г.Калуга |
|
24 сентября 2018 г. |
Дело N А23-75/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
|
|
при участии:
от индивидуального предпринимателя Азарова Александра Дмитриевича (г.Калуга): Азаров А.Д. - паспорт;
от Администрации (ИРО) МР "Дзержинский район" (Калужская область, Дзержинский район, г.Кондрово, пл.Центральная, д.1): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
от Администрации (ИРО) СП "Село Дворцы" (Калужская область, Дзержинский район, с.Дворцы, ул.Федорова, д.14): не явились, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Азарова Александра Дмитриевича на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 (судья Капустина Л.А., Дайнеко М.М., Рыжова Е.В.) по делу N А23-75/2018,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Азаров Александр Дмитриевич (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Администрации (ИРО) МР "Дзержинский район" (далее - администрация, ответчик) и Администрации (ИРО) СП "Село Дворцы" о признании незаконным решения об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка площадью 4 300 м?, расположенного по адресу: Калужская область, Дзержинский район, с.Дворцы, выраженного в письме от 28.11.2017 N А-1474з, А-1475з, и возложении на администрацию обязанности рассмотреть заявление предпринимателя в установленном законом порядке.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.04.2018, с учетом определения об опечатке от 25.04.2018, признано незаконным решение Администрации (ИРО) МР "Дзержинский район" об отказе в проведении аукциона в отношении земельного участка площадью 4 300 м?, расположенного по адресу: Калужская область, Дзержинский р-н, с.Дворцы, выраженное в письме от 28.11.2017 N А-1474з, А-1475з. Суд обязал Администрацию (ИРО) МР "Дзержинский район" в месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда устранить нарушение прав и законных интересов ИП Азарова А.Д., взыскал с Администрации в пользу предпринимателя расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в части 5 000 рублей.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 решение Арбитражного суда Калужской области от 09.04.2018 отменено. В удовлетворении заявления предпринимателя отказано.
Не согласившись с постановлением предприниматель обратился с кассационной жалобой, в которой просит постановление отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции ссылаясь на то, что выписка из Правил застройки и землепользования МО СП "Село Дворцы" Дзержинского района Калужской области противоречит плану застройки и землепользования, расположенному на официальном сайте. Администрация МО СП "Село Дворцы" умышлено ввела суд в заблуждение, подделав в графическом редакторе наименованием территориальной зоны, в которой расположен спорный земельный участок.
Администрация (ИРО) МР "Дзержинский район" в отзыве просит отказать в удовлетворении заявленных требований, пояснив, что отказ законен и обоснован, соответствует установленному подпункту 4 пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перечню оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно: несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документа щи, положению об особо охраняемой природной территории.
Администрации (ИРО) СП "Село Дворцы" отзыва, либо пояснений, суду не представила.
Азаров А.Д. в судебном заседании поддержал доводы изложенные в кассационной жалобе.
Иные стороны в судебное заседание представителей не направляли, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела.
Суд округа, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленными ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, индивидуальный предприниматель Азаров А.Д. обратился в Администрацию (ИРО) МР "Дзержинский район" с заявлением о предоставлении в аренду на 10 лет земельного участка площадью 4 300 м, расположенного по адресу: Калужская область, Дзержинский район, с.Дворцы, для сельскохозяйственного использования, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Администрация (ИРО) МР "Дзержинский район" письмом N А-1474з, А-1475з от 28.11.2017 отказала в согласовании схемы расположения земельного участка, ввиду намерения Администрации (ИРО) СП "Село Дворцы" провести изменения в генеральном плане СП "Село Дворцы" и отнести указанный земельный участок к землям рекреационного назначения.
Не согласившись с указанным решением индивидуальный предприниматель Азаров А.Д. обратился в арбитражный суд.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 09.04.2018 требования удовлетворены, оспариваемое решение признано незаконным.
