу о распределении судебных расходов на оплату услуг представителя, изменено, резолютивная часть дополнительного решения изложена в следующей редакции: "Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горсправка" расходы на юридические услуги в размере 3 000 рублей.". Так же с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу ООО "Горсправка" взысканы судебные расходы на оплату юридических услуг по составлению апелляционной жалобы на дополнительное решение в размере 2 000 рублей в связи с ее удовлетворением.
Не согласившись с решением и постановлениями ООО "Горсправка" и Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обратились с кассационными жалобами.
ООО "Горсправка" в кассационной жалобе просит решение и постановление по основному делу отменить, приняв по делу новый судебный акт, указывая, что конструкции являются не рекламными, а информационными, судами не учтён основной вид деятельности общества - деятельность по предоставлению услуг по размещению информации, код и именование вида деятельности 63.11.9. Кроме того, Гагаринской районной государственной администрацией на основании договора о совместной деятельности от 08.08.2000, распоряжения от 14.01.2002 N 10-р "Об установлении в районе мест размещения наглядной агитации в ходе подготовки и проведения выборов в 2002году" и распоряжения от 12.12.2008 N 1098-р об утверждении мест бесплатного размещения объявлений граждан, письма от 04.09.2009 N 3961/33-11 о согласовании передачи информационных щитов в управление ООО "Горсправка", обществу переданы (предоставлены) в пользование информационные щиты и стенды в разных местах города.
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в кассационной жалобе просит постановление по основному делу и постановление по дополнительному решению отменить, направив дело на новое рассмотрение в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд, мотивируя тем, что суд апелляционной инстанции обязан был рассмотреть дело полностью без учёта положений части 5 статьи 268 АПК РФ. Указали на законность выданного предписания N 6 от 27.02.2017 о демонтаже рекламных конструкций, в том числе в отношении рекламной конструкции, которая по заявлению общества ему не принадлежит. Указали на факт эксплуатации заявителем конструкций, относящихся к объектам наружной рекламы, в отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций или приравненных к ним разрешительных документов, выданных до 18.03.2014. Кроме того возложение на Департамент судебных расходов по неимущественным требованиям ухудшает правовое положение заинтересованного лица по сравнению с ответчиком по имущественным требованиям.
ООО "Горсправка" в отзыве на кассационную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя просит отказать в её удовлетворении, поскольку доказательства принадлежности обществу афишного стенда, расположенного по адресу: пр.Героев Сталинграда, д.24"А", Департаментом не представлено, оснований для его включения в предписание не имеется.
Правительство Севастополя в пояснениях от 03.09.2018 просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы ООО "Горсправка", поддерживает правовую позицию Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя по обжалованию постановлений кассационной инстанции по основному делу и на дополнительное решение суда первой инстанции. Просит провести судебные заседания без участия представителя.
Иные стороны отзывов, либо пояснений суду не представили.
Представитель ООО "Горсправка" и Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебном заседании поддержали доводы изложенные в жалобах и отзыве на них. По мнению представителя общества информационные конструкции не могут быть демонтированы обществом, поскольку оно их не устанавливало, а приобрело в процессе приватизации.
Иные стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд округа, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленными ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах и возражениях на них, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как усматривается из материалов дела 27.07.1994 общим собранием трудового коллектива СИС "Горсправка" принято решение о создании на базе Справочно-информационной службы Арендного предприятия СИС "Горсправка".
11.10.1994 согласно приказа N 70 от 28.09.1994 АП "Бытэкспресс" произвел передачу основных и оборотных фондов отделившемуся структурному подразделению АП СИС "Горсправка".
03.05.1995 во исполнение Указа Президента Украины N 827 от 30.12.1994 "О мерах по ускорению процесса малой приватизации в Украине" общее собрание членов организации арендаторов АП СИС "Горсправка" приняло решение о приватизации государственного имущества взятого в аренду путем прямого выкупа.
