г.Калуга |
|
12 октября 2018 г. |
Дело N А08-329/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Сладкопевцевой Н.Г. |
|||
судей |
Егоровой С.Г. |
|||
|
Елагиной О.К. |
|||
при участии в заседании: |
|
|||
от истца ГП КК "КрасАвиа" |
представитель не явился, уведомлен, |
|||
от ответчика индивидуального предпринимателя Семченкова Романа Сергеевича |
представитель не явился, уведомлен, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Семченкова Романа Сергеевича на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 по делу N А08-329/2017,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Красноярского края "КрасАвиа" (далее - истец, ГП КК "КрасАвиа") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с иском к индивидуальному предпринимателю Семченкову Роману Сергеевичу (далее - ответчик, ИП Семченков Р.С.) о взыскании 90 475 руб. основного долга и 7509,01 руб. неустойки по договору N 4768/16 на оказание услуг по авиаперевозке пассажиров, багажа (фрахтования) от 12.04.2016.
В ходе рассмотрения дела ИП Семченков Р.С. заявил встречные исковые требования о взыскании с ГП КК "КрасАвиа" 61 462,50 руб. ущерба в связи и задержкой отправки воздушного суда и 18 000 руб. затрат на гостиницу, а также 29 225 руб. задолженности за неиспользованное оплаченное полетное время (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 26.01.2018 первоначальные исковые требования ГП КК "КрасАвиа" оставлены без удовлетворения, встречные исковые требования ИП Семченкова Р.С. удовлетворены частично, с истца в пользу ответчика взыскано 29 225 руб. задолженности за неиспользованное оплаченное полетное время. В удовлетворении остальной части требований ИП Семченкова Р.С. отказано.
Определением Арбитражного суда Белгородской области от 23.03.2018 произведена замена истца в порядке процессуального правопреемства с ГП КК "КрасАвиа" на акционерное общество "КрасАвиа" (ИНН 2465177981, ОГРН 1182468017742).
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 решение суда первой инстанции отменено. Исковые требования удовлетворены. С индивидуального предпринимателя Семченкова Романа Сергеевича в пользу АО "КрасАвиа взыскано 90 475 руб. основного долга и 7509 руб. 01 коп. пени за просрочку оплаты с 05.10.2016 по 26.12.2016. В удовлетворении встречного иска отказано.
Оспаривая законность принятого по делу постановления суда апелляционной инстанции, ИП Семченков Р.С. обратился с кассационной жалобой, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заявитель жалобы считает, что выводы суда апелляционной инстанции о том, что определение истцом полетного времени в количестве 2 часа 50 минут и 2 часа 25 минут по выполненным заявкам на полеты 16.08.2016 и 29.08.2016, а также, что к указанному времени суммируется одна пятая от общего полетного времени на земле, что составляет соответственно, 5 и 6 минут, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также нормам материального права.
Письменный отзыв на жалобу не представлен.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, суд кассационной инстанции полагает, что оснований для отмены оспариваемого судебного акта не имеется по следующим основаниям.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 12.04.2016 между ГП КК "КрасАвиа" (исполнитель) и ИП Семченковым Р.С. (заказчик) заключен договор N 4768/16 на оказание услуг по авиаперевозке пассажиров, багажа (фрахтования), в соответствии с которым исполнитель обязался предоставить заказчику всю вместимость воздушного судна МИ-8Т для внутренней авиаперевозки пассажиров, багажа, а заказчик обязался принимать оказанные услуги и своевременно их оплачивать.
Пунктом 2.2 договора определено, что услуги по авиаперевозке оказываются исполнителем на основании предоставляемой заявки (приложение N 1/1 к договору), за подписью ответственных представителей заказчика, указанных в приложении N 2 к договору, которое с момента его подписания сторонами является неотъемлемой частью договора.
В заявке в обязательном порядке должен быть отражен предполагаемый маршрут полета воздушного судна, предполагаемое количество пассажиров, груза и характер груза. Каждая заявка оформляется на бланке установленной формы в 4 экземплярах и должна быть вручена исполнителю не позднее 48 часов до предполагаемого времени вылета воздушного судна (пункт 2.3 договора).
