г. Калуга |
|
18 октября 2018 г. |
Дело N А14-11559/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Ермакова М.Н.
Лукашенковой Т.В.
при участии в судебном заседании: | ||
от ООО "ФИННМАРКЕТ РЕГИОН" (ОГРН 1153668020571; г. Воронеж, ул. Летчика Щербакова, д.5)
от Воронежской таможни (г. Воронеж, ул. 40 лет Октября, д.16) |
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
Болдарева И.Л. - представителя (доверен. от 06.04.2018 г. N 07-61/07) Чапской Ю.В. - представителя (доверен. от 19.11.2015 г. N 07-59/31) |
рассмотрев кассационную жалобу Воронежской таможни на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2018 г. (судья Домарева В.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 г. (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Осипова М.Б.) по делу N А14-11559/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ФИННМАРКЕТ РЕГИОН" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Воронежской таможни по классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС от 17.04.2017 г. N РКТ-10104030-17/000027, от 10.05.2017 г. N РКТ-10104030-17/000035, от 12.07.2017 г. N РКТ-10104030-17/000058, и просило обязать Воронежскую таможню произвести возврат необоснованно оплаченных таможенных платежей на общую сумму 399273 руб. (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2018 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Воронежская таможня просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат частичной отмене.
Как следует из материалов дела, ООО "ФИННМАРКЕТ-РЕГИОН" в рамках внешнеторгового контракта ввезло на таможенную территорию Таможенного союза по ДТ N 10104030/030417/0000757, N 10104030/040517/0001041, N 10104030/100317/0000505 товар - "комплексные пищевые добавки: смеси специй и вкусовых добавок, не для розничной продажи, для применения в мясной промышленности, не содержат этилового спирта, в ассортименте".
Декларантом заявлен классификационный код 2103 90 900 9 ТН ВЭД ЕАЭС "Продукты для приготовления соусов и готовые соусы; вкусовые добавки и приправы смешанные; горчичный порошок и готовая горчица: прочие". Ставка ввозной таможенной пошлины 6%.
После проведенной таможенной экспертизы (заключения ЭКС-регионального филиала ЦЭКТУ г. Брянска от 13.06.2017 г. N 12403010/0008668, от 17.04.2017 г. N 12403002/0012465) Воронежской таможней приняты решения от 17.04.2017 г. N РКТ-10104030-17/000027, от 10.05.2017 г. N РКТ-10104030-17/000035, от 12.07.2017 г. N РКТ-10104030-17/000058 по классификации указанных товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС по коду 2106 90 980 9 "Пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные" (ставка ввозной таможенной пошлины 12%).
Не согласившись с решениями таможенного органа о классификации товаров, ООО "ФИННМАРКЕТ-РЕГИОН" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно ст. 52 Таможенного кодекса Таможенного союза (действующего в спорный период) товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
Классификация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется на основании Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции) (пункты 5 и 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 г. N 522).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару.
При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 года, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.
В соответствии с Пояснениями к товарной позиции 2106 ТН ВЭД в нее включаются пищевые продукты, в другом месте не поименованные или не включенные: 2106 10 - белковые концентраты и текстурированные белковые вещества, 2106 90 - прочие.
При условии, что указанные продукты не поименованы или не включены ни в одну другую товарную позицию Номенклатуры, к данной товарной позиции относятся: (А) Продукты, используемые либо непосредственно, либо после обработки (например, отваривания, растворения или кипячения в воде, молоке и т.д.) для употребления в пищу. (Б) Продукты, полностью или частично состоящие из пищевых продуктов, используемых при приготовлении напитков, или пищевых продуктов, готовых для употребления в пищу. В данную товарную позицию включаются готовые продукты, состоящие из смеси химических веществ (органических кислот, солей кальция и т.д.) с пищевыми продуктами (мукой, сахаром, сухим молоком и т.д.) для добавления в готовые продукты или в качестве их ингредиентов, или для улучшения некоторых их характеристик (внешнего вида, сохраняемости и т.д.) (см. общие положения к группе 38).
Проанализировав Пояснения к товарной позиции 2106 ТН ВЭД, суды указали, что код 2106 90 980 9 ТН ВЭД применяется для классификации прочих готовых пищевых продуктов, пригодных для использования в пищу, в том числе состоящих из смеси химических веществ и пищевых продуктов, основное свойство которых не обусловлено пряностями или смесью пряностей товарных позиций 0904-0910, для добавления в готовые продукты в качестве ингредиентов, или для улучшения характеристик продуктов.
В товарную позицию 2103 включаются продукты для приготовления соусов и готовые соусы; вкусовые добавки и приправы смешанные; горчичный порошок и готовая горчица: 2103 10 - соус соевый, 2103 20 -кетчуп томатный и прочие томатные соусы, 2103 30 - горчичный порошок и готовая горчица, 2103 90 - прочие.