25.05.1995 на основании приказа N 380 Регионального отделения Фонда государственного имущества Украины (РО ФГИУ) по г.Севастополю о приватизации госимущества Арендного предприятия СИС "Горсправка" создана комиссия но инвентаризации и оценке стоимости государственного имущества арендного предприятия СИС "Горсправка" (приказ РО ФГИУ N 599/2 от 29.07.1995). Материалы инвентаризации и акт оценки стоимости имущества Арендного предприятия СИС "Горсправка" утверждены приказом РО ФГИУ N 718/2 от 29.09.1995.
01.02.1996 решением собрания учредителей на базе приватизированного Арендного предприятия СИС "Горсправка" создано ТОВ "Горсправка".
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Горсправка" зарегистрировано в качестве юридического лица 20.02.1996 Ленинской районной государственной администрацией в городе Севастополе. 26.11.2014 сведения об обществе, как о юридическом лице, зарегистрированном на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя внесены в ЕГРЮЛ.
04.11.1995 между Региональным отделением фонда государственного имущества Украины по г.Севастополю (далее - продавец) и организацией арендаторов арендного предприятия "Горсправка" (далее - покупатель) заключен договор купли-продажи государственного имущества N 105/40К.
Продавец обязуется передать в собственность покупателя государственное имущество целостного имущественного комплекса арендного предприятия "Горсправка", который находится по адресу: г.Севастополь, 335000, г.Севастополь, ул.Б.Морская, д.15 покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него цену в соответствии с условиями, определенными настоящим договором. Имущество предприятия включает в себя: все его активы и пассивы, инвентарь устройства, оборудование и другое имущество согласно перечня выкупаемого имущества и акту оценки стоимости имущества, которые прилагаются к настоящему договору (пункт 1.1 договора).
Согласно приложения N 1 к договору перечень выкупаемого имущества арендного предприятия "Горсправка": киоск "Горсправка" (пл.Ревякина); киоск "Горсправка" (ул.Героев Севастополя); киоск "Горсправка" (пр.Ген.Сталинграда); киоск "Горсправка" (пр.Ген.Острякова); киоск "Горсправка" (пл.Ушакова); тумбы.
08.08.2000 между Гагаринской районной государственной администрацией и ООО "Горсправка" заключен договор о совместной деятельности. Согласно которого Гагаринская районная госадминистрация предоставила во временное пользование 4 рекламных щита установленные: пр.Октябрьской Революции (ост.Юмашева, центр); пр.Героев Сталинграда (магазин N 316); ул.Косарева (т/к "Бриз"); Казачья Бухта (ост.автобуса), о чем 08.08.2000 составлен акт о передаче рекламных щитов.
Распоряжением Гагаринской районной государственной администрации города Севастополя от 14.01.2002 N 10-р "Об установлении в районе мест размещения наглядной агитации в ходе подготовки и проведения выборов в 2002 года" размещены информационные стенды: остановка "ЦУМ" 1шт.; остановка "Юмашева" 2шт.; остановка "Героев Сталинграда" 1шт.; бухта "Казачья" 1шт.; ул.Шевченко - Косарева 1шт.
Распоряжением Гагаринской районной государственной администрации города Севастополя от 04.03.2002 N 136р "Об установлении в районе дополнительных мест размещения наглядной агитации в ходе подготовки и проведения выборов в 2002 году" размещены дополнительные информационные стенды для предвыборной агитации на территории Гагариснокого района: остановка "ул.Д.Ульянова" (из центра) щит 2*2-м; остановка "ул.Меньшикова" (в центр) щит 2*2-м; ул.Ерошенко - пр.Гагарина щит 2*2-м; остановка "ул.Меньшикова" (из центра) щит 2*2-м; остановка "Студгородок" (в центр) щит 2.2-м; остановка "ул.Колобова" (в центр) щит 2*2-м; остановка "Парк Победы" (в центр) щит 1,5*2-м; остановка "Почта" (в центр) щит 2*2-м; пр.Героев Сталинграда, 24"А" щит 2*2-м.
