г. Калуга |
|
27 сентября 2018 г. |
Дело N А83-13235/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.09.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ю.В. Бутченко |
судей |
Л.В. Леоновой В.В. Циплякова |
при участии в заседании: от истца: Администрации города Алушты Республики Крым |
Тороповой И.В., представителя по доверенности N 02-1/1 от 09.01.2018; |
от ответчика: ООО "Миндальная Роща"
от третьих лиц: Управления земельных отношений Администрации города Алушты Алуштинского городского совета Республики Крым Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым |
Ивановой Т.В., представителя по доверенности от 18.012.2018;
Тороповой И.В., представителя по доверенности от 11.09.2018;
Тороповой и.В., представителя по доверенности от 09.01.2018;
не явились, извещены надлежащим образом; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации города Алушты Республики Крым, Алуштинского городского совета Республики Крым, Управления земельных отношений Администрации города Алушты на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 по делу N А83-13235/2017,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Алушты Республики Крым (далее - истец, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Миндальная Роща" (далее - ответчик, ООО "Миндальная Роща") о взыскании задолженности по арендной плате за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в размере 12 043 531,08 руб., а также пени за период с 01.01.2017 по 10.08.2017 в размере 1 254 042,01 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление земельных отношений Администрации города Алушты, Алуштинский городской совет Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.02.2018 (судья Авдеев М.П.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 (судьи Евдокимов И.В., Колупаева Ю.В., Сикорская Н.И.) решение суда первой инстанции отменено. Исковые требования Администрации города Алушты Республики Крым удовлетворить частично, с ООО "Миндальная роща" в пользу Администрации города Алушты Республики Крым взысканы пени по договору аренды земельного участка от 18.11.2009 за период с 01.01.2017 по 10.08.2017 в размере 100 164 руб. 02 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, Администрация города Алушты Республики Крым, Алуштинский городской совет Республики Крым и Управление земельных отношений Администрации города Алушты обратились в суд округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить обжалуемое постановление в части отказа в удовлетворении исковых требований и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителей поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в судебное заседание суда кассационной инстанции представителей не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Арбитражный суд Центрального округа, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, считает, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене, дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами установлено, что между ООО "Миндальная Роща" и Алуштинским городским Советом 18.11.2009 на основании решения 45 сессии 5 созыва Алуштинского городского совета N 45/37 от 09.09.2009 заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 01 103 000 00:01:007:0169, общей площадью 5,5539 га, земли рекреационного назначения, расположенного по адресу: г. Алушта, ул. Аллея Декабристов, 5, сроком на 49 лет (далее - Договор аренды от 18.11.2009).
Договор аренды от 18.11.2009 зарегистрирован в книге записей государственной регистрации договоров аренды земли Алуштинского городского совета, о чем сделана запись от 01.12.2010 за номером 041000100148.
По акту приема-передачи земельный участок 01.12.2010 передан арендатору.
Между сторонами заключено дополнительное соглашение от 30.03.2012, согласно которому нормативная денежная оценка участка с 01.01.2012 составляет 15 478 719,30 грн., арендная плата вносится в размере 3% от нормативной денежной оценки земельного участка в сумме 464 361,58 грн. в год, 38 696,80 грн. в месяц.
В соответствии с пунктом 10 Договора аренды от 18.11.2009, расчет размера арендной платы за земельный участок государственной или коммунальной собственности осуществляется с учетом их целевого назначения и коэффициентов индексации, определенных законодательством, по утвержденным Кабинетом Министров Украины формам, которые заполняются во время заключения или изменения условий договора аренды или продления его действия.
Арендная плата вносится ежемесячно не позднее 30 числа каждого месяца, следующего за последним календарным днем отчетного месяца (пункт 11 Договора аренды от 18.11.2009).
Исходя из положений Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", пункта 6 статьи 26 Закона Республики Крым 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым", с учетом пункта 3 решения N 5/91 "О вопросах правопреемства", принятого Алуштинским городским советом 19.12.2014 Администрация города Алушты Республики Крым является правопреемником Арендодателя.
