г.Калуга |
|
15 октября 2018 г. |
Дело N А64-4129/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объёме 15.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Шильненковой М.В. |
|
судей |
Егоровой С.Г. Елагиной О.К. |
|
|
|
|
при участии в заседании
от истца: ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания"
от ответчика: ООО "Гарант Стройсервис" |
Сухаревой С.В. (доверенность от 07.03.2018 N Д/АУ/07/31),
извещен надлежаще, представитель не явился,
|
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Тамбовская энергосбытовая компания" на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2018 по делу N А64-4129/2017,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Тамбовская энергосбытовая компания", ОГРН 1056882285129, ИНН 6829010210, (далее - ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Гарант Стройсервис", ОГРН 1106807000805, ИНН 6812006818, (далее - ООО "ГарантСтройсервис") о взыскании 293 011, 29 руб. задолженности за сверхнормативное потребление электрической энергии на общедомовые нужды за период с декабря 2016 года по март 2017 года.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.10.2017 (судья Зотова С.О.) иск удовлетворен в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2018 (судьи Сурненков А.А., Маховая Е.В., Серегина Л.А.) решение суда от 17.10.2017 отменено. В удовлетворении иска ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" отказано.
Не согласившись с принятым апелляционным постановлением, ссылаясь на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неправильное применение судом норм материального права, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2018, оставив в силе решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.10.2017.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ГарантСтройсервис" просило оставить обжалуемое апелляционное постановление без изменения, считая его законным и обоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и дополнений к ней, выслушав представителя ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", судебная коллегия находит принятые по делу решение и постановление подлежащими отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "ГарантСтройсервис" является управляющей организацией в отношении многоквартирных жилых домов, расположенных на территории р.п.Первомайский Первомайского района Тамбовской области, в связи с чем ответчиком с собственниками помещений жилых домов заключены соответствующие договоры управления, в соответствии с которыми ООО "ГарантСтройсервис" обязалось оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, а также предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным лицам, пользующимся помещениями на законном основании.
Договор энергоснабжения от 10.09.2012 N 26293, заключенный сторонами, был расторгнут истцом в одностороннем порядке в связи с наличием задолженности ответчика за потребленный электроресурс, в том числе и на общедомовые нужды.
В период с декабря 2016 года по март 2017 года ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" поставило электрическую энергию в обслуживаемые ООО "Гарант Стройсервис" многоквартирные дома, что ответчиком не оспаривалось.
Ссылаясь на то, что объем сверхнормативного потребления электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирных домах по адресам: Тамбовская область, Первомайский район, р.п. Первомайский, ул. Володарского, д. 2, д. 18; ул. Дружбы, д.д. 3, 4, 5, 9, 10, 13, 14; ул. Московская, д.д. 1, 3, 8, 9, 10, 12; ул. Парковая, д. 1; ул. Солнечная, д.д. 18, 19; ул. Спортивная, д.д. 8, 10, 12; ул. Строительная, д.д. 2, 6, 9; ул. Тельмана, д.д. 1, 7, 16; ул. Энергетиков, д. 4 не оплачен ответчиком в полном объеме, что привело к образованию задолженности в размере 293 011,29 руб., ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции исходил из обязанности управляющей организации оплачивать весь объем сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды в отсутствие решения собственников помещений о распределении такого объема между ними.
Отказывая в удовлетворении иска, апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания спорной суммы долга с управляющей организации, указав, что реализовав свое право на отказ от договора энергоснабжения, ресурсоснабжающая организация тем самым приняла на себя обязательства исполнителя коммунальных услуг в отношении спорных многоквартирных домов.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора судами не принято во внимание следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в спорный период) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном жилом доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя, в том числе, плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
С 01.01.2017 изменился порядок оплаты расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"), а именно: расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества, включены в состав платы за содержание жилого помещения (пункт 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие изменения были внесены в Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), а также в Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме несут собственники помещений в доме (часть 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ).
Судом установлено, что истец в спорный период поставлял в многоквартирные дома, находящиеся в управлении ответчика, электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды.
Оплата электрической энергии производилась собственниками помещений и нанимателями жилых помещений непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации, что сторонами не оспаривается.
Собственники помещений в жилых домах несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (часть 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из положений части 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном жилом доме, управление которым осуществляется управляющей организацией или товариществом собственников жилья, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации товариществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 статьи 155 и статьей 171 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающейся особенности уплаты взносов на капитальный ремонт.
В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в доме собственники помещений и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Между тем, в связи с изменениями законодательства, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе электроэнергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 при наличии в доме управляющей организации или товарищества собственников жилья подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Соответственно, независимо от решения собственников дома, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества дома и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества.
Даже отсутствие договорных отношений ресурсоснабжающей организации с исполнителем коммунальных услуг (управляющей организации или товарищества собственников жилья) не изменяет статуса этого лица по отношению к собственникам помещений в доме, как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества дома.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса РФ на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу она же принимает от жителей плату за содержание жилого помещения.
Исходя из положений пунктов 21, 21(1) Правил N 124, управляющая компания даже в случае наличия решения собственников о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги; наличия заключенных договоров между собственниками помещений и ресурсоснабжающими организациями, в целях содержания общего имущества дома обязана заключить с ресурсоснабжающей организацией договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями.
Таким образом, с 01.01.2017 при управлении дома управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279.
В связи с изложенным, вывод суда первой инстанции о наличии достаточных правовых оснований для признания управляющей организации лицом, ответственным за оплату сверхнормативного объема потребления электроэнергии на общедомовые нужды в период с 01.01.2017, обоснован.