10.01.2006 ООО "Горсправка" на период проведения выборной компании в г.Севастополе по выборам народных депутатов выделила Гагаринской районной государственной администрации стенды для размещения материалов предвыборной агитации: стенд ост.Дм.Ульянова (в город); стенд ост.ЦУМ (в город); стенд ост.ЦУМ (рынок); стенд ост.Меньшикова (тр.N 14); стенд ост.Степаняна; стенд ПОР, 67; стенд ост.ПОР (из города); стенд ост.Колобова (в город); стенд ос. Юмашева (в город); стенд Гер.Сталинграда (пешеходный переход); стенд Гер.Сталинграда (рынок); стенд Гер.Сталинграда (почта).
Распоряжением Гагаринской районной государственной администрации от 12.12.2008 N 1098-р утверждены места бесплатного размещения объявлений граждан: остановка "ул.Д.Ульянова" 1шт.; кафе "Челентано", уд.Ерошенко, 2 - 1шт.; остановка "ул.Репина" 1шт.; остановка "ЦУМ" 2шт.; возле кинотеатра "Мир", пр.Гагарина 1шт.; конечная остановка троллейбусного маршрута N 6 (пр.Гагарина) 1шт.; остановка "ул.4 Меньшикова" 2шт.; остановка "Студгородок" 2шт.; остановка "Степаняна" 1шт.; остановка "Колобова" 1шт.; остановка "Юмашева" 2шт.; остановка "пр.Октябрьской Революции" 2шт.; остановка "Парк Победы 2шт.; остановка "Омега" (из центра) 1шт.; остановка "Героев Сталинграда" 2шт.; остановка "Блюхера - Почта" 2шт.; остановка "кинотеатр "Океан" (из центра) 1шт.; остановка "ул.Правды" (в центр) 1шт.; остановка "Европа", ул.Шевченко, 39 - 1шт.; торговый центр "Бриз" 1шт.; у жилого дома N 17 по ул.Шевченко 1шт.; торговый центр "Ахтиар", пр.Октябрьской Революции, 50 - 1шт.; торговый центр "Сильпо" по ул.Фадеева 1шт.; конечная остановка "Казачья" 1шт. Контроль за обслуживанием мест размещения объявлений граждан возложен на ООО "Горсправка" и управление жилищно-коммунального хозяйства Гагаринской районной государственной администрации.
Письмом от 04.09.2009 N 3961/33-11 Гагаринская районная государственная администрация города Севастополя согласовала передачу рекламных щитов в управление ООО "Горсправка": ул.Пожарова, остановка "ул.Пожарова"; ул.Ген.Петрова, 4, на тумбе в сквере; ул.Щербака, 12, у входа в вечернюю школу N 1; ул.Коммунистическая, 15 перед входом в библиотека; ул.Гоголя, остановка "ул.Кожанова"; ул.Гоголя, у входа в Севастопольский политехнический лицей; пр.Ген.Острякова рядом с магазином "Океан; пр.Ген.Острякова, 65 у входа в школу N 22; пр.Ген.Острякова, остановка "Магазин Океан"; пр.Ген.Острякова остановка "Школа N 7"; пр.Ген.Острякова, 186 магазин "Новус"; пр.Ген.Острякова остановка "ул.Генерала Лебедя"; пр.Ген.Острякова остановка "Больничный комплекс"; пр.Ген. Острякова остановка "Школа N 38"; пр.Ген. Острякова, 260 напротив магазина "Симол"; пр.Ген.Острякова, 225 перед зданием Ленинской СЭС; ул.Силаева, напротив остановки тр. N 14 "Улица Силаева"; пр.Ген. Острякова, 15 рядом с ДОСААФ; пр.Ген. Острякова, 33.
