Автоматизация управления холдинговыми структурами
Согласно исследованиям известной консалтинговой фирмы McKinsey and Co невысокое качество управления, характерное для крупных российских компаний, во многом обусловлено отсутствием целостной корпоративной системы управления, охватывающей все информационные ресурсы компании. В данной статье мы расскажем о решении компании SAP AG, специально разработанном для автоматизации холдинговых структур.
В последнее время возникла острая потребность в инструментарии, способном реализовать стратегии крупных компаний, в том числе холдингов.
Холдинговые структуры принято подразделять на три группы: вертикально-интегрированные (концернового типа), горизонтальные (или сбытовые) и диверсифицированные (или смешанные). Разумеется, это разделение весьма условно, поскольку холдинги, относящиеся по данной классификации к одному типу, могут организовываться по разным принципам и управляющие компании придерживаются различной стратегии в отношении менеджмента аффилированных предприятий.
Уже в самих названиях холдингов проявляются особенности выстраивания структурных связей и взаимодействия бизнес-единиц. Так, в вертикальных холдингах роль управляющей компании велика: это и стратегическое управление, и постоянный контроль за оперативной деятельностью дочерних компаний, поскольку такие холдинги объединяют предприятия одной технологической цепи (например, нефтяные). Для сбытовых холдингов, консолидирующих однородный бизнес (например, торговый, телекоммуникационный и т.д.), характерны горизонтальная интеграция и несколько иные принципы работы управляющей компании. Сложнее всего с точки зрения менеджмента организуются смешанные холдинги, где акцент переносится с бизнес-процессов на инвестиционные потоки. Основными проблемами для таких холдингов являются прогнозирование ситуации (куда выгоднее вложить деньги), перераспределение инвестиций (куда и сколько вкладывать), определение рисков, эффективности и сроков возврата инвестиций. В решении данных проблем могут помочь информационные системы.
Ключевым аргументом, убеждающим потенциального заказчика в необходимости использовать информационные технологии, является довод о том, что компании должны повышать конкурентоспособность. Однако это внешняя и конечная цель, с нашей точки зрения, является следствием решения других, первоочередных для компаний, задач. Внедрение корпоративных информационных систем обеспечивает повышение управляемости компанией, упорядочение внутренней деятельности, формализацию бизнес-процессов, разработку стандартов деятельности и прозрачность бизнеса.
Если отталкиваться от специфики бизнеса того или иного холдинга, то можно составить приблизительный ландшафт управленческих и учетных систем "оперативного" уровня. Для сбытовых холдингов, где все построено на логистических цепочках, непременными условиями отлаженной работы структур являются наличие систем управления цепочками поставок, управление взаимоотношениями с клиентами. В вертикально-интегрированных производственных холдингах концернового типа (предприятия одной технологической цепи) необходимы системы управления производством, планирования ресурсов и т.д. В смешанных холдингах дело обстоит сложнее: управляющая компания, как правило, не вмешивается в оперативную деятельность дочерних компаний, но ей необходим анализ рентабельности приобретенного бизнеса, а значит, все зависит от того, какой тип предприятий представляет аффилированная структура. Исходя из этого и будут формироваться требования к программным продуктам.
Побочным продуктом внедрения систем учета и планирования становится разнообразная информация, которая может использоваться для поддержки процессов стратегического управления. Сейчас задачей многих предприятий является максимальное использование этого информационного источника.
Итак, роль корпоративных систем управления (КСУ) заключается в том, что они облегчают сбор достоверной информации, подают ее в удобном для пользователя виде, предоставляют возможность многомерного анализа. Сформулируем основные требования к КСУ для холдинговых структур.
КСУ должна быть ориентирована на вертикальную интеграцию, чтобы поддерживать такие процессы управления верхнего уровня, как стратегическое планирование, бюджетирование, управление инвестициями, финансами и рисками, а также охватывать деятельность дочерних предприятий - по сути, структурных подразделений - с точки зрения управления материальными ресурсами, затратами, проведения единой производственной и сбытовой политики. Полноценное решение для холдингов должно быть структурировано и применимо для разных уровней управления и ответственности.
Основная сложность при обеспечении эффективного подхода к управлению группами компаний заключается в организации взаимодействия организационных структур с их информационными системами. Одно только бюджетирование подразумевает решение целого ряда взаимосвязанных задач:
определение ключевых показателей деятельности группы компаний на планируемый период (в соответствии с принятой стратегией развития), передача необходимых целевых нормативов структурным подразделениям;
планирование и итерационное согласование оперативных (годовых) бюджетов с участием центра и подразделений;
фактическое исполнение и контроль бюджета в оперативных системах подразделений;
анализ обязательств и денежных потоков холдинга на соответствие принятым бюджетным показателям;
использование в оперативном режиме накопленных фактических данных в достаточной аналитике для формирования скользящего прогноза и реагирования на изменения;
анализ плановых и фактических отклонений на всех организационных уровнях.