Вместе с тем, спорный период взыскания стоимости сверхнормативного объема электропотребления включает в себя и период декабря 2016 года.
При этом судом установлено и не оспаривалось представителем истца в судебном заседании, что ранее заключенный сторонами договор энергоснабжения от 10.09.2012 N 26293 был расторгнут ресурсоснабжающей организацией в одностороннем порядке с 01.12.2016 путем отказа ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания" от его исполнения в соответствии с п. 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет право энергоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Кодекса (пункт 1 статьи 546 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В силу пп. "а" п. 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в редакции, действующей на момент заявления ресурсоснабжающей организации об одностороннем отказе от исполнения договора, в договоре ресурсоснабжения может предусматриваться право отказаться от его исполнения полностью для ресурсоснабжающей организации - при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца).
Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 53 Основных положений N 442, в случае, если по договору энергоснабжения, заключенному с гарантирующим поставщиком, потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом обязательства по оплате, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом в случае если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с энергосбытовой организацией, исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей энергосбытовой организации, исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в установленном разделом П настоящего документа порядке.
Из положений пп. "а" п. 30 Правил N 124 в их взаимосвязи с положениями п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), следует, что с момента расторжения ресурсоснабжающей организацией договора энергоснабжения с управляющей организацией, исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится ресурсоснабжающая организация.
В случае, когда ресурсоснабжающая организация в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления (п. 30 Правил N 124, п. 14 Правил N 354), такая ресурсоснабжающая организация осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные п.п. 31, 32, 40 Правил N 354, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием расчетных счетов ресурсоснабжающей организацией.
Таким образом, ПАО "Тамбовская энергосбытовая компания", отказавшись от заключенного с ответчиком договора энергоснабжения в отношении находящихся в управлении последнего многоквартирных домов и приступив к предоставлению коммунальных услуг по электроснабжению в декабре 2016 года напрямую собственникам и пользователям помещений в этих домах, приняла на себя статус исполнителя коммунальной услуги и все связанные с этим правовые последствия.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что с момента одностороннего отказа от договоров энергоснабжения с ответчиком, истец продолжал осуществлять поставку электрической энергии в спорные многоквартирные дома в декабре 2016 года и самостоятельно предъявлял жителям к оплате стоимость всего объема поставленной в многоквартирные жилые дома электрической энергии: на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды (п. 40 Правил N 354).
Согласно п. 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения (абзац 2 п. 44 Правил N 354 в редакции Постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603, вступившей в силу с 30.06.2016).
03.11.2016 истец направил ответчику проект нового договора энергоснабжения в отношении общего имущества многоквартирного дома.
В силу п. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с названными Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с п. 11 Правил N 124 в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе названным Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным данными Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным названными Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Однако предоставленным законом правом обратиться в суд с требованием о понуждении управляющей организации заключить договор энергоснабжения ресурсоснабжающая организация не воспользовалась.
Таким образом, договор энергоснабжения на условиях предложенной ресурсоснабжающей организацией оферты в письменной форме (ст. 160 ГК РФ) сторонами в декабре 2016 года заключен не был, что заявителем кассационной жалобы не оспаривается.
Учитывая, что только с 01.01.2017 направленная оферта (по умолчанию) приравнивалась к заключению договора (п. 11 Правил N 124 в редакции Постановления Правительства от 26.12.2016 N 1428), в спорный период - декабрь 2016 года договор энергоснабжения с управляющей компанией в письменном виде отсутствовал.
Следует отметить, что расторгая договор, истец не рассчитывал на сохранение договорных отношений с ответчиком, и заменяя управляющую организацию в правоотношениях по обеспечению потребителей коммунальной услугой, предоставлял потребителям многоквартирных домов весь объем коммунального ресурса, в том числе на общедомовые нужды, следовательно, должен был соблюдать ограничения, установленные законом для начисления собственникам (нанимателям) платы за сверхнормативный расход ресурса, до изменения с 01.01.2017 положений жилищного законодательства (статьи 154 ЖК РФ), которым плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, включена в состав платы за содержание жилого помещения (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 310-ЭС17-19112, от 13.03.2018 N 310-ЭС18-728, от 04.09.2018 N 310-ЭС18-6005).
Вместе с тем указанные обстоятельства не были приняты во внимание суда при разрешении вопроса о наличии или отсутствии оснований для взыскания с ответчика стоимости сверхнормативного объема потребления электрической энергии на общедомовые нужды в декабре 2016 года и для признания отношений сторон по поставке ресурса на общедомовые нужды фактически сложившимися в этот период (с учетом одностороннего расторжения договора энергоснабжения от 10.09.2012 истцом и при отсутствии доказательств того, что в декабре 2016 года собственники помещений вносили плату за коммунальные услуги управляющей организации, которая, в свою очередь, выставляла бы собственникам счета за поставку соответствующего ресурса).
Указанные обстоятельства имеют существенное значение для разрешения настоящего спора, определения стоимости сверхнормативного потребления электроэнергии за декабрь 2016 года и за период с января по март 2017 года, (имеющих различное правовое регулирование).
Поскольку оценка и проверка представленных истцом расчетов суммы долга и объема потребления ресурса за два указанных периода связана с установлением фактических обстоятельств дела, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции, принятые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрению в суд первой инстанции, при котором суду следует учесть вышеизложенное, и с учетом доводов и возражений сторон, разрешить спор, применив соответствующие нормы права.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 3, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.10.2017 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2018 по делу N А64-4129/2017 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев.
Председательствующий |
М.В.Шильненкова |
Судьи |
С.Г.Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.