27.02.2017 Департаментом вынесено предписание N 6 о демонтаже рекламных конструкций, в котором, со ссылкой на положения Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" и на "Правила установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Севастополя", утвержденных постановлением Правительства Севастополя от 05.08.2014 N 192 (далее - Правила N 192), указанный административный орган обязал заявителя в течении 30 дней со дня выдачи настоящего предписания демонтировать рекламные конструкции, расположенные по адресу: ул.Пожарова (остановка "ул.Пожарова"), ул.Дмитрия Ульянова (остановка "ул.Дмитрия Ульянова" в город), ул.Дмитрия Ульянова (остановка "ул.Дмитрия Ульянова" из города), пр.Гагарина (остановка "ул.Репина"), ул.Ерошенко, д.2 (стена напротив дома N 2), пр.Гагарина, д.11, ул.Вакуленчука (остановка "пл.50-лет СССР"), ул.Вакуленчука (остановка "Меньшикова"), ул.Руднева (остановка "Меньшикова"), ул.Руднева (аллея к ТЦ "Муссон"), ул.Вакуленчука (остановка "Студенческий городок" из города), ул.Вакуленчука (остановка "Студенческий городок" в город), пр.Октябрьской Революции (остановка "ул.Степаняна"), пр.Октябрьской Революции (остановка "ул.Колобова"), пр.Октябрьской Революции (остановка "ул.Юмашева"), пр.Октябрьской Революции (остановка "пр.Октябрьской Революции"), пр.Октябрьской Революции (остановка "парк Победы"), пр.Героев Сталинграда (остановка "пляж Омега" в город), пр.Героев Сталинграда (остановка "пляж Омега" из города), пр.Героев Сталинграда (остановка "пр.Героев Сталинграда"), пр.Героев Сталинграда (остановка "пр.Героев Сталинграда"), пр.Героев Сталинграда, д.24"А", ул.Косарева, д.2, ул.Правды (остановка "ул.Правды"), ул.Шевченко (остановка "ТЦ Европа"), ул.Портовая (остановка "Железнодорожный вокзал"), ул.Вокзальная (остановка "Автовокзал"), ул.Героев Севастополя (остановка "Матрос Кошка"), ул.Героев Севастополя (въезд на Морзавод), ул.Героев Севастополя, д.66, ул.Истомина (остановка "ул.2-ая Бастоинная"), ул.Маяковского, д.3, ул.Большая Морская, д.1, ул.Генерала Петрова, д.4 (сквер), ул.Большая Морская, д.18, ул.Большая Морская, д.13 (кинотеатр "Победа"), ул.Советская, д.58, пл.Ушакова (напротив библиотеки), пл.Суворова (ул.Сергеева-Ценского, д.1), ул.Ленина, д.42 (опорная стена), ул.Ленина (Екатерининский сквер), ул.Очаковцев (остановка "ул.Очаковцев"), пл.Восставших (остановка "пл.Восставших" маршрут N 5), ул.Гоголя, д.12-14 (вход в университет), ул.Гоголя (остановка "Университет" в город), ул.Гоголя, д.35, ул.Гоголя (остановка "ул.Кожанова" из города), ул.Гоголя (остановка "ул.Кожанова" в город), ул.Хрусталева (остановка "ул.Шабалина" из города), ул.Хрусталева (остановка "Школа N 43" в город), ул.Силаева (напротив остановки "ул.Силаева"), пр.Генерала Острякова (у входа на вещевой рынок "5-ый км."), пр.Генерала Острякова (рынок "Южный"), пр.Генерала Острякова, д.260 (ТЦ "Симол"), пр.Генерала Острякова, д.225, пр.Генерала Острякова (остановка "Больничный комплекс" в город), пр.Генерала Острякова (остановка "Школа N 38" из города), пр.Генерала Острякова, 186 (ТЦ "Новус"), пр.Генерала Острякова (остановка "Генерала Лебедя" в город), пр.Генерала Острякова (остановка "ул.Генерала Хрюкина" из города), пр.Генерала Острякова (остановка "ул.Генерала Хрюкина" в город), пр.Генерала Острякова (остановка "Школа N 7" в город), пр.Генерала Острякова, д.75, пр.Генерала Острякова, д.65 (школа N 22), пр.Генерала Острякова (остановка ТЦ "Океан"), пр.Генерала Острякова (остановка "Силаева"), пр.Генерала Острякова, д.65А, (ТЦ "Океан), пр.Генерала Острякова, д.78, пр.Генерала Острякова (кинотеатр "Москва"), пр.Генерала Острякова, д.35 (переход), пр.Генерала Острякова, д.33, пр.Генерала Острякова, д.15, пр.Генерала Острякова (остановка "Техническая библиотека"), пр.Генерала Острякова (остановка "ул.Олега Кошевого"), ул.Олега Кошевого, д.1, ул.Горпищенко, д.74, ул.Льва Толстого, д.21, ул.Коммунистическая, д.15, набережная Корнилова (вход в дельфинарий). В указанном предписании содержится предупреждение заявителя о последствиях неисполнения предписания в виде принудительного демонтажа объектов рекламы с последующим взысканием с заявителя средств по расходам на выполнение работ по их демонтажу.
