г.Калуга |
|
11 января 2024 г. |
Дело N А83-741/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 9 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 11 января 2024 года.
|
|
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего судей |
Шелудяева В.Н., Гнездовского С.Э., Крыжской Л.А., |
|
при участии в заседании: от заявителя жалобы: от иных участвующих в деле лиц: |
не явились, извещены надлежаще, не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 по делу N А83-741/2022,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Велес-Крым" (далее - заявитель, общество, ООО "Велес-Крым") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - министерство, уполномоченный орган) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 90:12:160501:24, расположенного по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, на территории Скворцовского сельского совета, участок N 1, контур N 3, оформленного письмом от 01.12.2021 исх.N 62499/01-10/4. Для устранения допущенного нарушения прав и законных интересов оспариваемым актом общество просило суд обязать министерство предоставить указанный земельный участок в собственность за плату без торгов с учетом пункта 2.13 Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размере цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 28.12.2019 N 821.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привлечены Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, Совет министров Республики Крым, администрация Скворцовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, Министерство топлива и энергетики Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 17.04.2023 в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2023 вышеуказанное решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт, которым оспариваемое решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, оформленное письмом от 01.12.2021 исх.N 62499/01-10/4, об отказе в предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Велес-Крым" земельного участка с кадастровым номером 90:12:160501:24 признано недействительным, на уполномоченный орган судом возложена обязанность повторно рассмотреть заявление общества о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с указанным судебным актом, министерство обжаловало его в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 90:12:160501:24 площадью 857 561 кв. м, расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, на территории Скворцовского сельского совета, участок N 1, контур N 3, предоставлен ООО "Велес-Крым" в аренду для сельскохозяйственного использования сроком на 30 лет на основании заключенного сторонами договора аренды от 29.08.2011, зарегистрированного в установленном порядке, действовавшем на дату заключения данного договора.
Согласно условиям договора аренды от 20.11.2020 N 188п-2/12-2020, заключенного в порядке переоформления ранее возникшего у общества права аренды, земельный участок с кадастровым номером 90:12:160501:24 предоставлен последнему во владение и пользование сроком до 24.01.2042 с видом разрешенного использования - сельскохозяйственное использование.
ООО "Велес-Крым" 11.11.2021 обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении в собственность без торгов за плату вышеуказанного земельного участка.
Министерство решением, оформленным письмом от 01.12.2021 N 62499/01-10/4, отказало обществу в предоставлении в собственность за плату без торгов испрашиваемого земельного участка со ссылкой на пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, сославшись на наличие информации о планируемом размещении на данном земельном участке объекта в сфере газоснабжения - газопровод-отвод к селу Межгорное.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного решения.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что согласно градостроительной документации на испрашиваемом обществом в собственность земельном участке планируется к размещению объект регионального значения в сфере газоснабжения - газопровод-отвод к селу Межгорное.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новый судебный акт, которым оспариваемое решение органа власти признано недействительным, суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
Как следует из материалов дела, ООО "Велес-Крым" обратилось в уполномоченный орган с заявлением о приобретении в собственность арендуемого обществом земельного участка сельскохозяйственного назначения.
Отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка был основан на требованиях пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
При этом уполномоченный орган сослался на наличие информации о планируемом размещении на спорном земельном участке объекта в сфере газоснабжения - газопровод-отвод к селу Межгорное.
Давая правовую оценку указанному решению, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что данное решение принято без учета Схемы территориального планирования Республики Крым, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 N 855 (с изменениями), Генерального плана Скворцовского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым, утвержденного решением Симферопольского районного совета от 06.12.2018 N 1103. Ссылка уполномоченного органа на наличие информации о планируемом к размещению на испрашиваемом земельном участке объекта регионального значения в сфере газоснабжения - газопровод-отвод к селу Межгорное, как указал суд, последним в установленном порядке не подтверждена.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для признания недействительным оспариваемого решения.
Выводы суда апелляционной инстанции в указанной части основаны на имеющихся в деле доказательствах, в связи с чем судебная коллегия соглашается с данными выводами.
Учитывая изложенное, суд обоснованно возложил на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление ООО "Велес-Крым" о предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка.
Признав оспариваемое решение недействительным по вышеизложенным основаниям и возложив на уполномоченный орган обязанность повторно рассмотреть заявление общества, судебная коллегия считает, что в остальной части выводы суда апелляционной инстанции о праве общества на выкуп испрашиваемого земельного участка правового значения по заявленному спору не имеют.
При таких обстоятельствах спора судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Доводы заявителя кассационной жалобы в части несогласия с обжалуемым судебным актом направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции по настоящему делу, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционной суда от 12.09.2023 по делу N А83-741/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетвоерния.
Отменить приостановление исполнения постановления Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2022 по делу N А83-741/2022, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 23.10.2023.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня вынесения в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Шелудяев |
Судьи |
С.Э. Гнездовский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
...
Отказ в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка был основан на требованиях пункта 17 статьи 39.16 ЗК РФ, согласно которой уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 11 января 2024 г. N Ф10-5722/23 по делу N А83-741/2022