г.Калуга |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А83-11754/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Стрегелевой Г.А. Шелудяева В.Н. |
от заявителя: федерального государственного бюджетного учреждения "Комплекс "Крым" Управления делами Президента Российской Федерации (298655, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Ливадия, Севастопольское шоссе, д. 2-В, ОГРН 1149102068004, ИНН 9103007967) - Бугаенко С.А., дов от 07.09.2018 N 35, Маринич А.А., дов. от 15.01.2018 N 2;
от заинтересованных лиц:
управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Александра Невского, д. 1, ОГРН 1149102010606, ИНН 9102007869) - не явились;
общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города" (298532, Республика Крым, г. Алушта, с. Нижняя Кутузовка, ул. Ленина, д.116-В, ОГРН 1149102024587, ИНН 9101000596) - не явились;
муниципального унитарного предприятия городского округа Алушта Республики Крым "Управление благоустройства города и капитального строительства" (298500, Республика Крым, г. Алушта, ул. Виноградная, д. 13, ОГРН 1149102170480, ИНН 9101005428) - не явились;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство города" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 (судьи Малышева И.А., Градова О.Г., Голик В.С.) по делу N А83-11754/2017,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Комплекс "Крым" Управления делами Президента Российской Федерации (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - УФАС, управление) от 10.05.2017 в части пунктов 2, 3, 4 резолютивной части решения и предписания УФАС от 10.05.2017 по делу N 06/1290-17.
В качестве заинтересованных лиц по делу выступали общество с ограниченной ответственностью "Благоустройство города" (далее - общество), муниципальное унитарное предприятие городского округа Алушта Республики Крым "Управление благоустройства города и капитального строительства" (далее - предприятие).
Решением суда от 26.01.2018 (судья Чумаченко С.А.) в удовлетворении требований учреждения отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 решение суда отменено. Решение УФАС в оспариваемой части и предписание УФАС признаны недействительными.
В кассационных жалобах УФАС и общество просят постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе, ссылаясь на несоответствие выводов суда второй инстанции обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на жалобы учреждение просит оставить постановление апелляционного суда без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалоб.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители учреждения просили оставить кассационные жалобы без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства, но их представители в суд округа не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационных жалоб и отзыва на жалобы, заслушав пояснения представителей учреждения, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 14.04.2017 учреждение опубликовано извещение от 13.04.2017 о проведении запроса котировок N 0375100001517000016 с объектом закупки "Услуги по сбору и вывозу отходов городского хозяйства г. Алушта" с начальной (максимальной) ценой контракта 67 833,86 руб. Дата и время начала подачи котировочных заявок -18.04.2017 в 09 час. 00 мин., дата и время окончания подачи котировочных заявок -24.04.2017 в 09 час. 30 мин.
С заявками на участие в запросе котировок обратились две организации: общество и предприятие. К заявкам приложены выданные указанным организациям лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 24.04.2017 N П 1 обе заявки признаны соответствующими требованиям документации о закупке; победителем запроса котировок признано предприятие, предложившее наименьшую цену, с которым 05.05.2017 заключен договор N 36 на услуги по сбору и вывозу отходов городского хозяйства г. Алушта.
25 апреля 2017 г. общество обратилось в УФАС с жалобой на действия котировочной комиссии учреждения. В жалобе общество указало, что по его предположению предприятие подало заявку на участие в запросе котировок после 09 час.30 мин. 24.04.2017 и эта заявка была необоснованно принята.
Жалоба общества была возвращена в связи с отсутствием электронной цифровой подписи и повторно подана обществом 28.04.2017.
Согласно уведомлению УФАС от 02.05.2017 N 06/4021 о поступлении жалобы и приостановлении торгов рассмотрение жалобы общества назначено на 05.05.2017 на 14 час. 00 мин.
5 мая 2017 г. рассмотрение жалобы было отложено на 10.05.2017.