Полагая, что предписание противоречит требованиям законов и иных нормативных актов, и нарушает его права, заявитель обратился в Арбитражный суд города Севастополя с настоящим заявлением
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 24.01.2018 требования удовлетворены частично. Признано недействительным предписание N 6 от 27.02.2017, принятое Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, в части рекламной конструкции (афишного стенда), расположенного по адресу: пр.Героев Сталинграда, д.24"А". Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнесены на заявителя.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.01.2018 изменено, резолютивная часть решения дополнена абзацем: "Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в пользу общества с ограниченной ответственностью "Горсправка" судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой инстанции в размере 3 000 рублей". В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов на оплату юридических услуг по составлению апелляционной жалобы в сумме 10 000 рублей отказано.
Дополнительным решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.03.2018 судебные расходы общества связанные с оказанием юридических услуг распределены пропорционально удовлетворенным требованиям.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 дополнительное решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.03.2018, принятое по вопросу о распределении судебных расходов на оплату услуг представителя, изменено, судебные расходы на оплату юридических услуг общества связанные с подачей заявления и апелляционной жалобы на дополнительное решение взысканы с Департамента с учетом разумности их размера.
Не согласившись с решением и постановлениями ООО "Горсправка" и Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя обратились с кассационными жалобами.
Суд округа считает кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 6, 12, части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее по тексту - Закон N 6-ФКЗ), после принятия в Российскую Федерацию Республики Крым разрешения на размещение внешней рекламы, выданные уполномоченными органами Украины, не прекратили своего действия и не требовали какого-либо дополнительного подтверждения, а продолжали являться правоустанавливающими документами на размещение заявителем рекламных конструкций на территории города Севастополя в пределах указанного в них срока.
Частью 2 статьи 17 Закона Украины "О рекламе" от 03.07.1996, подлежащего применению к отношениям по размещению наружной рекламы до принятия в состав Российской Федерации Республики Крым и города Севастополя, условием для размещения наружной рекламы предусмотрено получение разрешений, предоставляемых исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов, и в порядке, установленном этими органами на основании типовых правил, утверждаемых Кабинетом Министров Украины.
При этом под внешней рекламой статьёй 1 названного Закона понималась реклама, которая размещается на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного оборудования, над проезжей частью улиц и дорог.
Таким образом, Законом Украины о рекламе также предусмотрено получение разрешения на размещение наружной рекламы.
Отношения в сферы рекламы в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в соответствии со статьей 19 которого установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Кроме того, частью 5.8 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установлено правило об обязательном размещении рекламных конструкций в соответствии с утверждённой схемой.
Постановлением Правительства Севастополя от 22.12.2016 N 1220-ПП утверждены "Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Севастополя" (далее - Правила N 1220-ПП, Правила), вступили в силу с 02.01.2017, действовали на даты проведения обследования рекламных конструкций и вынесения предписания), которыми предусмотрены аналогичные требования об установке и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Севастополя на основании разрешения и в соответствии с утверждённой схемой (пункты 3.2, 5.1 Правил).
Неисполнение данных требований в силу пунктов 6.1, 6.2 Правил предоставляет Департаменту право выдать владельцу самовольной рекламной конструкции предписания о её демонтаже (при условии выявления самовольных рекламных конструкций Департаментом по результатам мониторинга с составлением соответствующего акта в соответствии с пунктом 6.1 Правил).
Таким образом, как по Закону Украины, так и по Закону Российской Федерации, а также по законодательству переходного периода необходимым условием для размещения и эксплуатации рекламной конструкции являлось не только наличие права собственности на неё, но и получение разрешения на установку рекламной конструкции, подтверждающего соответствие фактического размещения рекламной конструкции установленным законом требованиям и утверждённой схеме размещения рекламных конструкций.
