г. Калуга |
|
19 октября 2018 г. |
Дело N А23-8052/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области (ОГРН 1044004412836, ИНН 4027065926, пер. Старичков, д. 2А, г. Калуга, 248000) - Латышевой Н.В. - представителя по доверенности от 12.09.2018 N 01-12/288;
от муниципального унитарного предприятия "Калугаспецавтодор" г. Калуги (ОГРН 10240011341210, ИНН 4027015210, ул. Чичерина, 2/7, г. Калуга, 248010) - Жохова В.О. - представителя по доверенности от 17.05.2017 N 40 АВ 0220591; Шмакова Д.А. - директора (постановление от 14.09.2018 N 9629-пи;
от Городской управы города Калуги (ОГРН 1024001179113, ИНН 4027017947, ул. Кутузова, 2/1, г. Калуга, 248000) - Оганесян Е.Г. - представителя по доверенности от 04.10.2018 N 01/112-18-Д;
от Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (ОГРН 1114029001195, ИНН 4029045065, ул. Заводская, 57, г. Калуга, 248048) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН 1037739275617, ИНН 7733012419, пер. Старичков, 2А, г. Калуга, 248620) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Городской Управы города Калуги и муниципального унитарного предприятия "Калугаспецавтодор" на решение Арбитражного суда Калужской области от 19.04.2018 (судья Иванова Е.В.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 (судьи Тимашкова Е.Н., Мордасов Е.В., Большаков Д.В.) по делу N А23-8052/2017,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Калужской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с исковым заявлением о взыскании с муниципального унитарного предприятия "Калугаспецавтодор" г. Калуги (далее - Предприятие) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты за 2016 год в сумме 25249512,61 руб. (уточненные требования).
Дело рассмотрено с участием Министерства природных ресурсов и экологии Калужской области (далее - Министерство), Городской управы города Калуги (далее - Управа), Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов.
Решением суда от 19.04.2018, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.07.2018, исковое требование удовлетворено.
В кассационных жалобах Управа и Предприятие просят отменить решение, постановление суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителей Управы, Предприятия, Управления, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемых судебных актов.
Как видно из материалов дела и установлено судом, основным видом деятельности Предприятия является сбор и обработка сточных вод, сбор отходов, обработка и утилизация отходов, строительство жилых и нежилых зданий, строительство автомобильных дорог и автомагистралей, строительство железных дорог и метро, строительство гидротехнических сооружений, производство дноочистительных, дноуглубительных и берегоукрепительных работ и др.
В отдел водных ресурсов Московско-Окского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов Предприятием был представлен отчет по форме 2-ТП (водхоз) за 2016 год.
Управление, получив сведения от отдела водных ресурсов Московско-Окское бассейнового водного управления о наличии и видах загрязняющих веществ, сбрасываемых в водные объекты, произвело начисление суммы платы, подлежащей уплате в бюджет, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 2016 год и 21.07.2017 направило в адрес Предприятия требование о доначислении и довнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В связи с неисполнением вышеуказанного требования, Управление обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, удовлетворяя которое суд правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно положениям статьи 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 указанного Закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается в том числе за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
На основании пункта 2 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 16.1 Закона N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Судами правомерно учтено, что вступившими в законную силу судебными актами по делу N А23-5858/2017 подтверждена законность отказов Министерства в предоставлении Предприятию в пользование водных объектов (р. Ока в черте г. Калуга, р. Терепец, Яченское водохранилище, р. Киевка в черте г. Калуги) для сброса сточных вод по причине отсутствия очистных сооружений в системе водоотведения, а поэтому показатели качества сточных вод многократно превышают предельно допустимые концентрации вредных веществ в воде водных объектов рыбохозяйственного значения.
Таким образом, Предприятие осуществляет в отсутствие у него решений о предоставлении водных объектов в пользование для целей сброс сточных вод, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Основанием определения платежной базы для начисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сбросов загрязняющих веществ в водные объекты Предприятием является отчет 2-ТП (водхоз), представленный им за 2016 год.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 13 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255), которые, согласно пункту 3 Постановления, применяются к правоотношениям, возникшим с 01.01.2016.
Согласно пункту 8 Правил N 255 плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы по каждому загрязняющему веществу, включенному в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 N 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" (далее - Постановление N 913), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных Постановлением N 913, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 названного Закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.
В данном случае размер задолженности Предприятия по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год подтверждается материалами дела. Расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты был исчислен только по тем показателям загрязняющих веществ, сведения по объемам которых были представлены Предприятием в форме статистического наблюдения 2-ТП (водхоз) за 2016 год, как поступающие в водный объект (код приемника - 20 (река)). В указанной отчетности представлены сведения о сбросе в реки Калужской области 15 загрязняющих веществ
Поскольку доказательств погашения задолженности или ее наличия в ином размере Предприятием в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено, исковые требования Управления о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год правомерно удовлетворены судом в полном объеме.
Иные доводы заявителей, изложенные в кассационных жалобах, подлежат отклонению судом кассационной инстанции по основаниям, указанным в мотивировочной части постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, с учетом установленных по делу обстоятельств, кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов судов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену оспариваемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 19.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 по делу N А23-8052/2017 оставить без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.