Пунктом 2.7 договора установлено, что по окончании заявленной авиаперевозки командир воздушного судна заполняет акт-отчет (приложение N 1/2 к договору), а представитель заказчика своей подписью с указанием должности, фамилии, инициалов, подтверждает выполнение заявки. Ответственность за правильность сведений о налете и коммерческой загрузке несут командир воздушного судна и уполномоченный представитель заказчика соответственно.
В соответствии с пунктом 4.1 договора стоимость одного летного часа устанавливается по типам ВС, указанным в протоколе согласования стоимости летного часа (приложение N 3 к договору) и включает в себя стоимость наземного, технического, метеорологического, аэронавигационного обслуживания, авиаГСМ и других сборов, а также расходных материалов и затрат.
Согласно пункту 4.3 договора, за 3 дня до выполнения услуг по авиаперевозке пассажиров, багажа и груза заказчик производит платежи путем перечисления предоплаты, на основании данных штурманского расчета и выставленного счета в размере 100% денежных средств на расчетный счет исполнителя, указанный в реквизитах к договору, в соответствии с протоколом согласования стоимости летного часа (приложение N 3). На сумму предоплаты стоимость летного часа считается фиксированной и изменению не подлежит. Внесенная предоплата погашается при окончательном расчете с заказчиком за выполненные работы. В случае образования кредиторской задолженности остаток перечисляется на счет исполнителя не позднее 5 банковских дней с даты получения счета-фактуры и акта выполненных работ, подписанных заказчиком; основанием для оплаты кредиторской задолженности заказчиком может являться счет-фактура и акт выполненных работ, направленные исполнителем по факсимильной связи или электронной почте.
Пунктом 4.4 договора предусмотрено, что акты-отчеты за каждый выполненный рейс с приложением списка пассажиров и груза, счета-фактуры и акта выполненных работ направляются заказчику в течение 6 банковских дней с момента выполнения полетов, а заказчик в течение трех календарных дней с момента получения акта должен его подписать. Акт должен быть подписан полномочным представителем заказчика с расшифровкой полных фамилии, имени, отчества, указанием должности (согласно приложению N 2 к договору). В случае несогласия с размером суммы, подлежащей оплате за выполненные услуги авиаперевозок, заказчик обязан в течение 5 банковских дней с момента получения счетов-фактур, актов выполненных работ уведомить о своем несогласии исполнителя путем направления мотивированного отказа, а в случае его не предоставления в указанный срок акт считается подписанным заказчиком, и исполнитель вправе считать, что заказчик согласен с выставленными для оплаты суммами и вправе требовать оплаты в полном размере. После подписания акта выполненных работ его второй экземпляр должен быть направлен исполнителю в течение одного рабочего дня.
Согласно пункту 5.1 договора, исполнитель не несет ответственности за невыполнение принятых на себя по договору обязательств по не зависящим от него причинам: метеоусловия, препятствующие выполнению полета; неподготовленность посадочных площадок заказчика; временная непригодность аэродромов; запрет полетов, принятый надлежащим уполномоченным органом или лицом, в соответствии с действующим законодательством.
В силу пунктов 5.4, 5.6 договора заказчик несет ответственность за достоверность предоставленных сведений о пассажирах, свойствах, количестве и массе груза, за проведение инструктажа по технике безопасности со своими представителями и пассажирами и за последствия нарушения техники безопасности по их вине; за подготовку и содержание посадочных площадок в состоянии, пригодном для обеспечения безопасного выполнения взлета-посадки воздушного судна исполнителя и за соответствие требованиям действующей нормативной документации.
На основании пункта 5.7 договора исполнитель несет ответственность за организацию летной и технической эксплуатации воздушного судна и обеспечение безопасности полетов, а также за ущерб, причиненный по своей вине третьим лицам.
В приложении N 2 к договору N 4768/16 от 12.04.2016 стороны, во исполнение пункта 2.2 договора, определили ответственного представителя заказчика.
В приложении N 3 к договору сторонами согласована стоимость летного часа при вылете воздушного судна МИ-8Т из аэропорта Хатанга в размере 175 000 руб., в том числе НДС.