В нарушение положений приведённых норм права ООО "Горсправка" не представило разрешений на установку рекламных конструкций (как по законодательству Украины, так и по законодательству России), а также доказательств их размещения в соответствии с договором, утверждённой схемой.
Как верно отмечено судами первой и апелляционной инстанций представленные заявителем документы о приобретении спорных конструкций в собственность в процессе приватизации, рекламных щитов - в безвозмездное пользование по договору о совместной деятельности не исключают обязанности заявителя по получению разрешения на их установку. Данные документы свидетельствуют лишь о наличии у общества права собственности в отношении рекламных щитов как имущества, но не подтверждают наличие законных оснований для их размещения на указанных в предписании остановочных пунктах и соответствие мест установки рекламных конструкций схеме размещения.
Демонтаж рекламных конструкций не влечет прекращения права собственности (иного вещного права) на них, а лишь означает прекращение их размещения в определённых местах без соответствующего разрешения.
Доводы жалобы общества о том, что конструкции носят не рекламный, но информационный характер, поэтому не требуют разрешений подлежит отклонению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе", реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, не отвечающая признакам, содержащимся в указанном понятии рекламы, не может быть признана рекламой, на такую информацию, а также на порядок ее размещения, не распространяются положения Федерального закона "О рекламе".
Согласно статье 3 Закона о рекламе под объектом рекламирования понимается товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. Товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Со стороны суда апелляционной инстанции получили оценку фотографии спорных конструкций, приведенные в приложении к оспариваемому предписанию. Судом апелляционной инстанции отмечено, что на конструкциях размещены не предвыборная наглядная агитация или объявления граждан, размещение которых предусмотрено описанными выше документами, а объявления рекламного характера по организации междугородних перевозок в Киев, Херсон, Одессу, Николаев, Луганск, Донецк, а также реклама строящегося жилья, выставок-ярмарок "Мир самоцветов" и "Мед", реклама сберегательного союза, афиши о гастролях и театральный репертуар, из чего Департамент и суд первой инстанции сделали обоснованный вывод о наличии оснований для выдачи предписания о демонтаже рекламных конструкций.
В результате оценки информации, представленной на спорных конструкциях судом апелляционной инстанции сделан вывод, что театральные и концертные афиши, а также репертуары театров размещаются обществом на коммерческой основе по договорам с лицами, заинтересованными в их размещении (в материалы дела представлен прейскурант, обозревались договоры), по своему содержанию данная информация обладает признаками рекламной, поскольку адресована неопределённому кругу лиц, размещена на коммерческой основе вне места нахождения учреждений культуры и направлена на привлечение внимания к культурно-массовым мероприятиям коммерческого характера как объектов рекламирования на рынке, что соответствует определению рекламы, приведённому в пункте 1 статьи 3 Закона N 38-ФЗ.
В соответствии с письмом ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама", на которое ссылается общество в своей кассационной жалобе, рекламой признается информация, позволяющая четко обозначить, индивидуализировать конкретный объект рекламирования, выделить его среди однородных товаров и сформировать к нему интерес в целях продвижения на рынке, в том числе в случае размещения такой информации на рекламных конструкциях.
Информация, не содержащая указания на объект рекламирования, в том числе наименования организации, названий товаров (работ, услуг), средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которые позволяют выделить конкретное лицо или конкретный товар среди множества однородных, не направленная на их продвижение на рынке и не формирующая интереса к ним, не является рекламой, поскольку такая информация не содержит объекта рекламирования.