Сведения о поступлении 28.04.2017 жалобы размещены на официальном сайте http://zakupki.gov.ru 02.05.2017, а также направлены электронной почтой обществу и учреждению по адресу, указанному в документации о закупке - komplex.krym2@mail.ru, с указанием на необходимость отправить уведомление о прочтении.
В результате рассмотрения жалобы общества комиссия УФАС пришла к выводу о её необоснованности. Но при этом комиссия установила, что в извещении о запросе котировок в пункте 21 (Единые требования к участникам закупки и исчерпывающие документы в соответствии с ч.1, 1.1 ст.31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) указано: "Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона участник закупки должен соответствовать обязательным требованиям, а именно (Пункт 1-6 подтверждается декларацией): 1. Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - не требуется _" (т.3, л.д.28-29).
Ссылаясь на то, что в техническом задании извещения о проведении запроса котировок в пункте 4 (Качество оказания услуг (работ) заказчик установил требование к исполнителю, согласно которому исполнитель обязан оказать услуги в соответствии с _ Постановлением Правительства РФ "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-IV классов опасности" (т.3, л.д.35), а в пункте 21 указал, что не требуется соответствовать требованиям законодательства, УФАС усмотрело в действиях учреждения нарушение пункта 1 части 1 статьи 73 Закона N 44-ФЗ - установление заказчиком ненадлежащего требования к участникам закупки.
По результатам рассмотрения жалобы 10.05.2017 УФАС приняло решение по делу N 06/1290-17, которым жалоба общества признана необоснованной (п. 1); заказчик признан нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона N 44-ФЗ (в связи с несоответствием требований, указанных в запросе котировок, техническому заданию) (пункт 2); решено выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (пункт 3); передать соответствующему должностному лицу Крымского УФАС материалы дела N 06/1290-17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (п. 4) и прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов (п. 5).
Учреждение не приняло участие в рассмотрении жалобы, так как не получило извещение по электронной почте, поскольку электронный адрес - komplex.krym2@mail.ru в документации о закупке был указан с опечаткой, ошибочно пробита цифра "2".
В тот же день, 10.05.2017 УФАС выдало учреждению предписание.
Не соглашаясь с решением и предписанием УФАС, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях учреждения нарушений пункта 1 части 1 статьи 73 Закона N 44-ФЗ при описании требований к участникам закупки.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявление учреждения, апелляционный суд не согласился с выводом суда первой инстанции о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 1 статьи 73 Закона.
Суд кассационной инстанции согласен с постановлением апелляционного суда.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении запроса котировок должны содержаться, в том числе, требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Оценив подпункт 1 пункта 21 извещения о проведении запроса котировок, апелляционный суд пришел к выводу о том, что частица "не" перед словом "требуется" поставлена вследствие опечатки (технической ошибки), не исказившей содержание требований к участникам закупки. В извещении от 13.04.2017, равно как и в техническом задании к нему, установлены единые требования к участникам запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона N 44-ФЗ.
В техническом задании конкретизированы требования к участнику закупки, любой участник закупки имел объективную возможность установить, какие требования к нему предъявляются.
Факт представления участниками закупки (общество и предприятие) лицензий свидетельствует о том, что допущенная заказчиком в подпункте 1 пункта 21 извещения опечатка при описании требований, предъявляемых к участникам закупки, носит очевидно технический характер, не повлияла на действительность сведений и не могла ввести в заблуждение потенциальных и действительных участников закупки по критерию "необходимость соответствия требованиям законодательства Российской Федерации".
Исходя из изложенного, апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что учреждением не допущено нарушений требований пункта 1 части 1 статьи 73 Закона N 44-ФЗ.
Поэтому суд апелляционной инстанции по праву отменил решение суда первой инстанции и признал недействительными оспариваемые решение и предписание УФАС.
Оснований для отмены постановления суда второй инстанции не усматривается.
Руководствуясь п. 1 ч.1 ст.287, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2018 по делу N А83-11754/2017 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Г.А. Стрегелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.