г. Калуга |
|
18 октября 2018 г. |
Дело N А83-1964/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Козелкина И.И. Елагиной О.К. Толкачевой И.Ю. |
судей | |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи |
Давыдовым А.Д. |
при участии в заседании |
|
от истца: Министерство сельского хозяйства Республики Крым
от ответчика: Администрация Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым
от третьего лица: Администрация Сакского района Республики Крым |
Айкина А.В. (дов. N 10 от 07.02.2018),
не явились, извещены надлежаще,
не явились, извещены надлежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу N А83-1964/2018,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым (далее - истец, заявитель; ИНН 9102012139, ОГРН 1149102017514) с иском к Администрации Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым (далее - ответчик; ИНН 9107002783, ОГРН 1149102094217) о взыскании причиненного ущерба в размере 265 325,62 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Крым 13.02.2018 привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Администрация Сакского района Республики Крым.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2018 (судья Кузнякова С.Ю.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 (судьи Мунтян О.И., Баукина Е.А., Зарубина А.В.) решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2018 оставлено без изменений, апелляционная жалоба истца- без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенными по делу первой и апелляционной инстанцией судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
В обосновании жалобы заявитель указывает на то, что ответчиком нарушены обязательства, вследствие чего причинен истцу ущерб.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы кассационной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о дате и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд кассационной инстанции на основании ч.3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в оспариваемых судебных актах, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебных актов в обжалуемой части исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.03.2016 Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (Министерством) и Советом министров Республики Крым (Органом исполнительной власти) заключено соглашение N 100/10-с, предметом данного соглашения стало предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Республики Крым, по реализации мероприятий программы: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в том числе развитие газификации, водоснабжения в сельской местности; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности (п. 1.1).
В силу пункта 1.2 Соглашения N 100/10-с от 28.03.2016 министерство в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете и лимитами бюджетных обязательств, утвержденными министерству, направляет Республике Крым денежные средства, выделяемые из федерального бюджета по коду главы 082, по разделам, подразделам функциональной классификации расходов бюджета Российской Федерации, на софинансирование мероприятий программы в форме субсидий, предусмотренных на реализацию программы, по направлениям и в размерах, предусмотренных соглашением.
29.06.2016 в рамках исполнения указанного соглашения между Министерством сельского хозяйства Республики Крым (Министерство) и Воробьевским сельским поселением Сакского района Республики Крым (Муниципальное образование) было заключено соглашение N 6 о порядке и условиях предоставления субсидии бюджету муниципального образования на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, расположенных в сельской местности и на грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности на 2016 год.
В соответствии с пунктом 1.1 соглашения N 6 от 29.06.2016 предметом соглашения является предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципального образования, на реализацию мероприятий по комплексному обустройству населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, расположенных в сельской местности и грантовую поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Дополнительным соглашением N 41 от 12.08.2016 к соглашению N 6 от 29.06.2016 в пункт 1.1 соглашения N 6 от 29.06.2016 внесены изменения, указанный пункт изложен в следующей редакции: предметом соглашения является предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений и расходных обязательств муниципального образования, на реализацию мероприятий подпрограммы "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2015-2017 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 29 октября 2014 г. N 423: комплексное обустройство населенных пунктов объектами социальной и инженерной инфраструктуры, в том числе развитие газификации, водоснабжения в сельской местности.
Пунктом 1.2 соглашения N 6 от 29.06.2016 министерство, в соответствии с законом Республики Крым от 29.12.2015 N 192-ЗРК/2015 "О бюджете Республики Крым на 2016 год", направляет денежные средства на софинансирование мероприятий Программ в форме субсидий, предусмотренные на реализацию Программ по направлениям и в объемах, предусмотренных в приложении N 1 к соглашению.
Согласно пункту 1.3 соглашения N 6 от 29.06.2016 муниципальное образование использует субсидии, указанные в п. 1.2 соглашения, в пределах годовых объемов субсидий, в порядке и на условиях, установленных в соответствии в порядками на реализацию мероприятий и программ.
Пунктом 2.2.3 соглашения N 6 от 29.06.2016 предусмотрено, что муниципальное образование обязуется обеспечить достижение целевых индикаторов и показателей результативности предоставления субсидий, установленных приложением 1 к соглашению.