04.05.2016 истцом выставлен счет N 933 на 100% предоплату услуг (рейс, авиауслуги МИ-8) на сумму 860 475 руб. из расчета 4,917 часа x 175 000 руб.
Ответчиком на расчетный счет истца в счет оплаты услуг по договору произведено перечисление денежных средств в сумме 860 475 руб.
Ответчиком предоставлены истцу заявки на полет N 1 на 15.08.2018 и N 2 на 29.08.2016, с указанием координат и времени вылета.
Согласно составленным истцом актов-отчетов о выполнении заявок на полет, заявка на полет N 1 выполнена 16.08.2016 на вертолете Ми-8 NRA-24150, время вылета: 13 часов 00 минут, заявка на полет N 2 выполнена 29.08.2016 на вертолете Ми-8 NRA-24150, время вылета: 03 часа 30 минут.
Согласно расчетам истца стоимость услуги по авиаперевозке по заявке N 1 составила 510 475 руб., исходя из полетного времени 2 час 50 мин и полетного времени на земле 5 мин, что составляет 2 час 55 мин или 2,917 часа. Стоимость услуги по авиаперевозке по заявке N 2 составила 440 475 руб., исходя из полетного времени 2 час 25 мин и полетного времени на земле 6 мин, что составляет 2 час 31 мин или 2,517 часа.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N МЧ5250/02-16 от 10.10.2016 с требованием об оплате задолженности по договору в размере 90 475 руб., неустойки, рассчитанной в соответствии с пунктом 5.2 договора, а также процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неисполнение которой в добровольном порядке послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Ответчик заявил встречные требования о взыскании задолженности за неиспользованное оплаченное полетное время, указывая на ошибочность произведенного истцом расчета летного времени.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о об отказе в иске ГП КК "КрасАвиа" и частичном удовлетворении встречного иска, посчитав, что представленные истцом оригиналы актов-отчетов не являются теми первичными бухгалтерскими документами, на основании которых может осуществляться бухгалтерский учет летных часов воздушного судна, в связи с наличием записей, произведенных простым карандашом.
В связи с этим, при расчете времени, затраченного на осуществление авиаперевозки, суд первой инстанции руководствовался данными, содержащимися в оригиналах актов-отчетов, представленных суду ответчиком, согласно которым стоимость авиаперевозки определена из налета часов 2,50 ч и 2,25 ч, соответственно, что составило 831 250 руб.
Суд апелляционной инстанции с указанным выводом суда первой инстанции не согласился, и руководствуясь статьями 309, 779, 781, 787 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 64, 101, 104 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ), признал его не соответствующим условиям заключенного сторонами договора и природе договора фрахтования исходя из следующего.
При подписании договора стороны в приложении N 1/2 согласовали форму акта-отчета о выполнении заявки на полет. Акт-отчет заполняется командиром (пилотом) воздушного суда, который при его заполнении руководствуется Инструкцией ГП КК "КрасАвиа" о порядке оформления заданий на полет в летных подразделениях авиапредприятия от 14.11.2012.
На странице 9 Инструкции ГП КК "Красавиа" о порядке оформления заданий на полет в летных подразделениях авиапредприятия от 14.11.2012 определено, что графы "время "взлета", "посадки", "всего", "в т.ч. ночью", "работа двигателей на земле" должны содержать фактическое время (в часах и минутах), соответственно указанным графам и заполняются после каждой операции соответственно.
В предоставленной форме задания на полет, а также в задании на полет N 08/84 от 16.08.2016 и в задании на полет N 08/98 от 29.08.2016 имеется графа "налет, час", подразделяющаяся на "всего" и "в т.ч. ночью", отдельно выделена графа "работа двигателей на земле".
Из содержания представленных в подтверждение налета часов актов-отчетов о выполнении заявок на полеты следует, что относительно данных о времени, затраченном на полеты, в обоих актах-отчетах заполнена графа "всего, ч." в колонке с наименованием "налет часов" с данными "2.50" в акте-отчете о выполнении заявки на полет N 1 и "2.25" в акте-отчете о выполнении заявки на полет N 2.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, сделав вывод о том, что значение "2.50" и "2.25" записанные в графе с названием "всего, ч." следует читать как две целых пятьдесят сотых часа и две целых двадцать пять сотых часа, ввиду того, что сторонами была предусмотрена единица измерения "ч", суд первой инстанции не принял во внимание следующее.
