г. Калуга |
|
17 октября 2018 г. |
Дело N А68-8694/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Толкачевой И.Ю. |
судей |
Елагиной О.К. |
|
Егоровой С.Г. |
при участии в заседании: |
|
от истца |
Орловой Л.В. (дов. б/н от 10.01.2018); |
от ответчиков |
представители не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Алексин на решение Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 по делу N А68-8694/2017
УСТАНОВИЛ:
АО "Муниципальная Управляющая Компания города Алексина" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к МКП МО г. Алексин "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Алексин" и к муниципальному образованию город Алексин Алексинского района в лице Администрации МО город Алексин о взыскании убытков в сумме 7 565 руб. 33 коп.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2018 (судья Глазкова Е.Н.) с муниципального образования город Алексин в лице Администрации муниципального образования город Алексин за счет казны муниципального образования город Алексин в пользу АО "Муниципальная Управляющая Компания города Алексина" взысканы убытки в сумме 7 565 руб. 33 коп. В иске к МУП МО г. Алексин "Водопроводно-канализационное хозяйство г. Алексин" отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 (судьи Бычкова Т.В., Егураева Н.В., Селивончик А.Г.) решение от 06.04.2018 по делу N А68-8694/2017 оставлено без изменения.
Муниципальное образование город Алексин в лице Администрации муниципального образования город Алексин подало кассационную жалобу на решение и постановление, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в судебных актах, обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, нарушение судами норм процессуального права, неправильное применение норм материального права.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Представители ответчиков, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации в Картотеке арбитражных дел на официальном Интернет-сайте "Федеральные арбитражные суды Российской Федерации", открытом для публичного просмотра, не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителя истца, в соответствии с положениями ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва истца на неё, судебная коллегия полагает, что судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи с нижеизложенным.
Как усматривается из материалов дела, АО "Муниципальная Управляющая Компания города Алексина" на основании договора управляет многоквартирным домом N 43 корп. 2 по ул. Трудовые резервы в г. Алексине. Являясь управляющей организацией, истец оказывает услуги по управлению, выполняет работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества указанного многоквартирного дома.
Установлено, что через технический подвал дома N 43 корп. 2 по ул. Трудовые резервы в г. Алексине проходит транзитный трубопровод холодного водоснабжения, посредством которого жителям дома N 22 по ул. Первомайская г. Алексина подается холодная вода. Данный транзитный трубопровод к обеспечению холодной водой дома N 43 корп. 2 по ул. Трудовые резервы отношения не имеет.
В дело представлен акт, составленный истцом с участием представителя МКП "ВКХ" 07.07.2015 по результатам проведенного обследования транзитного трубопровода, в котором отражено, что выявлена коррозия металла, течь. В акте указано, что данный трубопровод не имеет отношения к общему имуществу МКД N 43 корп. 2 по ул. Трудовые резервы.
Истец 07.07.2015 обратился к МКП "ВКХ" с просьбой устранить течь и заменить коррозийный участок трубопровода. МКП "ВКХ" ответило отказом со ссылкой на то, что МКП "ВКХ" транзитный трубопровод не передан и предприятие не принимало на себя обязательства по эксплуатации данной транзитной сети.
В материалы дела представлены письма от 24.07.2015, 06.04.2017, 14.04.2017, направленные истцом в адрес Администрации МО город Алексин, в которых истец извещал Администрацию о том, что спорный трубопровод, не относящийся к общедомовому имуществу, находится в аварийном состоянии и просил незамедлительно принять меры для ремонта трубопровода во избежание повреждения основных строительных конструкций дома.
В письме от 14.08.2015 Администрация МО г. Алексин предложила осуществить ремонт трубопровода истцу.
Ссылаясь на возникновение убытков в связи с выполнением ремонта имущества, не относящегося к общедомовому, АО "Муниципальная Управляющая Компания города Алексина", являющееся управляющей организацией многоквартирного жилого дома, обратилось в арбитражный суд с вышеназванным иском.
Вынося судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что спорное имущество, ремонт которого произведен истцом, не относится к общедомовому, находящемуся на обслуживании у истца, и именно на Администрации как на органе муниципальной власти, осуществляющем права собственника муниципального имущества на территории муниципального образования, в силу Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" лежит обязанность по решению вопросов водоснабжения, принятию мер по своевременному оформлению спорной сети в качестве муниципальной собственности и передаче её в эксплуатацию специализированной организации. В этой связи, сославшись на то, что Администрация не исполнила свои обязанности, суды сделали вывод о том, что муниципальное образование в лице Администрации МО г. Алексин является ответственным лицом перед истцом за возникшие у последнего убытки. Суды также указали, что Администрацией не представлены доказательства того, что спорная транзитная сеть относится к бесхозяйным объектам.