Смешанные вкусовые добавки и смешанные приправы, содержащие специи, отличаются от специй и их смесей из товарных позиций 0904 - 0910 тем, что они содержат одно или более вкусо-ароматических веществ или приправ, не относящихся к группе 09, в таких пропорциях, что данная смесь больше не обладает основными свойствами специй в том смысле, который раскрывается в группе 09.
Помимо упомянутых выше продуктов, относящихся к группам 09 и 20, в данную товарную позицию не включаются белковые гидролизаты, состоящие главным образом из смеси аминокислот и хлорида натрия, используемые в качестве добавок к готовым пищевым продуктам (товарная позиция 2106);
Таким образом, как правильно указали суды, отнесение товаров в подгруппу 2103 осуществляется при условии, если в составе товаров имеются вкусо-ароматические вещества и/или усилители вкуса, что позволяет идентифицировать данные товары как вкусовые добавки с характерным ароматом или вкусом для ароматизации некоторых блюд, а также при отсутствии белкового гидролизата, состоящего главным образом из смеси аминокислот и хлорида натрия.
В соответствии с ТР ТС 029/2012 "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств" комплексная пищевая добавка - смесь пищевой(ых) добавки(ок) и (или) пищевого сырья и (или) ароматизатора(ов), предназначенная для выпуска в обращение, в которой как минимум одна из пищевых добавок, входящая в состав комплексной пищевой добавки, должна оказывать в конечной пищевой продукции функциональное действие.
Согласно ГОСТу Р 52499-2005 "Добавки пищевые. Термины и определения" под пищевой добавкой следует считать любое вещество или смесь веществ, не употребляемых человеком непосредственно в качестве пищи, преднамеренно вводимые в пищевой продукт, в процессе его производства с технологической целью, включая придание ему определенных органолептических свойств и сохранение качества и безопасности в течение установочного срока годности или хранения.
В соответствии с ГОСТом Р 52464-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Добавки вкусо-ароматические и пищевые ароматизаторы. Термины и определения", вкусо-ароматическая добавка - комплексная пищевая добавка, предназначенная для придания пищевым продуктам аромата и/или вкуса, в состав которой могут входить пищевые ароматизаторы.
Из заключений таможенного эксперта следует, что представленные на исследование образцы товара являются комплексными пищевыми добавками - вкусо-ароматическими добавками, основным свойством которых является придание пищевым продуктам аромата и/или вкуса, не являются готовыми продуктами, используемыми для непосредственного употребления в пищу.
Согласно представленным в материалы дела спецификациям, информации производителя спорные добавки применяются в пищевой промышленности для приготовления соусов, а также для производства колбас.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу, что спорный товар исходя из своих характеристик не может быть классифицирован в подсубпозиции 2106 90 980 9 ТН ВЭД, в связи чем обоснованно признали недействительными обжалуемые решения Воронежской таможни по классификации товара.
Между тем, рассматривая спор в части требований общества (заявление об уточнении требований л.д.16-18 т.5) об обязании таможенного органа произвести возврат необоснованно оплаченного таможенного платежа, суд первой инстанции исходил из того, что обществом излишне уплачены таможенные платежи в размере 408076 руб. 54 коп.
При этом суд не указал платежные документы, которые бы подтверждали выводы о фактической уплате обществом спорных платежей на данную сумму, и не учел, что в уточненных требованиях общества отражена другая сумма таможенных платежей, фактически уплаченных, как полагает общество.
Судом апелляционной инстанции вопрос о размере излишне уплаченных таможенных платежей не исследовался.
Поскольку из материалов дела не представляется возможным достоверно установить сумму таможенных платежей, которую общество фактически излишне уплатило, судебные акты в части обязания Воронежскую таможню возвратить ООО "ФИННМАРКЕТ РЕГИОН" излишне уплаченные таможенные платежи на сумму 408076 руб. 54 коп. подлежат отмене, а дело в этой части - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.05.2018 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 г. по делу N А14-11559/2017 в части обязания Воронежской таможни возвратить ООО "ФИННМАРКЕТ РЕГИОН" излишне уплаченные таможенные платежи на сумму 408076 руб. 54 коп. отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Воронежской области.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Основные правила интерпретации ТН ВЭД (ОПИ) предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне. ОПИ применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно: ОПИ 1 применяется в первую очередь; ОПИ 2 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1; ОПИ 3 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1 или ОПИ 2; ОПИ 4 применяется в случае невозможности классификации товара в соответствии с ОПИ 1, ОПИ 2 или ОПИ 3; ОПИ 5 применяется при необходимости после применения иного ОПИ; ОПИ 6 применяется при необходимости определения кода субпозиции (подсубпозиции) (пункты 5 и 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 г. N 522).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 г. N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" обоснованность классификационного решения проверяется судом исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, при этом суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пунктов 6, 7 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза решениями (разъяснениями) Комиссии и (или) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, по классификации отдельных видов товаров, если такие решения и разъяснения относятся к спорному товару."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 октября 2018 г. N Ф10-4355/18 по делу N А14-11559/2017