Очевидно, что комплексная реализация всех задач, связанных с этими вопросами, может быть решена только при использовании решения, охватывающего все организационные уровни. Компания SAP AG располагает именно таким решением, которое помимо этого является адаптивным и может быть применено для любого типа холдинговых компаний.
Решение SAP
В автоматизированную систему управления холдингами, разработанную SAP, входит комплексное решение по управлению финансами компании - mySAP Financials, которое удовлетворяет всем потребностям как корпоративного центра, так и холдинга в целом. Его универсальность заключается в полном охвате всего спектра функциональных задач, начиная от централизованного управления стратегией и финансами до бухгалтерского учета и управленческой отчетности в конкретных подразделениях компании.
Управление финансовыми потоками
Одной из основных функций управляющей компании при организации бизнеса по холдинговой схеме является менеджмент корпоративных финансов и инвестиций. Наибольшее распространение получила форма управления, при которой создается единый финансовый центр (фактически центральное казначейство), где собираются все финансовые потоки и откуда осуществляются перераспределение и движение денежных средств. Например, клиенты SAP AG, которые являются крупными международными компаниями (Colgate, Nestle, Rocher, StatOil, Nokia и др.), обладают именно вышеописанной организацией: холдинги с отдельной структурной единицей - центром управления финансами. Они уже располагают решением mySAP Financials. Более того, компания SAP применяет это решение в головном офисе в Вальдорфе.
Функциональная сфера Corporate Finance Management (CFM), в числе прочих входящая в состав mySAP Financials, предоставляет полный набор функций управления корпоративными финансами, включая планирование, анализ, поддержку принятия решения, сделки с финансовыми инструментами, платежи и анализ рынка. CFM позволяет достичь высокой степени интеграции информационных потоков всех бизнес-единиц холдинга.
Финансовый менеджер несет ответственность за внутренние и внешние финансовые процессы. Имея такой инструмент, как CFM, он получает возможность преобразовать функцию финансового менеджмента, которая по традиции носит административный характер, в стратегическую службу, способную повышать стоимость компании.
Разработка стратегии также учтена в решении SAP - это система стратегического управления бизнесом Strategic Enterprise Management.
В SAP Strategic Enterprise Management (SEM) реализована методика Balanced Scorecard (BSC) - сбалансированная система показателей. Эта концепция специально разработана, чтобы помочь руководству компаний в реализации стратегических решений. Речь идет о методе преобразования корпоративной стратегии в обозримые и достижимые цели. BSC содержит точные определения стратегических концепций, таких, как ориентация на стоимость, качество, удовлетворенность клиента или рост бизнеса.
После разработки BSC с точным описанием совокупной стратегии она становится организующим звеном для общего стратегического управления предприятием. В то время как финансовые показатели отражают сведения только о процессах, уже произошедших, BSС информирует также и о стоимостных факторах, ориентированных на будущее.
SAP SEM состоит из пяти компонентов: приложения по автоматическому сбору стратегической информации, модуль, осуществляющий связь бюджетирования и оперативного планирования со стратегическим, "Пульт управления" для мониторинга эффективности и реализации стратегий на основе ключевых показателей. Все компоненты тесно интегрированы друг с другом и обращаются к единой базе данных SAP Business Warehouse.
Иными словами, SAP SEM воплощает идеологию управления, ориентированную на стоимость. Руководство предприятия или холдинга может рассчитать ожидаемое повышение стоимости в отдельных подразделениях по нынешним и будущим клиентам, инвесторам и акционерам либо прогнозировать инвестиции в различные сферы деятельности: повышение квалификации персонала, изменение методов управления и т.д.
В заключение хотелось бы отметить, что решения SAP, в том числе и для холдингов, - не просто программные продукты. В рамках этих решений всемирно известная немецкая компания, работающая на рынке информационных технологий уже более 30 лет, предлагает самые совершенные управленческие технологии. Еще одним преимуществом решения для холдингов является гибкость и возможность настройки под любую схему менеджмента с большим количеством уровней ответственности и управления, настройкой вертикальных и горизонтальных связей.
Н. Кузичева,
компания SAP в СНГ и странах Балтии
"Финансовая газета", N 47, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71