г. Калуга |
|
17 января 2024 г. |
Дело N А85-823/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2024.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи судей
при участии в заседании от истца: общества с ограниченной ответственностью "Метгруп КМН"
от ответчика: Фонда государственного имущества Донецкой Народной Республики
от третьего лица: Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Главное управление реструктуризации шахт"
Министерства угля и энергетики Донецкой Народной Республики |
Нарусова М.М. Попова А.А. Серокуровой У.В.
представитель Александров Е.В. (дов. от 10.01.2024, диплом);
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще;
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метгруп КМН" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 по делу N А85-823/2022 (5/200/823/2022),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Метгруп КМН" (далее - общество, ответчик, ООО "Метгруп КМН", заявитель жалобы) обратилось в Арбитражный суд Донецкой Народной Республики с иском к фонду государственного имущества Донецкой Народной Республики (далее - Фонд, ответчик) с требованием о понуждении заключить договор аренды имущественного комплекса "Промплощадки шахты "Вентиляционная" ЛШ "Северная".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлечены Государственное унитарное предприятие Донецкой Народной Республики "Главное управление реструктуризации шахт", Министерство угля и энергетики Донецкой Народной Республики.
Решением Арбитражного суда Донецкой Народной Республики от 17.02.2023 исковые требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность принятого по делу вышеуказанного постановления, истец обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что апелляционный суд вышел за пределы доводов апелляционной жалобы.
Определением Арбитражного суда Центрального округа от 28.11.2023 судебное заседание откладывалось на 11.01.2024.
В судебном заседании 11.01.2024 представитель заявителя жалобы поддержал её доводы.
От Фонда поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в суд округа не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей неявившихся лиц в порядке, предусмотренном статьей 284 АПК РФ.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судами, письмом от 02.02.2021 N 52/02/1 общество обратилось к Фонду с просьбой рассмотреть вопрос о передаче в аренду сроком на 10 лет целостного имущественного комплекса "Промплощадка шахты 32 "Вентиляционная" ЛШ "Северная", расположенного по адресу г. Снежное, пос. Северное, ул. Пятницкого, д. 1, с целью добычи каменного угля марки А, ремонт горнопромышленного оборудования, обогащение и переработка каменного угля, оказание вспомогательных услуг в сфере добычи каменного угля.
25.03.2021 Фонд направил письмо обществу о необходимости предоставить полный комплект документов для подачи в Министерство угля и энергетики Донецкой Народной Республики (далее - министерство) для согласования разрешения на аренду.
Письмом от 13.04.2021 N 62/04/1 общество обратилось к Фонду с заявлением об аренде государственного имущества целостного имущественного комплекса - "Промплощадка шахты 32 "Вентиляционная" ЛШ "Северная", числящегося на балансе Филиала "ВОК ЛШ N 3-бис" государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Донбассуглереструктуризация" (далее - предприятие), сроком на 2 года 360 дней, для очистки, сортировки, калибровки, измельчения, прессования и т.п. каменного угля, для улучшения его качества, удобства его транспортировки и хранения, ремонт оборудования добывающей промышленности, предоставления вспомогательных услуг в сфере добычи полезных ископаемых.
14.04.2021 от предприятия был получен ответ об отсутствии возражений против передачи в аренду имущественного комплекса, а именно: здания склада оборудования (инв.N 95155); питатель КП -10 (инв.N 96541); здания главного подъема (инв.N 9001500); здания материального склада (инв.N 951540); электровоза АМ-8Д-900 (инв.N 9012900); здания АБК лнв.N 9049600); забора шахтного двора (инв.N 9089600); пристройки к АБК (инв.N9282800); системы диспетчерского управления (инв.N 9474800); здания слесарных мастерских (инв.N9802100); кранбалки (инв.N 9803100); здания механических мастерских (инв.N9804300); здания проходной (инв.N 9804400); здания гаража (инв.N 98020000).
Фонд письмом от 19.04.2021 N 07-04.4/4699 обратился в адрес Министерства, как органа уполномоченного управлять соответствующим имуществом, по вопросу согласования передачи в аренду целостного имущественного комплекса.
Письмом от 06.05.2021 N 2416/03.3-31 министерство согласовало передачу в аренду имущественного комплекса.
04.08.2021 на официальном сайте Донецкой Народной Республики (dnronline.su) и сайте Фонда размещено объявление о намерении передать в аренду государственное имущество.
Письмом от 18.08.2021 N 4470/03.3-30 Министерство уведомило Фонд о признании недействительным согласования передачи в аренду государственного имущества целостного имущественного комплекса. 23.08.2021 Фонд направил обществу приказ от 23.08.2021 N 3016 "О прекращении процедуры заключения договора аренды", ссылаясь на указанное выше письмо Министерства.
На основании письма Министерства от 18.08.2021 N 4470/03.3-30 и в соответствии с пунктом 8.4 Положения об аренде, Фондом издан приказ от 23.08.2021 N 3016 "О прекращении процедуры заключения договора аренды".