ООО "Миндальная Роща" привело свои учредительные документы в соответствии с законодательством Российской Федерации и зарегистрировалось 07.10.2014 в качестве юридического лица, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1149102052395.
В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 N 313 "Об утверждении порядка переоформления прав или завершения прав на земельные участки на территории Республики Крым" 24.12.2015 приведен в соответствие договор аренды земельного участка площадью 55 539 кв. м, кадастровый номер 90:15:010107:117, расположенный по адресу: г. Алушта, ул. Аллея Декабристов, 5, путем заключения между сторонами Договора аренды земельного участка и составления акта приема-передачи земельного участка. Договор прошел государственную регистрацию в Государственном комитете по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 15.02.2016 N 90.90/016-90/001/999/2016-728/1 (далее - Договор аренды от 24.12.2015).
В соответствии с пунктом 1.1. Договора аренды земельного участка от 24.12.2015 Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 55 539 кв. м из земель, находящихся в собственности муниципального образования городского округа Алушта, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - гостиничное обслуживание, кадастровый номер 90:15:010107:117, расположенный по адресу: Республика Крым, г. Алушта, ул. Аллея Декабристов, 5.
Пунктом 5.6. Договора аренды от 24.12.2015 предусмотрено, что расчет размера арендной платы определен в приложении 1 к Договору, которое является неотъемлемой частью Договора.
По мнению истца, ответчиком за 2016 и 2017 года арендная плата вносилась не в полном размере и несвоевременно, в связи с чем у ответчика образовалась задолженность за период с 01.01.2017 по 31.07.2017 в размере 12 043 531,08 руб.
Администрация 16.08.2017 направила в адрес общества предупреждение (требование) о необходимости оплатить образовавшуюся задолженность по арендной плате, а также пени за период с 01.01.2017 по 10.08.2017 в размере 1 254 042,01 руб.
Расчет произведен администрацией исходя из нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 N 450 "О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым" (далее - постановление N 450), согласно Приложения N 3 к которому раздел 2 устанавливает порядок определения нормативной цены земельных участков, расположенных на территории Республики Крым по формуле (НЦзу=НЦхП, где НЦзу - нормативная цена земельного участка, в рублях; НЦ - нормативная цена 1 квадратного метра земель, определяемая в соответствии с приложениями 1 и 2 к настоящему постановлению, в рублях; П- площадь земельного участка, в квадратных метрах).
Истец, ссылаясь на оставление указанного требования об оплате образовавшейся задолженности без ответа и удовлетворения, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, руководствовались положениями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статей 22 и 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, и исходили из того, что размер платы по договору аренды земельного участка, находящемуся в государственной (муниципальной) собственности, определяется в соответствующем нормативном акте органа власти; у ответчика отсутствует задолженность по арендной плате за спорный период.
При этом суд апелляционной инстанции указал на неправомерное применение судом первой инстанции ставки арендной платы в размере 3% при определении размера арендной платы, подлежащей уплате обществом, поскольку в отношении земельного участка с видом разрешенного использования - гостиничное хозяйство (пункт 1.1. Договора аренды от 24.12.2015), находящегося в аренде Общества, Положением о порядке определения размера арендной платы за землю муниципальной собственности, утвержденным решением Алуштинского городского совета от 25.12.2016 N 25/79 (вступило в силу с 01.01.2017) ставка установлена в размере 6% от нормативной цены (пункт 2.4 Положения).
С учетом пункта 1 Постановления N 450 и на основании Федерального закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" уровень инфляции на 2015 год не превышает 5,5% соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,055, на 2016 год не превышает 6,4%, соответственно, сумма арендной платы за землю индексируется на коэффициент 1,064, в 2017 году - 1,04.
Между тем, суды указали, что применению подлежит нормативная цена, установленная в Договоре аренды от 24.12.2015, с учетом соответствующего уровня инфляции, а не утвержденная Постановлением N 450 и внесенная в публичную карту России.
