г.Калуга |
|
28 сентября 2018 г. |
Дело N А83-20517/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Бессоновой В.И.Смирнова |
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "ЭКС-ТУР" - Масленников В.В., представитель по доверенности N 20/06 от 20.06.2018;
от Службы государственного строительного надзора Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКС-Тур" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.03.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А83-20517/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Экс-Тур" (далее - ООО "Экс-Тур", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительными приказов Службы государственного строительного надзора Республики Крым от 25.06.2015 N 41 "ОД" и от 25.06.2015 N 42 "ОД".
Решением арбитражного суда от 14.03.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "Экс-Тур" обжаловало их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые решение арбитражного суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отмене или изменению не подлежат в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды от 27.02.2006, заключенного с Евпаторийским городским советом (арендодатель), ООО "Экс-Тур" (арендатор) владеет и пользуется земельным участком площадью 20004,0кв.м., расположенном по адресу: г.Евпатория, ул. Симферопольская, 1.
Указанный земельный участок предоставлен обществу сроком на 49 лет для размещения и обслуживания летних легкоразборных безфундаментных домов.
На основании обращения ООО "Экс-Тур" 04.09.2014 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым была зарегистрирована декларация о начале выполнения строительных работ N РК 082140002415 "Строительство летних домиков по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, ул. Симферопольская,1".
На основании обращения общества 30.12.2014 Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым была зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации N РК 142140007212, в которой объектом оконченного строительства указано - "Строительство дома отдыха лит.Б, с хозяйственной постройкой лит. Г и ТП лит. В.
Приказами должностного лица Службы государственного строительного надзора Респулики Крым от 25.06.2015 N 41 "ОД" и N 42 "ОД" регистрация вышеуказанных деклараций отменена.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительными вышеперечисленных приказов, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно статье 21 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" (далее-Закон N 67-ЗРК/2015) разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности (выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, их регистрация) на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 169, Служба государственного строительного надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
Пунктом 4.38 данного Положения Службе государственного строительного надзора Республики Крым предоставлено право аннулировать (отменять) ранее выданные (зарегистрированные) Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым документы разрешительного характера.
Процедура принятия в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства на территории Республики Крым определена Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2039-6/14 (далее - Порядок N 2039-6/14).
Из пунктов 2, 11 Порядка N 2039-6/14 следует, что декларация о готовности объекта к эксплуатации является разрешением на ввод в эксплуатацию объектов, относящихся к I - III категориям сложности, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта; зарегистрированная декларация является основанием для заключения договоров о поставках на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов - воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в статистическую отчетность и оформления права собственности на него.
Согласно п. 16 Порядка N 2039-6/14, заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации.
В соответствии с пунктом 24 Порядка N 2039-6/14 в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации, служба вправе отменить регистрацию такой декларации.
Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации.
Служба отменяет регистрацию декларации также по решению суда об отмене регистрации декларации, вступившему в законную силу.
Как указано выше, земельный участок, расположенный в г. Евпатории по ул. Симферопольской, д. 1, предоставлен ООО "Экс-Тур" в аренду для строительства объектов не капитального характера.
Вместе с тем, на основании зарегистрированной декларации о начале выполнения строительных работ от 04.09.2014 N РК 082140002415 общество осуществило строительство объектов капитального характера.
Декларацией о готовности объекта к эксплуатации N РК 142140007212, зарегистрированной Архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым, указанные объекты введены в эксплуатацию.
Учитывая положения вышеперечисленных нормативных правовых актов Республики Крым, а также требования статей 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации Служба государственного строительного надзора Республики Крым правомерно признала незаконной регистрацию представленных ООО "Экс-Тур" деклараций.
При таких обстоятельствах спора арбитражный суд обоснованно отказал обществу в удовлетворении требований о признании недействительными оспариваемых приказов от 25.06.2015 N 41 "ОД" и N 42 "ОД".
Не соглашаясь с обжалуемыми судебными актами, заявитель кассационной жалобы считает, что вышеперечисленные приказы Службой государственного строительного надзора Республики Крым приняты по результатам проверки, проведенной контролирующим органом с нарушением требований норм Федерального закона от 26.12.2006 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Доводы ООО "Экс-Тур" в этой части судебная коллегия считает ошибочными в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, оспариваемые приказы Службой государственного строительного надзора Республики Крым изданы в порядке самоконтроля в целях соблюдения органом строительного надзора требований законодательства при выдаче разрешительной документации застройщикам.
В настоящем случае органом государственного строительного надзора проверялась правомерность действий должностных лиц Архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, связанных с регистрацией вышеуказанных деклараций.
При этом каких-либо проверок, регламентированных нормами Закона N 294-ФЗ, органом государственного строительного надзора в отношении ООО "Экс-Тур" не осуществлялось.
Судебная коллегия также учитывает, что отмена регистрации декларации о начале выполнения строительных работ не затрагивает прав общества, так как объект, предназначенный к строительству на основании данной декларации, ООО "Экс-Тур" фактически не возводило.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что состоявшиеся по настоящему делу судебные акты приняты с учетом установленных фактических обстоятельств спора и требований действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 14.03.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А83-20517/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.