г.Калуга |
|
16 января 2024 г. |
Дело N А83-5299/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена:11 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 января 2024 года.
|
|
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судей |
Шелудяева В.Н., Гнездовского С.Э., Силаевой Н.Л., |
|
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Дударь А.Е., |
|
при участии в заседании: от заявителя жалобы:
от иных участвующих в деле лиц: |
Арбузов Д.В.- представитель общества с ограниченной ответственностью "Нептун-Миримпекс" по доверенности от 09.08.2023; не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании, проводимом путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нептун-Миримпекс" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.07.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 по делу N А83-5299/2023,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - истец, Департамент) обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Нептун-Миримпекс" (далее - ответчик, общество, ООО "Нептун-Миримпекс") о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.07.2021 по 30.04.2022 в размере 1 820 740,90 руб. и пени за период с 11.01.2021 по 01.06.2022 в сумме 257 489,60 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.07.2023, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023, исковые требования удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана задолженность по арендной плате за период с 01.07.2021 по 30.04.2022 в размере 1 820 740,90 руб., в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами в части удовлетворения исковых требований, общество обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, между Алупкинским городским советом (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Нептун-Миримпекс" (арендатор) был заключен договор аренды от 26.09.2007, по условиям которого арендатору предоставлен земельный участок с кадастровым номером 0111970200:01:004:0096 (90:25:090104:231), общей площадью 1,6126 га, расположенный по адресу: г. Алупка, район "Черного бугра", для строительства и обслуживания рекреационно - гостиничного комплекса, городской набережной и городского пляжа из земель общего пользования.
Договор аренды заключен сроком на 49 лет (с 26.09.2007 по 26.09.2056).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 31.01.2023 по делу N А83-13404/2021, вступившим в законную силу 02.05.2023, по иску Департамента вышеуказанный договор аренды земельного участка расторгнут.
В связи с неисполнением арендатором обязательств по уплате арендной платы у последнего образовался долг, который за период с 01.07.2021 по 30.04.2022 составил 1 820 740,90 руб.
Претензия истца об уплате указанного долга во внесудебном порядке ответчиком не исполнена, что послужило основанием для обращения арендодателя в суд с настоящим иском.
Частично удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38- ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков. Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" утверждена нормативная цена 1 квадратного метра земель населенных пунктов Республики Крым.
Таким образом, показатели нормативной денежной оценки земель являются основанием для определения размера арендной платы, а кадастровая стоимость земли равно как и ее изменение служит обстоятельством для пересмотра размера арендной платы и подлежит самостоятельному пересчету арендатором, исходя из условий договора и нормативной денежной оценки земли.
Согласно статье 12 Закона N 66-ЗРК/2015 порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.
Решением 8-й сессии Ялтинского городского совета N 8 от 26.12.2019 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.
Как следует из материалов дела, арендная плата, заявленная к взысканию с ответчика за спорный период, истцом рассчитана в соответствии с требованиями вышеперечисленных нормативных правовых актов, которая составила 1 820 740,90 руб.
Указанный расчет проверен судом и признан арифметически правильным.
Судебная коллегия соглашается с выводами арбитражного суда первой и апелляционной инстанций в указанной части.
Учитывая изложенное, состоявшиеся по настоящему делу судебные акты в обжалуемой части судебная коллегия считает законными и обоснованными.
Заявитель кассационной жалобы, не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами считает, что арендная плата за спорный период взысканию не подлежала, так как общество не имело возможности использовать земельный участок по целевому назначению. Кроме того, по мнению заявителя кассационной жалобы, арендная плата за спорный период подлежала расчету применительно к условиям договора аренды земельного участка от 26.09.2007.
Доводы ООО "Нептун-Миримпекс" в указанной части являлись предметом исследования и оценки арбитражным судом первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонены, так как до расторжения вышеуказанного договора аренды общество не принимало мер к возврату спорного земельного участка арендодателю и продолжало владеть и пользоваться данным земельным участком. Кроме того, арендная плата за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, относится к категории регулируемых цен, а поэтому арендная плата за спорный период правомерно рассчитана с учетом требований вышеперечисленных нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Крым и органами местного самоуправления по месту нахождения спорного земельного участка.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.07.2023 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2023 по делу N А83-5299/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетвоерния.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.Э. Гнездовский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 11 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38- ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" нормативная денежная оценка земель, установленная на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, до 1 января года, следующего за годом утверждения, в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, считается нормативной ценой земли и является основой для определения нормативной цены земли в отношении таких земельных участков. До утверждения в порядке, установленном Законом об оценочной деятельности, результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносятся сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков. Порядок определения нормативной цены земли в отношении указанных в части 2 настоящей статьи земельных участков, цены продажи, размера арендной платы, платы за сервитут, платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате их перераспределения с земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности, устанавливается Советом министров Республики Крым."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 16 января 2024 г. N Ф10-6197/23 по делу N А83-5299/2023