В силу пункта 3.1 соглашения N 6 от 29.06.2016 в случае использования субсидий не по целевому назначению денежные средства взыскиваются в доход соответствующего бюджета в порядке, установленном действующим законодательством.
При этом исковые требования истец обосновывает тем, что ответчик в нарушение заключенных соглашений (пункта 2.2.3) не обеспечил достижения согласованного значения показателя результативности использования субсидии, что послужило основанием для взыскания Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с бюджета Республики Крым суммы штрафа в размере 725 528,88 руб. на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации". В результате необеспечения ответчиком достижения согласованного значения показателя результативности использования субсидии бюджету Республики Крым в лице Министерства сельского хозяйства Республики Крым причинен материальный ущерб в размере 725 528,88 руб., из которых Администрацией Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым причинен ущерб на сумму в размере 265 325,62 (двести шестьдесят пять тысяч триста двадцать пять) рублей 62 копейки.
В качестве досудебного урегулирования спора Министерством сельского хозяйства Республики Крым в адрес Администрации Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым направлено требование с расчетом суммы причиненного ущерба N 09/1782 от 08.11.2017.
Письмом исх. N 02-09/680 от 04.12.2017 Администрация Воробьевского сельского поселения Сакского района Республики Крым уведомила Министерство сельского хозяйства Республики Крым о необоснованности предъявленного требования, поскольку Администрации Воробьевского сельского поселения предоставлены субсидии за счет средств федерального бюджета в сумме 17 017,02 тыс. руб. и за счет средств бюджета Республики Крым в сумме 3636,91 тыс. руб. - всего 20653,93 тыс. руб. Освоено в соответствии с целевым назначением и согласно фактически выполненным работам 12574,48 тыс. руб. Неосвоенные средства субсидии (экономия) в сумме 8079,45 тыс. руб. возвращены в январе 2017 года в бюджет согласно источникам финансирования.
Изложенное послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Арбитражный суд Республики Крым пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов законными, обоснованными, основанными на нормах действующего законодательства.
При этом суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно пункту 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3 статьи 132 БК РФ предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с частью 1 статьи 130 БК РФ правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе, в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно статье 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств, помимо прочего, обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных названным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
В силу статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Положения статьи 306.8 БК РФ предусматривают применение бюджетных мер ответственности не только за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, но и за нарушения условий их расходования.
В соответствии с Постановлением от 30.09.2014 N 999 в 2016 году возврат средств из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет в случаях, предусмотренных пунктами 16 и 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных настоящим постановлением, осуществляется в порядке, предусмотренном указанными Правилами, если иной порядок не установлен Правительством Российской Федерации.
Пунктами 16 - 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением от 30.09.2014 N 999, закреплены положения о возврате субъектами Российской Федерации в федеральный бюджет средств субсидий в случае нарушения ими обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии в отчетном финансовом году, а также за несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества (далее - обязательства, график строительства).
Такое же условие о возврате Республикой Крым в федеральный бюджет средств субсидии, в случае нарушения ими обязательств по достижению значений показателей результативности использования субсидии в отчетном финансовом году, согласовано в пункте 2.2.5 Соглашения от 28.03.2016 N 100/10-с.
Как следует из материалов дела Решением 16 сессии 1 созыва Воробьевского сельского совета от 28 июля 2015 года N 41сельский совет решил передать администрации Сакского района часть полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования Воробьевское сельское поселение Сакского района, а именно строительство газопровода низкого давления с. Воробьево Сакского района, согласно проекту, в связи с возможностью участия в Феральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года" пунктом 2 указанного решения председателю Воробьевского сельского совета - главе администрации Воробьевского сельского поселения Сакского района заключить с администрацией Сакского района соглашение о передаче осуществления части указанных в пункте 1 полномочий муниципального образования Воробьевское сельское поселение.
Решением внеочередной 22 сессии 1 созыва Сакского районного совета от 30.10.2015 N 208 Сакский районный совет решил принять часть полномочий администрации Воробьевского сельского поселения в организации в пределах поселения газоснабжения - населения, а именно - строительство газопровода низкого давления с.Воробьево Сакского района в связи с возможностью участия в Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и период до 2020 года". Пунктом 2 названного решения администрации Сакского района заключить с Администрацией Воробьевского сельского поселения соглашение о передаче части полномочий по организации в пределах поселения газоснабжения населения Воробьевского сельского поселения, указанных в пункте 1 данного решения с принятием материальных финансовых средств для осуществления переданных полномочий.