Как следует из расчета размера годовой арендной платы, являющегося приложением к Договору аренды от 24.12.2015, расчет произведен в соответствии с нормативно-денежной оценкой земель города Алушты, утвержденной решением Алуштинского городского Совета от 26.12.2011 N 7/560 "Об утверждении технической документации нормативной денежной оценке земель г. Алушты" (далее - решение N 7/560). Стоимость 1 кв. м земель по экономико-оценочным районам согласно коэффициенту функционального использования составляет 278,71 грн. Актуализированная нормативная денежная оценка 1 кв. м земельного участка с учетом коэффициентов перерасчета в рубли и инфляции составляет 278,71 грн. x 3,8 x 1,055 = 1117,35 руб.
При этом, определяя задолженность общества по арендной плате, Администрация исходила из нормативной цены, установленной Постановлением N 450, в размере 6658,24 рублей.
Обязанность арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за переданное ему во временное владение и пользование имущество предусмотрена статьями 606 и 614 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, судами не учтено, что пункт 5.7 договора аренды от 24.12.2015 предусматривает изменение арендной платы со дня вступления в силу нормативных актов Российской Федерации, Республики Крым, МО городской округ Алушта, регулирующих порядок начисления и размер арендной платы, а также применяемых при расчете коэффициентов, без дополнительных согласований с арендатором и внесения изменений в договор, при этом, перерасчет сумм арендной платы производится арендатором.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Исходя из положений части 4 статьи 22, статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 16, 19 постановления от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. При рассмотрении споров, связанных со взысканием арендной платы по договорам аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, судам необходимо учитывать, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом (далее - регулируемая арендная плата), даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Разрешая данный спор, суды пришли к выводу, что при определении размера арендной платы за 2017 год истцом не верно применена нормативная цена земельного участка.
Так, судебные инстанции пришли к выводу, что в указанном случае, нормативная денежная цена земельного участка установлена решением N 7/560 и составляет 278,71 грн., является действующей на момент рассмотрения спора в соответствии с Положением о порядке определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым в редакции, действовавшей в период спорных отношений.
Вместе с тем, из положений пунктов 1 и 2 договора от 18.11.2009 следует, что в аренду передается земельный участок площадью 5,5539 га - земли рекреационного назначения, используемые для отдыха.
Из пункта 1.1. Договора от 24.12.2015 следует, что в аренду передается земельный участок площадью 55 539 кв. м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка - гостиничное обслуживание.
Однако, довод истца о том, что вид разрешенного использования спорного земельного участка в 2015 году был изменен на гостиничное обслуживание до заключения договора от 24.12.2015, о чем внесены сведения в кадастровый паспорт земельного участка, и если учесть нормативную денежную оценку земли, утвержденную решением N 7/560, то стоимость 1 кв. м земельного участка с учетом вида разрешенного использования земельного участка составляет 1393,52 грн., не исследовался судами первой и апелляционной инстанций и оценки не получил при определении действительной обязанности арендатора по оплате арендной платы по спорному договору.
При этом, для правильного разрешения спора, судам необходимо исследовать и решить вопрос фактического использования спорного земельного участка, принимая во внимание вид деятельности ответчика, а также данные, отраженные в кадастровом паспорте земельного участка с учетом вида его разрешенного использования.
С учетом изложенного судебные инстанции не установили все существенные для дела обстоятельства, что повлекло невозможность всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Данные процессуальные нарушения привели к не полному исследованию доказательств и принятию неправильных и необоснованных судебных актов, что является основанием для их отмены в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах дело надлежит направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, в ходе которого суду следует устранить отмеченные недостатки, истребовать доказательства, в полном объеме исследовать позиции лиц, участвующих в деле, представленные доказательства, дать им надлежащую оценку с учетом норм действующего законодательства.
С учетом изложенного оспариваемые судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.02.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2018 по делу N А83-13235/2017 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Бутченко |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.