г. Калуга |
|
22 октября 2018 г. |
Дело N А14-1043/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Егоровой С.Г. |
|||
судей |
Елагиной О.К. |
|||
|
Козелкина И.И. |
|||
при участии в судебном заседании: |
|
|||
от истца- ПАО "ТНС энерго Воронеж" |
не явились, извещены надлежаще; |
|||
от ответчика-ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района" |
не явились, извещены надлежаще; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "ТНС энерго Воронеж" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.02.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 по делу N А14-1043/2017,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "ТНС энерго Воронеж" (далее - истец, ПАО "ТНС энерго Воронеж") обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к открытому акционерному обществу "Управляющая компания Железнодорожного района" (далее - ответчик, ОАО "Управляющая компания Железнодорожного района") о взыскании задолженности в размере 1 854 016 руб. 12 коп. за поставленную в период с 01.09.2016 по 31.12.2016 электрическую энергию, пеню в соответствии с п. 2 ст. 37 ФЗ N 35 "Об электроэнергетике" в размере 34 652 руб. 15 коп. за период просрочки с 18.10.2016 г. по 10.02.2017 г., продолжить начисление пени за нарушение договорных обязательств, начиная с 11.02.2017 г. до даты фактической оплаты задолженности - 1 854 016 руб. 12 коп., исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, закрепленной п. 2 ст. 37 ФЗ N 35 от 26.03.2003 г. "Об электроэнергетике" (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.02.2018 (судья Росляков Е.И.), оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2018 (судьи Мокроусова Л.М., Маховая Е.В., Серегина Л.А.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с вынесенными судебными актами, ПАО "ТНС энерго Воронеж" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судами неправильно применены нормы процессуального и материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. ПАО "ТНС энерго Воронеж" ссылается на то, что непредставление ответчиком коммунальных услуг в спорные многоквартирные дома не снимает с него обязанность по несению расходов за сверхнормативное потребление электроэнергии на содержание общедомового имущества (ОДН), поскольку ответчик осуществляет содержание общедомового имущества. По мнению истца, выводы судов о том, что между истцом и ответчиком отсутствую фактически сложившиеся договорные отношения по поставке электрической энергии, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Представитель истца и ответчика, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направили. Судебная коллегия считает возможным провести судебное заседание в порядке ч. 3 ст. 284 АПК РФ в отсутствие представителей ПАО "ТНС энерго Воронеж" и ОАО "УК Железнодорожного района".
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "УК Железнодорожного района" является управляющей организацией в отношении многоквартирных домов, находящихся в его управлении, в которые ПАО "ТНС энерго Воронеж" в спорный период была произведена поставка электрической энергии, в отсутствие подписанного (заключенного) между ПАО "ТНС энерго Воронеж" и ОАО "УК Железнодорожного района" договора.
При этом ПАО "ТНС энерго Воронеж" осуществляло расчеты с собственниками и нанимателями помещений по индивидуальным приборам учета и по нормативу на общедомовые нужды.
За период с 01.09.2016 по 31.12.2016 истцом ответчику был предъявлен к оплате объем электрической энергии в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на общедомовые нужды (сверхнормативный объем) на общую сумму 1 854 016 руб. 12 коп.
Оплата за потребленную электроэнергию (в размере превышения нормативного объема потребления электрической энергии на ОДН (сверхнормативный объем) в спорный период ответчиком не произведена.
Направленная в адрес ответчика претензия, с просьбой оплатить образовавшуюся задолженность, оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на поставку в управляемые ответчиком многоквартирные дома электрической энергии в период сентябрь - декабрь 2016 г. и неисполнение ответчиком обязательств по оплате потребленного энергетического ресурса в размере сверхнормативного объема на ОДН, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая спор по существу, руководствуясь при этом статьями 309, 310, 539, 544 Гражданского кодекса РФ, частью 2.2 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в спорный период у ОАО "УК Железнодорожного района" отсутствовал статус исполнителя коммунальной услуги по энергоснабжению, в связи с чем, законных оснований для взыскания с него спорной суммы задолженности не установили.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда законными и обоснованными исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Как установлено судом, ответчик в спорный период являлся управляющей организацией в спорных многоквартирных домах.
