г.Калуга |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А48-2907/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.09.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Андреева А.В. |
|
Судей |
Ивановой М.Ю. Ипатова А.Н. |
|
При участии в заседании: |
|
от уполномоченного органа:
от конкурсного управляющего ОАО ДООО "Орловский комбинат строительных конструкций" "Орелагропромстрой" - Нагаслаева Д.С.:
от Управления муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла:
от иных лиц, участвующих в деле: |
Сиянов И.В. - представитель по дов. от 26.01.2018;
Зыза Д.М. - представитель по дов. от 01.12.2017;
Омельченкова Ю.Г. - представитель по дов. от 05.09.2018;
не явились, извещены надлежаще. |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области кассационные жалобы УФНС России по Орловской области и конкурсного управляющего дочернего ООО "Орловский комбинат строительных конструкций" ОАО "ОРЕЛАГРОПРОМСТРОЙ" - Нагаслаева Дмитрия Сергеевича на определение Арбитражного суда Орловской области от 28.03.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 по делу N А48-2907/2017(2),
УСТАНОВИЛ:
В рамках дела о несостоятельности (банкротстве) дочернего общества с ограниченной ответственностью "Орловский комбинат строительных конструкций" ОАО "ОРЕЛАГРОПРОМСТРОЙ" (ИНН 5752027174 ОГРН 1025700788850) (далее - ДООО "ОРЛОВСКИЙ КСК") Управление муниципального имущества и землепользования администрации города Орла (ИНН 5701000921 ОГРН 1025700826502) (далее - Администрация города Орла) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о включении в третью очередь реестра требований кредиторов должника требования в размере 7 509 267,36 руб. задолженности по арендной плате за период с 01.01.2015 по 31.05.2017, а также пени в размере 1 492 429 руб. с 26.12.2015 по 25.05.2017.
Определением Арбитражного суда Орловской области от 28.03.2018 (судья Г.В.Постников) требования Администрации города Орла признаны подлежащими включению в третью очередь реестра требований кредиторов должника в размере 7 509 267,36 руб. - основного долга в составе основной задолженности (для целей голосования), 1 492 429 руб. - пени, учитываемые отдельно в реестре требований кредиторов для удовлетворения после погашения основной задолженности.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 (судьи: Е.А. Безбородов, Г.В.Владимирова, Т.Б.Потапова) определение суда первой инстанции от 28.03.2018 оставлено без изменения.
Не соглашаясь с определением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, УФНС России по Орловской области и конкурсный управляющий должником обратились с кассационными жалобами, в которых просят отменить судебные акты, в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы УФНС России по Орловской области ссылается на ошибочность вывода судов первой и апелляционной инстанций о том, что действующим законодательством указано на возможность изменения арендной платы на земельные участки, предоставляемые в аренду в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования только в случае изменения размера кадастровой стоимости. Поскольку размер кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020709:89 не менялся в спорный период, оснований для изменения арендной платы не имелось.
В обоснование кассационной жалобы конкурсный управляющий должника указывает, в том числе, на то, что судами ошибочно квалифицирован переход права на земельный участок на основании постановления Администрации города Орла как переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков.
В судебном заседании представители УФНС России по Орловской области и конкурсного управляющего ДООО "ОРЛОВСКИЙ КСК" поддержали доводы, изложенные в кассационных жалобах по изложенным в них мотивам.
Представитель Управления муниципального имущества и землепользования Администрации г.Орла возражал против удовлетворения кассационных жалоб, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Представители иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного разбирательства, не явились. Суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в порядке ст. 284 АПК РФ, в их отсутствие.
Проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, заслушав представителей УФНС России по Орловской области, конкурсного управляющего должником - Нагаслаева Д.С. и Администрации г.Орла, судебная коллегия не находит оснований для отмены определения Арбитражного суда Орловской области от 28.03.2018 и постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.12.2003 между Администрацией города Орла (арендодатель) и ДООО "ОРЛОВСКИЙ КСК" (арендатор) заключен договор аренды земли N 5505, в соответствии с которым арендодатель сдает, а арендатор принимает на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020709:10, общей площадью 73 829,9 кв.м, расположенный по адресу: г. Орёл, пер. Маслозаводской д.19, на срок с 01.11.2003 по 31.10.2013 для эксплуатации и обслуживания производственных зданий и сооружений.