Информация, содержащая информационно-справочные сведения, не признается рекламой.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Не признается рекламой информация учреждений культуры по профилю их деятельности, распространяемая на зданиях, в случае, если данные организации осуществляют деятельность в указанных зданиях, а также на городских средствах информации, специально предназначенных для данных целей, в том числе информация о репертуарах театров и кинотеатров (театральные афиши и киноафиши), поскольку указанная информация носит справочно-информационный характер и имеет своей целью информирование граждан о проводящихся культурных мероприятиях. Требования Федерального закона "О рекламе" на такую информацию не распространяются. Конструкции, на которых размещается указанная информация, не являются рекламными конструкциями в соответствии с понятием, закрепленным статьей 19 Федерального закона "О рекламе", и на порядок размещения таких конструкций не распространяются требования статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Вместе с тем, в данном случае обществом на своих конструкциях распространялся не только репертуар театров, но и иная информация коммерческого характера вне места деятельности учреждений, предоставляющих данные услуги. Отнесение конструкций общества к городским средствам информации соответствующими доказательствами не подтверждено.
Таким образом, декларирование обществом того, что его деятельность носит информационный характер не соответствует фактическим обстоятельствам дела, указывающим на рекламный характер конструкций общества.
Довод жалобы общества о рассмотрении спора без привлечения к участию в деле Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю является необоснованным, поскольку принятый по настоящему делу судебный акт не затрагивает прав и законных интересов антимонопольного органа в сфере реализации предоставленных ему полномочий.
Доводы жалобы Департамента о том, что в удовлетворении требований общества следовало отказать полностью, поскольку частичное удовлетворение требований общества невозможно и влечет за собой взыскание с Департамента в пользу общества судебных расходов, подлежат отклонению.
В данном случае предписание требует от общества демонтажа перечисленных в нем рекламных конструкций. Поэтому возложение на общество обязанности по демонтажу конструкции, которое по утверждению общества ему не принадлежит, неправомерно.
Материалы дела не содержат доказательств принадлежности обществу спорной рекламной конструкции по адресу: пр.Героев Сталинграда, д.24"А".
Вопреки доводам жалобы, отзыв Департамента на апелляционную жалобу общества не содержал несогласия с рассмотрением решения суда первой инстанции в обжалуемой части, то есть в той части судебного акта, которым в удовлетворении требований общества отказано.
Таким образом, судом апелляционной инстанции соблюдены требования части 5 статьи 268 АПК РФ.
Выводы постановлений суда апелляционной инстанции относительно распределения судебных расходов соответствуют позиции, приведённой в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", согласно которым положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) не подлежат применению при разрешении иска неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда).
Требования заявителя по настоящему делу о признании недействительным ненормативного правового акта - предписания о демонтаже рекламных конструкций носят неимущественный характер.
Следовательно, с учётом приведённых выше разъяснений о порядке распределения судебных расходов на оплату услуг представителя по данной категории дел, к нему не применяются положения части 1 статьи 110 АПК РФ пропорциональном распределении судебных расходов при частичном удовлетворении требований.
По существу доводы кассационных жалоб сводятся к переоценке выводов судов первой и апелляционной инстанций, что в силу положений статьи 286 и 287 АПК РФ, не допускается в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 АПК РФ, в любом случае основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, коллегия считает доводы кассационных жалоб необоснованными и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 24.01.2018, постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2018 по апелляционной жалобе на дополнительное решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.03.2018 по делу N А84-2430/2017 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Н.Н. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Не признается рекламой информация учреждений культуры по профилю их деятельности, распространяемая на зданиях, в случае, если данные организации осуществляют деятельность в указанных зданиях, а также на городских средствах информации, специально предназначенных для данных целей, в том числе информация о репертуарах театров и кинотеатров (театральные афиши и киноафиши), поскольку указанная информация носит справочно-информационный характер и имеет своей целью информирование граждан о проводящихся культурных мероприятиях. Требования Федерального закона "О рекламе" на такую информацию не распространяются. Конструкции, на которых размещается указанная информация, не являются рекламными конструкциями в соответствии с понятием, закрепленным статьей 19 Федерального закона "О рекламе", и на порядок размещения таких конструкций не распространяются требования статьи 19 Федерального закона "О рекламе"."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 7 сентября 2018 г. N Ф10-3566/18 по делу N А84-2430/2017
Хронология рассмотрения дела:
07.09.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-3566/18
05.09.2018 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-413/18
17.05.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-413/18
16.03.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2430/17
24.01.2018 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-2430/17