При этом судами не учтено следующее.
В силу ч. 1 ст. 6 и ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.
Гарантирующей организацией согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона N 416-ФЗ признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Положениями ст. 12 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение. Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации.
В ст. 32 Федерального закона N 416-ФЗ определено, что при расчете тарифов гарантирующих организаций учитываются расходы, связанные с приобретением необходимых для осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения товаров и услуг организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) систем водоотведения.
Судами не проверен довод Администрации МО г. Алексина о том, что в соответствии с имеющимся в деле постановлением главы МО Алексинский район от 03.10.2013 N 2312 МУП "Водопроводно-канализационное хозяйство" МО г. Алексин и Алексинский район, впоследствии преобразованное в МКП "Водопроводно-канализационное хозяйство" МО г. Алексин, присвоен статус гарантирующей организации на территории г. Алексина Алексинского района.
На основании постановления от 29.01.2018 N 118 МКП "ВКХ" вновь преобразовано в МУП "ВКХ", о чем в ЕГРЮЛ 19.02.2018 внесена соответствующая запись.
Судами оценивалась ссылка Администрации МО г. Алексин на постановление от 30.05.2017 N 1160 "Об определении эксплуатирующей организации для содержания и обслуживания бесхозяйных объектов холодного водоснабжения и водоотведения, транзитных сетей холодного водоснабжения, которые непосредственно присоединены к централизованным системам водоснабжения и водоотведения города Алексин", в котором в качестве таковой организации определено МКП "ВКХ".
Суды указали, что из буквального толкования содержания названного постановления не следует, что спорные транзитные сети в качестве бесхозяйных переданы для обслуживания и эксплуатации МКП "ВКХ".
Вместе с тем, судами отмечено, что в постановлении от 30.05.2017 N 1160, в котором МКП "ВКХ" определено в качестве эксплуатирующей организации перечисленных в нем объектов, в приложении N 3 к постановлению указана транзитная сеть, проходящая в подвальном помещении дома N 43, корпус 2 по ул. Трудовые резервы.
Судами установлено, что через технический подвал дома N 43 корп. 2 по ул. Трудовые резервы в г. Алексине проходит транзитный трубопровод холодного водоснабжения, посредством которого жителям дома N 22 по ул. Первомайская г. Алексина подается холодная вода.
МКП "ВКХ" в процессе рассмотрения дела не оспаривало факт подачи воды в дом N 22 по ул. Первомайская г. Алексина посредством спорного трубопровода, т.е. использование транзитного трубопровода для осуществления своей деятельности по предоставлению услуг водоснабжения.
Данному обстоятельству оценка не дана.
Судам следовало проверить доводы Администрации МО г. Алексин о том, что МКП "ВКХ" обслуживает системы водоснабжения и водоотведения города Алексина, находящиеся в границе эксплуатационной ответственности предприятия как лица, наделенного статусом гарантирующей организации, в связи с чем именно на МКП "ВКХ" возложена обязанность по обслуживанию этих сетей, в том числе спорных, и поддержке их надлежащего технического состояния и бесперебойной работы.
В связи с изложенным содержащиеся в судебных актах выводы нельзя признать соответствующими имеющимся в деле доказательствам, а также требованиям законодательства о водоснабжении.
При таких обстоятельствах вынесенные судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Вместе с тем довод кассационной жалобы о выполнение истцом спорных работ без заключения с Администрацией муниципального контракта отклоняется, поскольку иск заявлен о взыскании убытков, а не об оплате работ, выполненных в рамках договорных отношений.
Что касается довода Администрации о том, что истцом в отношении МО г. Алексин не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, то он также не может быть принят во внимание. В соответствии с материалами дела МО г. Алексин в лице Администрации было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица определением суда от 13.11.2017, участвовало в рассмотрении дела и привлечено для участия в нем в качестве соответчика определением от 16.01.2018, до вынесения решения не ссылалось на несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286, п. 3 ч. 1 ст. 287, ч. 1 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 06.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 по делу N А68-8694/2017 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тульской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Толкачева |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.