В силу пункта 2.4 договора размер арендной платы определяется договором и не может быть меньше земельного налога и установленных Администрацией г.Орла базовых ставок арендной платы за один квадратный метр земельной площади в расчете на год с применением коэффициентов по видам пользования земель и категориям арендатора.
В материалы дела представлено свидетельство о праве собственности на землю в бессрочное постоянное пользование Сельскому строительному комбинату АО "Орелагропромстрой" земельного участка по названному адресу с площадью 6 846,1 кв.м.
В постановлении Администрации г.Орла от 22.10.2003 N 3271 указан земельный участок с такой же площадью 6 846,1 кв.м., а постановлением Администрации г.Орла от 23.11.2003 N 3436 в постановление Администрации г.Орла от 22.10.2003 внесены изменения, в котором уточнены кадастровые номера земельных участков, их уточнённая площадь и адрес объекта: земельного участка N 57:25:0020709:10 по пер. Маслозаводской, 19 считать площадью 73 829,9 кв.м. При этом, земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020709:10 относится к земельным участкам, государственная собственность на который не разграничена, право постоянного бессрочного пользования переоформлено на право аренды.
Земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020709:10 разделен на земельные участки 57:25:0020709:83 и 57:25:0020709:84, в связи с чем в предмет договора аренды от 26.12.2003 N 5505 внесены соответствующие изменения соглашением от 02.08.2010, подписанным Департаментом и ДООО "ОРЛОВСКИЙ КСК".
14.09.2011 ДООО "ОРЛОВСКИЙ КСК" передало ООО "Орелагростройинвест" права и обязанности по договору аренды от 26.12.2003 N 5505 в отношении земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020709:84.
В связи с разделом земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020709:83 на два земельных участка 57:25:0020709:85 и 57:25:0020709:86, в договор аренды внесены изменения трехсторонним соглашением от 21.12.2011, подписанным Департаментом, должником и ООО "Орелагростройинвест".
После раздела земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020709:85 на земельные участки 57:25:0020709:88 и 57:25:0020709:89, в договор также внесены изменения трехсторонним соглашением от 29.06.2012, подписанным Департаментом, должником, ООО "Орелагростройинвест".
16.08.2012 ДООО "ОРЛОВСКИЙ КСК" передало ООО "Орелагростройинвест" права и обязанности по договору аренды от 26.12.2003 N 5505 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 57:25:0020709:86 и 57:25:0020709:88.
В связи с принятием Постановления Правительства Орловской области от 10.05.2012 N 147 (вступившем в законную силу со 02.07.2012) полномочия правораспорядителя в отношении земельных участков государственная собственность на которые не разграничена на территории Орловской области осуществляет Управление государственного имущества Орловской области.
Земельные участки, с кадастровыми номерами 57:25:0020709:84, 57:25:0020709:86 и 57:25:0020709:88 объединены в земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020709:445.
31.10.2012 между Управлением государственного имущества Орловской области, должником и ООО "Орелагростройинвест" подписано соглашение, изменяющее его предмет, в соответствии с которым, вместо земельных участков 57:25:0020709:84, 57:25:0020709:86 и 57:25:0020709:88 указывается образованный земельный участок 57:25:0020709:445.
31.10.2013 прекращён срок действия договора аренды от 26.12.2003 N 5505.
24.05.2014 между Управлением государственного имущества Орловской области, должником и ООО "Орелагростройинвест" подписано соглашение, которым в договоре аренды изменен его предмет - из текста договора исключен первый абзац об аренде земельного участка с кадастровым номером 57:25:0020709:445.
Таким образом, в аренде у ДООО "ОРЛОВСКИЙ КСК" остается земельный участок с кадастровым номером 57:25:0020709:89.
В связи с изменениями в земельном законодательстве в 2015 году, право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена перешло к органам местного самоуправления. На территории города Орла данные полномочия осуществляет Администрация г.Орла.
Определением арбитражного суда от 11.07.2017 требования ООО "Стройфакт" в сумме 354 030 руб. признаны обоснованными, в отношении должника введено наблюдение, временным управляющим утвержден Нагаслаев Д.С.
Ссылаясь на наличие задолженности по арендной плате по договору от аренды от 26.12.2003 N 5505 в размере 7 509 267,36 руб., Администрация г.Орла в лице Управления муниципального имущества и землепользования обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами статей 32, 100, 142 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", статей 309, 310, 425, 606, 614 ГК РФ, статьи 22 ЗК РФ, пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует положениям законодательства и материалам дела.
