г.Калуга |
|
08 октября 2018 г. |
Дело N А23-5842/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего |
Нарусова М.М. |
Судей |
Бутченко Ю.В. Циплякова В.В. |
При участии в судебном заседании |
|
от истца: Городская Управа города Калуги
от ответчика: общество с ограниченной ответственностью "Калужский областной водоканал" |
представитель не явился, извещены надлежаще;
представитель не явился, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Городской Управы города Калуги, на решение Арбитражного суда Калужской области от 23.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 по делу N А23-5842/2017,
УСТАНОВИЛ:
Городская управа города Калуги (далее - Управа) обратилась в Арбитражный суд Калужской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Калужский областной водоканал" с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ о взыскании с ответчика 348 540 рублей 26 копеек, в том числе задолженности по арендной плате за период с 01.01.2017 по 01.07.2017 в размере 276 515 рублей 34 копеек и неустойки в сумме 72 024 рублей 92 копеек.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 23.04.2018 (судья Иванова Е.В.), оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 (судьи Капустина Л.А., Дайнеко М.М., Рыжова Е.В.), в удовлетворении исковых требований отказано.
Городская Управа города Калуги, не согласившись с судебными актами, ссылаясь на их незаконность и необоснованность, обратилась в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, исковые требования удовлетворить.
Заявитель и ответчик, надлежащим образом извещенные, в том числе путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Центрального округа, о времени и месте судебного разбирательства, в суд округа не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения не явившихся лиц о времени и месте судебного разбирательства, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из заявленных в ней доводов.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, а судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между управой (арендодатель) и обществом (арендатор) заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 13.12.2011 N 744/11, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 40:25:000000:222, площадью 6 153.0 кв.метров, по адресу: г. Калуга, с. Росва, для строительства объекта "Канализационный самотечный коллектор от станции водоподготовки до КНС для обеспечения водоотведения станции водоподготовки индустриального парка "Росва" в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
В силу пунктов 3.2-3.3 договора, расчет арендной платы составляется ежегодно с учетом устанавливаемых на календарный год базовых ставок арендной платы и коэффициентов к ним с указанием суммы, сроков и реквизитов оплаты. Арендная плата вносится арендатором путем перечисления на соответствующий расчетный счет, указываемый арендатору арендодателем. Арендная плата за земельный участок вносится следующим образом: за I квартал - до 01 апреля, за II квартал - до 01 июля, за III квартал - до 01 октября, за IV квартал - до 25 декабря текущего года. По акту приема-передачи земельный участок передан арендатору.
Городская управа в претензии от 15.05.2017 указала на наличие у общества задолженности за период с 01.10.2016 по 01.07.2017 и потребовала ее погасить.
Ссылаясь на отказ от добровольного удовлетворения указанных требований, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд округа полагает, что суды первой и апелляционной инстанций, исследовав представленные доказательства, дали им правильную юридическую оценку и пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав на надлежащее исполнение арендатором обязательств по договору аренды и отсутствие задолженности перед арендодателем.
Исходя из фактических обстоятельств дела, судебные инстанции правомерно отклонили довод заявителя о том, что при расчете арендной платы должны быть применены ставки и поправочные коэффициенты, установленные ежегодными постановлениями управы "О ставках арендной платы и коэффициентах к ним для исчисления арендной платы за земельные участки государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся на территории муниципального образования "Город Калуга", ввиду следующего.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии с п.1 ст.614 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В силу п.1 ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Из положений п.16, п.19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015) следует, что к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен, при этом, арендодатель вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом.
В соответствии со ст.39.7 Земельного кодекса РФ следует, что размер арендной платы, взимаемой за пользование публичными земельными участками, переданными в аренду без проведения торгов, определятся в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ (включая неразграниченные земельные участки) и органами местного самоуправления.
При этом, п.4 данной статьи указывает на то, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных пп.2 ст.49 настоящего Кодекса, а также для проведения работ, связанных с пользованием недрами, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Как следует из положений пп.2 ст.49 Земельного кодекса РФ, фиксированный размер арендной платы устанавливается для земельных участков, на которых расположены объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Пунктом 5 данных Правил предусмотрено, арендная плата рассчитывается в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития РФ (далее - Минэкономразвития), в отношении земельных участков, которые предоставлены без проведения торгов для размещения, в частности, линий электропередачи, линий связи, в том числе линейно-кабельных сооружений, трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, гидроэлектростанций, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики.
Во исполнение данного пункта Минэкономразвития издан Приказ N 217, которым утверждена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
С учетом изложенных правовых норм, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что поскольку по завершении строительных работ объекта водопроводно-канализационного назначения и его ввода, ответчик использовал спорные земельные участки для эксплуатации данного объекта по транспортировке сточных вод, то арендная плата за земельный участок с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанной по правилам Приказа N 217, то есть расчет арендной платы за пользование указанными земельными участками не может превышать размер, установленный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306- ЭС16-16522 и от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 84-АПГ16-1, 08.09.2016 N 74-АПГ16-6.
При таких обстоятельствах, суды, установив, что в спорный период земельный участок использовался обществом для эксплуатации расположенного на участке комплекса водопроводных и канализационных сетей, в связи с чем, расчет арендной платы за период с 01.01.2017 по 01.07.2017 должен производиться с применением ставки 0,7 % от кадастровой стоимости земельного участка, учитывая наличие доказательств оплаты арендной платы и неустойки, правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, допущенных судом первой и апелляционной инстанций при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом исследования и оценки судов, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калужской области от 23.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 по делу N А23-5842/2017 - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Нарусов М.М. |
Судьи |
Бутченко Ю.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение данного пункта Минэкономразвития издан Приказ N 217, которым утверждена ставка арендной платы в размере 0,7% от кадастровой стоимости соответствующего земельного участка в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
С учетом изложенных правовых норм, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что поскольку по завершении строительных работ объекта водопроводно-канализационного назначения и его ввода, ответчик использовал спорные земельные участки для эксплуатации данного объекта по транспортировке сточных вод, то арендная плата за земельный участок с 01.03.2015 не может превышать размер арендной платы, рассчитанной по правилам Приказа N 217, то есть расчет арендной платы за пользование указанными земельными участками не может превышать размер, установленный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Аналогичная правовая позиция нашла свое отражение в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2017 N 306- ЭС16-16522 и от 23.11.2017 N 305-ЭС17-12788, апелляционных определениях Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 21.04.2016 N 84-АПГ16-1, 08.09.2016 N 74-АПГ16-6."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 октября 2018 г. N Ф10-4056/18 по делу N А23-5842/2017