Впоследствии Фондом отменен приказ от 23.08.2021 N 3016 "О прекращении процедуры заключения договора аренды" (приказ Фонда от 12.11.2021 N3973) на основании акта прокурорского реагирования.
Учитывая, что в соответствии с Распоряжением Правительства Донецкой Народной Республики от 22.09.2021 N 248 предприятие с 01.10.2021 было подведомственно Аппарату Правительства Донецкой Народной Республики (далее - аппарат) и относилось к сфере его управления, Фонд в адрес аппарата направил письма от 12.11.2021 N 02-04.4/13560, от 24.11.2021 N 02-04.4/14035, а также в адрес Министерства письмо от 12.11.2021 N 07-04.4/13561 о согласовании заключения с обществом договора аренды государственного имущества имущественного комплекса.
Министерство письмом от 18.11.2021 N 6594/03.3-31 уведомило Фонд об отсутствии правовых оснований для участия в процедуре предоставления согласования или мотивированного отказа при передаче в аренду имущественного комплекса, числящегося на балансе Государственного унитарного предприятия Донецкой Народной Республики "Главное управление реструктуризации шахт" (далее - ГУП ДНР "ГУРШ"), подведомственному аппарату.
Письмом от 16.12.2021 N 04.1/7360 аппарат уведомил Фонд об отказе в согласовании передачи в аренду имущественного комплекса "Промплощадка шахты 32 "Вентиляционная" ЛШ "Северная" ввиду отсутствия сформированного целостного имущественного комплекса. Аппарат также указал, что передать в аренду просто имущественный комплекс невозможно ввиду отсутствия законодательной нормы такой аренды.
Учитывая письмо Аппарата от 16.12.2021 N 04.1/7360 об отказе в согласовании передачи в аренду имущественного комплекса, Фондом издан приказ от 20.12.2021 N 4432 "О прекращении процедуры заключения договора аренды".
21.12.2021 письмом Председателя Фонда истец был уведомлен о прекращении процедуры заключения договора аренды имущественного комплекса.
Письмом N 4623/03.3-33 Министерство сообщило Фонду об отсутствии оснований заключения и отказе в согласовании заключения договоров аренды имущественных комплексов, расположенных на промплощадках филиалов структурных подразделений ГУП ДНР "ГУРШ".
Полагая, что истцом были выполнены все существенные требования по заключению договора аренды, а заключения Фонда и ГУП ДНР "ГУРШ" не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают право общества в заключении договора, истец обратился в суд с настоящим иском.
Приходя к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, суд правомерно руководствовался следующим.
Как верно отметил суд, при решении вопроса о соответствии законодательству обязательных процедур, предшествующих заключению договора, которые осуществлялись в период 2021 года, применению подлежит законодательство ДНР.
Согласно статье 716 ГК ДНР в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно пункту 8.4 Временного положения о порядке передачи в аренду государственного имущества, утвержденного приказом Фонда государственного имущества ДНР от 09.06.2015 N 28 (далее - Временное положение), арендодатель обязан разместить в официальных печатных средствах массовой информации или на веб-сайтах арендодателей объявление о намерении передать имущество в аренду. В случае, если подано только одно заявление.
Исходя из указанного следует, что в объявлении о намерении передать публичное имущество в аренду данное имущество должно быть указано с определенной степенью конкретности, позволяющей его определенно установить.
В проекте договора, на который претендует истец, были указаны конкретные объекты публичной собственности.
Сторонами не оспаривалось, что объявление о возможности передачи в аренду имущества размещалось на сайте dnronline.su.
Апелляционный суд установив, что конкретное описание предмета аренды в данном объявлении отсутствовало, в своей апелляционной жалобе Фонд прямо ссылается на несоответствие имущества, указанного в иске и в заявлениях общества о передаче ему имущества в аренду, тому имуществу, которое указано в проекте договоре аренды и в тексте договора, заключить который понудил Фонд суд первой инстанции, установив, что объявление о намерении передать спорное имущество в аренду не соответствует публичному порядку, в частности по своему содержанию не соответствовало требованиям пункта 2 статьи 27 Конституции ДНР, пункта 1 статьи 1, пункта 1 статьи 11 ГК ДНР, пункта 8.4 Временного положения, и пришел к верному выводу, что исковые требования о понуждении Фонда к заключению договора не могут быть удовлетворены судом.
Доводы жалобы о том, что апелляционный суд выше за рамки доводов апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции пользовался дискреционными полномочиями, предоставленными ему статьей 268 АПК РФ, что основанием для отмены судебного акта не является.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Кроме того доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка и по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы суд округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 по делу N А85-823/2022 (5/200/823/2022) оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метгруп КМН" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.М. Нарусов |
Судьи |
А.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метгруп КМН" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 по делу N А85-823/2022 (5/200/823/2022),
...
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2023 решение суда отменено, в удовлетворении исковых требований отказано."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2024 г. N Ф10-5187/23 по делу N А85-823/2022