Так, в силу абзаца второго пункта 1 статьи 142 Закона о банкротстве установление размера требований кредиторов в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении данных требований в реестр требований кредиторов (пункт 1 статьи 100 Закона о банкротстве).
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что при установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности. Целью проверки судом обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих законные требования, а также должника и его учредителей (участников).
В настоящем случае заявленные требования основаны на отношениях аренды земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату), порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции и следует из материалов дела, уведомлениями от 03.09.2015 N 7/4901 и от 30.05.2016 N 7/4753 установлены размеры арендной платы на 2015 и 2016 годы.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства Орловской области N 443 в отношении земельных участков, не указанных в подпунктах "а" - "л" пункта 4 настоящего Порядка, размер арендной платы определяется как произведение кадастровой стоимости земельного участка и коэффициента категории арендатора согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
Судами сделан правильный вывод о том, что при определении размера арендной платы приложение N 2 применяется только в том случае, если к указанным правоотношениям невозможно применить положения Постановления N 443 изложенные в пункте 4.
В свою очередь, пункте 4 указана категория земельных участков, которые переоформлены из права постоянного бессрочного пользования в право аренды и в соответствии с подпунктом "г" составляет 2%. 10
Кроме того, по мнению судов, размер арендной платы в указанном договоре рассчитан в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Как указано, в абзаце третьем указанного выше Федерального закона, в случае переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков годовой размер арендной платы устанавливается в пределах: двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков; трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте. Изменение годового размера арендной платы, определенного в соответствии с настоящим пунктом, может предусматриваться договорами аренды указанных земельных участков только в связи с изменением кадастровой стоимости соответствующего земельного участка.
Судами правомерно отмечено, что действующим законодательством установлена возможность изменения арендной платы за земельные участки, предоставленные в аренду в порядке переоформления права постоянного бессрочного пользования только в случае изменения размера кадастровой стоимости.
С учётом изложенного, а также принимая во внимание то, что арендатором за период с 01.01.2015 по 31.05.2017 оплата арендной платы не производилась, в связи с чем образовалась задолженность в размере 7 509 267,36 руб. (расчет задолженности произведен верно), арбитражный суд пришёл к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований в части денежных перечислений по аренде.
Кроме того, кредитором заявлены требования в части неустойки за несвоевременное внесение арендной платы.
Из материалов дела следует, что пунктом 6.1 договора от 26.12.2003 N 5505 установлено, что в случае неуплаты арендной платы в установленный договором срок, арендатор оплачивает арендодателю пеню в размере 0,10 процента от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Проверив представленный расчёт и руководствуясь нормами статей 329, 330 ГК РФ, а также статьёй 12 Закона о банкротстве, арбитражный суд признал требование в этой части подлежащим удовлетворению и отражению отдельно в реестре требований кредиторов должника после погашения основной задолженности.
Доводы кассационной жалобы о прекращении договора аренды, судами первой и апелляционной инстанции признаны несостоятельными, поскольку в случае расторжения договора, предусматривавшего передачу имущества во владение или пользование (например, аренда, ссуда), лицо, получившее имущество по договору, обязано в разумный срок возвратить его стороне, передавшей это имущество. Порядок исполнения этого обязательства определяется положениями общей части обязательственного права, включая правила главы 22 ГК РФ, и специальными нормами об отдельных видах договоров (например, статьи 622, 655, 664 Кодекса) либо договором, в том числе если договор регулирует порядок возврата имущества по окончании срока его действия. В таком случае положения главы 60 ГК РФ применению не подлежат.
Доводы о несогласии с расчетом задолженности судами первой и апелляционной инстанций правомерно отклонены, как необоснованные.
Ссылка о том, что за период с 01.01.2015 по 09.01.2015 при исчислении суммы необходимо было исходить из постановления от 28.08.2012 N 302, судами также отклонена, поскольку опровергается материалами дела.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судами норм права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, по существу сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств настоящего обособленного спора, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, в связи с чем в силу статьи 286 АПК РФ подлежат отклонению.
Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального или процессуального права, указанных в статье 288 АПК РФ, не установлено, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. ст. 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Орловской области от 28.03.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 по делу N А48-2907/2017(2) оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, установленном ст. 291.1 АПК РФ.
Председательствующий |
А.В.Андреев |
Судьи |
М.Ю.Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.