Понятие полетного времени закреплено в приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 12.09.2008 N 147 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", где указано, что продолжительность полетного времени подсчитывается с точностью до 1 (одной) минуты.
Также понятие полетного времени и летного часа раскрыто в преамбуле договора N 4768/16 от 12.04.2016, заключенного между сторонами.
Согласно названному договору, полетное время (налет часов) - время с начала вращения лопастей несущего винта вертолета до момента полной остановки вертолета и прекращения вращения несущего винта, продолжительность которого подсчитывается с точностью до 1 (одной) минуты, включает в себя полетное время на земле (запуск, прогрев и охлаждение авиационных двигателей, руление воздушного судна и собственно полетное время в воздухе (нахождение в воздушном пространстве). Полетное время для предъявления к оплате заказчику рассчитывается как сумма времени нахождения воздушного судна в воздухе (наработка воздушного судна в полете) и одной пятой от общего полетного времени на земле (одна пятая часть от работы несущих винтов и трансмиссий воздушного судна на земле).
Также, в преамбуле договора N 4768/16 от 12.04.2016 определено, что летный час - один час полетного времени, затраченного подрядчиком при выполнении авиационных работ по заявке заказчика с учетом полетного времени на земле и полетного времени в воздухе.
Таким образом, сторонами договора однозначно определены понятие полетного времени, подлежащего оплате заказчиком, включающего в себя собственно полетное время в воздухе и 1/5 полетного времени на земле, и способ его определения.
Истец в обоснование произведенного им расчета предоставил, помимо Инструкции ГП КК "Красавиа" о порядке оформления заданий на полет в летных подразделениях авиапредприятия от 14.11.2012, непосредственно задание на полет N 08/84 от 16.08.2016 и задание на полет N 08/98 от 29.08.2016.
В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.11.2005 N 139 "Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации" фактическое время полета в заданиях на полет указывается в часах и минутах. Задание на полет является основным документом установленной формы, дающим право экипажам на выполнение полета, и содержащим необходимые сведения об экипаже, воздушном судне, определяющий цель полета и являющийся отчетом о выполненном полете.
В представленных в материалы дела оригиналах заданий на полет имеются сведения о том, в какое время осуществлен взлет и посадка воздушного судна в отношении каждого маршрута, с подведением итогов затраченного времени.
Оценив по правилам главы 7 АПК РФ сведения, изложенные в заданиях на полет и актах-отчетах о выполнении заявки на полет, с учетом буквального толкования условий заключенного сторонами договора N 4768/16 от 12.04.2016, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что определение истцом полетного времени в количестве 2 час 50 мин на полет 16.08.2016 и 2 час 25 мин на полет 29.08.2016 по выполненным заявкам, к которому также суммируется одна пятая от общего полетного времени на земле, является правомерным, в связи с чем признал правильным произведенный истцом расчет стоимости полета по маршруту Хатанга - р. Амбырдах - Хатанга составила 510 475 руб., по маршруту Хатанга - р. Маймеча - Хатанга - 440 475 руб., взыскав с ответчика с учетом произведенной им предварительной оплаты, задолженность в сумме 90 475 руб. (950 950 руб. минус 860 475 руб.).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод об удовлетворении исковых требований АО "КрасАвиа" о взыскании с ИП Семченкова Р.С. 90 475 руб. долга за оказанные услуги, и об отказе во встречном иске ИП Семченкова Р.С. о взыскании задолженности за неиспользованное оплаченное полетное время.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции соответствующими нормам материального права и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводов относительно взыскания неустойки, а также отказа во встречном иске о взыскании ущерба в связи с задержкой отправки воздушного судна и затрат на гостиницу кассационная жалоба не содержит.
Приведенные заявителем в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права и не опровергают выводы суд апелляционной инстанции, а направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2018 по делу N А08-329/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Г. Сладкопевцева |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.