Суд первой инстанции указал, что решение органа власти, лишенное правовых оснований, не может быть признано судом законным и обоснованным, в связи с чем оспариваемый отказ администрации является незаконным сам по себе, будучи лишенным обоснования со ссылками на конкретные нормы права.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 решение Арбитражного суда Калужской области от 09.04.2018 отменено.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что на момент обращения предпринимателя с заявлением, представленная им схема расположения земельного участка с указанием координат характерных точек границ, попадает в зону Р-1 (места отдыха общего пользования (зона скверов, парков, бульваров)), не могла быть утверждена Администрацией. Права заявителя невозможно восстановить путем возложения на уполномоченный орган обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка за счет территории общего пользования. Оспариваемыми действиями Администрация не отказывала предпринимателю в согласовании схемы расположения земельного участка, письмо направлено в ответ на его заявление о предоставлении земельного участка, а не на заявление об утверждении схемы расположения земельного участка.
Не согласившись с постановлением предприниматель обратился с кассационной жалобой.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В целях предоставления несформированного земельного участка необходимо его образование, первичным в котором является подготовка схемы расположения земельного участка (подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ).
Подпунктом 2 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган обязан проверить представленные заинтересованным лицом документы на наличие или отсутствие оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи.
Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
В пункте 2 названной статьи указано, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пункт 16 статьи 11.10 ЗК РФ к основаниям для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка относит:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно статье 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки, в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункты 7, 8 статьи 1 ГрК РФ).
Из материалов дела следует, что к заявлению предпринимателя была приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка с указанием координат характерных точек границ (т.1, л.д.25-26).
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности расположения испрашиваемого предпринимателем земельного участка в зоне рекреации. Суд апелляционной инстанции на основании оценки в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ всех представленных в материалы дела доказательств, пришел к выводу, что согласно представленной карте функционального зонирования (т.1, л.д.54-55) земельный участок, отображенный на указанной схеме, полностью расположен в зоне Р-1 (места отдыха общего пользования (зона скверов, парков, бульваров). Кроме того, факт расположения испрашиваемого земельного участка в зоне Р-1 подтверждается и имеющейся в материалах дела выпиской из правил землепользования и застройки сельского поселения "Село Дворцы" Дзержинского района Калужской области, утвержденных решением сельской думы сельского поселения "Село Дворцы" 26.12.2016 N 104.
В то же время доводы кассационной жалобы предпринимателя о нахождении спорного земельного участка в зоне земель сельскохозяйственного использования в границах населенного пункта не основаны на конкретных доказательствах, представленных в материалах дела.
При этом суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 АПК РФ, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Таким образом, на момент обращения предпринимателя с заявлением (14.11.2017), представленная им схема расположения земельного участка с указанием координат характерных точек границ, попадающих в зону Р-1 (места отдыха общего пользования (зона скверов, парков, бульваров)), не могла быть утверждена администрацией.
При этом суд апелляционной инстанции обоснованно руководствовался правовой позицией ВС РФ, изложенной в определении от 26.08.2014 N 4-КГ14-16, согласно которой, принимая решение по делу, суд должен руководствоваться не формальными соображениями и основаниями для отказа в удовлетворении иска (заявления), а исходить из мотивов, связанных с оценкой существа самого спорного права, и принимать во внимание все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора.
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
В соответствии с утвержденными документами территориального планирования территория, за счет которой планировалась образовать земельный участок, предназначена для беспрепятственного использования неограниченным кругом лиц, относится к землям общего пользования, следовательно, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть обособлен в пользу конкретного лица.
Названное обстоятельство исключает возможность последующего предоставления земельного участка для заявленной цели использования (подпункт 18 пункта 8 статьи 39.11, пункт 14 статьи 39.16, подпункт 2 пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ) и свидетельствует о нецелесообразности осуществления уполномоченным органом действий по утверждению схемы, приложенной предпринимателем к заявлению о предоставлении земельного участка.
Кроме того, оспариваемыми действиями администрация не отказывала предпринимателю в согласовании схемы расположения земельного участка. Письмо от 28.11.2017 было направлено в ответ на его заявление о предоставлении земельного участка, а не на заявление об утверждении схемы расположения земельного участка. В связи с этим не имеется оснований для удовлетворения заявленных требований и по данному основанию.
Оснований для переоценки вывода суда апелляционной инстанции, установленных им фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ не имеется.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и имеющихся в деле доказательств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 по делу N А23-75/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.