г.Калуга |
|
4 октября 2018 г. |
Дело N А83-7088/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 4 октября 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
судей |
Козелкина И.И., Толкачевой И.Ю., |
при ведении протокола помощником судьи: |
Пашковой Е.А., |
|
|
при участии в судебном заседании: |
|
Службы финансового надзора Республики Крым: |
не явились, извещены надлежаще; |
департамент труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым: |
представителя Олейник М.Ю. по доверенности от 24.09.2018 N 23/01-06/4/95; |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Службы финансового надзора Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.02.2018 (судья Кузняков С.Ю.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018 (судьи Баукина Е.А., Мунтян О.И., Рыбина С.А.) по делу N А83-7088/2016,
УСТАНОВИЛ:
Служба финансового надзора Республики Крым (ОГРН 1149102017536, ИНН 9102012153; далее - Служба, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к департаменту труда и социальной защиты населения администрации города Керчи Республики Крым (ОГРН 1149102177377, ИНН 9111008996; далее - Департамент, ответчик) о взыскании 26 994 737 руб. 10 коп. ущерба, причиненного бюджету Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 27.02.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Служба финансового надзора Республики Крым обратилась в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что действиями Департамента нарушены требования пп.3.1. п.3 Порядка возмещения юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2014 N 575 (далее - Порядок N 575), что привело к завышению суммы компенсации из бюджета отдельным перевозчикам.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения жалобы.
Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Службой финансового надзора Республики Крым проведена внеплановая проверка обоснованности начисления и выплаты департаментом денежных средств из бюджета Республики Крым за фактически перевезенных пассажиров льготной категории за период с 01.01.2015 по 31.03.2016. Результаты указанной проверки оформлены актом от 03.06.2016 N 07-22/4.
По итогам проверки 21.06.2016 начальником Службы финансового надзора на основании акта внеплановой проверки N 07-22/4 от 03.06.2016 в адрес Департамента вынесены представление N 07-14/2556 и предписание N 07-14/2555.
Ссылаясь на нарушение департаментом требований пункта 3.3. Порядка N 575, пункта 1 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), выразившееся в неприменении раздельных (ежемесячных) коэффициентов соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд, по соответствующему маршруту, что повлекло необоснованную выплату обществу с ограниченной ответственностью "Керчьтранс" - 23 327 471 руб. 41 коп., публичному акционерному обществу "Керченское АТП N14313" - 3 617 265 руб. 69 коп. компенсационных выплат по льготному проезду отдельных категорий граждан на транспорте, Служба обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суды обеих инстанций руководствовались нормами главы 59 ГК РФ, и, установив отсутствие всех элементов деликтной ответственности бюджетополучателя, пришли к выводу о недоказанности службой финансового надзора превышения департаментом предусмотренного бюджетом размера произведенных выплат.
Суд кассационной инстанции считает данные выводы судов правильными и соответствующими установленным обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Оснований для иных выводов суд кассационной инстанции не усматривает.
В соответствии с частью 1 статьи 7, пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся (в том числе) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения; по этим вопросам непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу положений статьи 1 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 34-ЗРК/2014 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения Республики Крым" органы местного самоуправления в городских округах наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению мер социальной поддержки и социального обслуживания приведенной в этой норме категорий граждан, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по льготному проезду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Статьей 3 Закона Республики Крым от 17.12.2014 N 35-ЗРК/2014 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан и лиц, проживающих на территории Республики Крым" установлено, что гражданам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки (в том числе) льготный проезд в автобусах, троллейбусах по маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении; железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в пределах Республики Крым.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 575 (в редакции, действовавшей в период спорного правоотношения) возмещение юридическим лицам, предоставляющим услуги по перевозке пассажиров автомобильным, городским и пригородным наземным электрическим транспортом общего пользования, осуществляется органами труда и социальной защиты населения за фактически предоставленные гражданам меры социальной поддержки по льготному проезду.
Перевозчик осуществляет расчет средств, подлежащих компенсации за предоставленные услуги по перевозке отдельных категорий граждан на городских маршрутах регулярного сообщения - по формуле, в том числе с применением коэффициента соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров оплативших проезд, который определяется на отчетный год в декабре года, предшествующего отчетному, на основании актов ежемесячного обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, которые составляются комиссиями по обследованию фактически перевезенных пассажиров (далее - Комиссия); в случае необходимости в течение отчетного года коэффициент может корректироваться; в 2015 году коэффициент определяется на основании актов обследования фактически перевезенных пассажиров, в том числе льготных категорий, которые составляются Комиссиями; в состав Комиссии входят должностные лица органов местного самоуправления, представители общественных организаций ветеранов и инвалидов; состав Комиссии и график обследования утверждается решением органа местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (пункт 3).