25.07.2016 между администрацией Воробьевского сельского поселения и администрацией Сакского района было заключено соглашение N 10 о передаче администрации Сакского района Республики Крым части полномочий по решению вопросов местного значения муниципального образования Воробьевское сельское поселение Сакского района Республики Крым в организации в пределах поселения газоснабжения населения с принятием материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий (далее - Соглашение N 10).
Согласно пункту 1.1. Соглашения N 10 передача Администрацией (Воробьевским сельским поселением) Получателю (Администрации Сакского района) части полномочий по организации в границах Воробьевского сельского поселения Сакского района газоснабжения населения, а именно: "Строительство газопровода низкого давления с.Воробьево Сакского района Республики Крым с передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий.
Пунктом 5.4. Соглашения N 10 установлено, что оно вступает в силу с момента его подписания и действует до 31 декабря 2016 года.
Согласно подпункта 2.2.3 Получатель обязуется обеспечить достижение целевых индикаторов и показателей результативности предоставления ИМБТ, установленных Приложением 2 к Соглашению.
Согласно подпункта 2, 2.3 Получатель обязуется обеспечить достижение целевых индикаторов и показателей результативности предоставления ИМБТ, установленных Приложением 2 к Соглашению.
Дополнительным соглашением N 2 от 23.12.2016 в Соглашение N 10 от 25.07.2016 сторонами внесены изменения.
Согласно показателям проекта по объекту капитального строительства "Строительство газопровода низкого давления в с. Воробьево Сакского района Республики Крым", получившего положительное заключение ГУП РК "Государственная строительная экспертиза" на "проектную документацию, включая сметы на строительство" от 31.03.2015 N 91-1-3-0034-1, протяженность газопровода низкого давления составляет 23,527 км, в том числе учтены линии газопровода общей протяженностью 6,467 км, обеспечивающие подключение к распределительной сети до границ частных домовладений, что не противоречило законодательству, действующему до 18.03.2014.
В процессе приема полномочий от Воробьевского сельского поселения по реализации проекта "Строительство распределительного газопровода с. Воробьево Сакского района" Администрацией Сакского района выявлена необходимость в проведении проектных и изыскательских работ для приведения проектно-сметной документации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 N 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, в соответствии с которыми подключение к подземному газопроводу низкого давления и строительство газопровода, обеспечивающего поставку газа от центральной линии газопровода низкого давления до границ частного домовладения, осуществляется по договору между физическим лицом и организацией, обеспечивающей поставку газа населению и эксплуатирующей данные сети.
В связи с изложенным, часть участков газопровода потребовалось исключить из проектно-сметной документации.
Таким образом, после приведения проектно-сметной документации в соответствие с законодательством Российской Федерации, общая проектная протяженность газопровода низкого давления, подлежащая строительству в рамках данного проекта, составила 17,06 км, а сметная стоимость реализации проекта с учетом изменений составила 19 333 136,34 руб., о чем Администрация Сакского района Республики Крым уведомила Министерство сельского хозяйства Республики Крым письмом от 27.12.2016 исх. N 01.1-18/526.
Неосвоенные средства субсидии (экономия) в сумме 8079,45 тыс. руб. возвращены в январе 2017 года в бюджет согласно источникам финансирования.
Изложенное послужило основанием к соответствующему изменению (уменьшению) целевого индикатора, что не отрицается истцом.
Таким образом, ответчиком приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства, предусмотренного Соглашением N 6 - строительство газопровода низкого давления с. Воробьево. Не достижение показателей результативности использования субсидии, что привело бы к причинению ущерба истцу, не допущено.
Руководствуясь вышеуказанным суды сделали правомерный вывод об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильности выводов судов первой и апелляционной инстанции, их соответствия обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
По существу спора арбитражные суды первой и апелляционной инстанций полно установили фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовали имеющиеся в материалах дела доказательства, приняли обоснованные решение и постановление, соответствующие нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции не находит оснований к отмене судебных актов в обжалуемой части.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 28.04.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу N А83-1964/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации.
Председательствующий |
И.И. Козелкин |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.