Пункт 5 Порядка N 575 определяет, что перевозчики ежемесячно до 2-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в органы труда и социальной защиты населения расчет стоимости услуг, предоставленных гражданам в предыдущем месяце, счет или счета-фактуру, акт сверки; акт сверки подписывается руководителем органа труда и социальной защиты населения и лицом, отвечающим за финансовую работу, перевозчиком в лице руководителя и главного бухгалтера (при наличии) и скрепляется печатью с обеих сторон; расчет стоимости услуг подписывается перевозчиком в лице его руководителя и главного бухгалтера (при наличии).
Возмещение перевозчику расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки, производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Республики Крым на компенсационные выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан на транспорте (пункт 6).
Пункт 9 Порядка N 575 (в редакции, действовавшей до 20.02.2018, в период спорного правоотношения) возлагает на перевозчика ответственность за достоверность информации об объеме и правильности расчетов предоставленных мер социальной поддержки и соответствие сумм, предъявленных к оплате, фактическим расходам на предоставление названных скидок. В случае выявления фактов искажения перевозчиками данных, перечисление им денежных средств приостанавливается до определения истинных объемов потребности в средствах, подлежащих возмещению. Излишне перечисленные перевозчику бюджетные средства подлежат возврату на расчетный счет органа труда и социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней с момента выявления нарушения.
Аналогичный порядок расчетов воспроизведен в пунктах 5.3 договоров по возмещению перевозчику, обслуживающему городские маршруты регулярного сообщения, недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду от 02.01.2015 N 23 и от 12.01.2015.
Судами установлено, что Департамент на основании представленных перевозчиками расчетов стоимости услуг и в пределах предусмотренных в бюджете Республики Крым для этих целей средств произвел компенсационные выплаты по льготному проезду отдельных категорий граждан на транспорте перевозчикам ООО "Керчьтранс" и ПАО "Керченское АТП N 14313".
Факты искажения перевозчиками данных в представленных Департаменту расчетах применительно к существующим между сторонами правоотношениям Службой выявлены не были.
Обращаясь с настоящим иском Служба финансового надзора Республики Крым указала на обстоятельства, установленные по результатам проведения внеплановой проверки обоснованности начисления и выплаты департаментом денежных средств из бюджета Республики Крым за фактически перевезенных пассажиров льготной категории за период с 01.01.2015 по 31.03.2016, по итогам которой в адрес Департамента вынесены представление N 07-14/2556 и предписание N 07-14/2555.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 23.05.2017 по делу N А83-5170/2016, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 и постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 01.02.2018, представление от 21.06.2016 N 07-14/2555 и предписание от 21.06.2016 N 07-14/2555 признаны незаконными и отменены. Суды пришли к выводу о недоказанности службой финансового надзора превышения департаментом предусмотренного бюджетом размера произведенных выплат, и соответственно, об отсутствии нарушения публичного интереса, на защиту которого направлены вынесенные представление и предписание.
При этом суды указали, что у департамента не имелось законных оснований для проведения перерасчета коэффициентов за период с 01.01.2015 по 31.03.2016, поскольку коэффициенты соотношения количества бесплатно перевезенных пассажиров к количеству пассажиров, оплативших проезд за период с 01.01.2015 по 31.03.2016, утверждены решениями полномочной комиссии, оформленными протоколами, не отменены и действуют по настоящее время.
Кроме того, судами отмечено, что заключенные департаментом с обществами договоры и соглашения, исполнялись сторонами надлежащим образом, в том числе осуществлялся контроль за использованием субсидии на цели, предусмотренные соглашением, - возмещение перевозчикам недополученных доходов. Компенсация перевозчикам недополученных доходов в связи с предоставлением мер социальной поддержки по льготному проезду граждан производилась по предоставленным перевозчиками расчетам стоимости услуг, что полностью согласуется с условиями договоров от 12.01.2015 N 23 и б/н и положениями Порядка N 575.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств причинения действиями Департамента ущерба бюджету Республики Крым, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 27.02.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018 по делу N А83-7088/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
И.И. Козелкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.