Для целей поставки электрической энергии собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах между ПАО "ТНС энерго Воронеж" (ранее - ОАО "Воронежская энергосбытовая компания" (ОАО "ВЭСК") и ОАО "УК Железнодорожного района" были заключены договоры энергоснабжения N 12822, N 43008, N 85589 от 08.08.2012 на весь объем электрической энергии для целей выполнения ответчиком обязанностей исполнителя коммунальных услуг.
В последующем, письмом N 11-13/600 от 16.09.2014 ПАО "ТНС энерго Воронеж" уведомило АО "УК Железнодорожного района" о расторжении договора энергоснабжения в порядке, установленном пунктом 53 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), в связи с чем договоры энергоснабжения N 12822, N 43008, N 85589 от 08.08.2012 были расторгнуты.
С момента расторжения вышеуказанных договоров истец стал самостоятельно предъявлять жителям к оплате стоимость всего объема поставленной в многоквартирные жилые дома электрической энергии: на индивидуальное потребление и на общедомовые нужды.
Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет право энергоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 данного Кодекса (пункт 1 статьи 546 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В силу пп. "а" п. 30 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), в редакции, действующей на момент заявления ресурсоснабжающей организации об одностороннем отказе от исполнения договора, в договоре ресурсоснабжения может предусматриваться право отказаться от его исполнения полностью для ресурсоснабжающей организации - при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 3 расчетных периода (расчетных месяца). Данное условие должно обеспечивать соблюдение прав и законных интересов потребителей, добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате соответствующего вида коммунальной услуги, в том числе путем предоставления им этого вида коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией вплоть до заключения договора ресурсоснабжения с иным исполнителем или напрямую с потребителями, а также путем уведомления потребителей о наличии у исполнителя такой задолженности и возможности выбора собственниками помещений в многоквартирном доме иного способа управления многоквартирным домом, иной управляющей организации и заключения договора ресурсоснабжения напрямую с ресурсоснабжающей организацией в случае выбора непосредственного способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 53 Основных положений N 442, в случае, если по договору энергоснабжения, заключенному с гарантирующим поставщиком, обязательства по оплате потребителем не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, то гарантирующий поставщик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора полностью, уведомив такого потребителя об этом за 10 рабочих дней до заявляемой им даты отказа от договора. При этом в случае если гарантирующий поставщик по указанным основаниям в одностороннем порядке полностью отказывается от исполнения договора, заключенного с энергосбытовой организацией, исполнителем коммунальных услуг, то для обеспечения бесперебойного энергоснабжения потребителей энергосбытовой организации, исполнителя коммунальных услуг гарантирующий поставщик обязан обеспечить принятие их на обслуживание, организованное в установленном разделом II настоящего документа порядке.
Из положений пп. "а" п. 30 Правил N 124 в их взаимосвязи с положениями п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и потребителям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), следует, что с момента расторжения ресурсоснабжающей организацией договора энергоснабжения с управляющей организацией, исполнителем коммунальной услуги соответствующего вида становится ресурсоснабжающая организация.
В случае, когда ресурсоснабжающая организация в соответствии с жилищным законодательством предоставляет коммунальные услуги потребителям в многоквартирных домах, которыми управляет управляющая организация по договору управления (п. 30 Правил N 124, п. 14 Правил N 354), такая ресурсоснабжающая организация осуществляет все права и обязанности исполнителя коммунальных услуг, предусмотренные п. п. 31, 32, 40 Правил N 354, включая определение размера платы за предоставленные коммунальные услуги и выставление собственникам (пользователям) помещений в многоквартирных домах платежных документов на оплату коммунальных услуг с указанием расчетных счетов ресурсоснабжающей организацией.
Обращаясь с настоящим иском ПАО "ТНС энерго Воронеж", ссылаясь на фактически сложившиеся отношения сторон по поставке электрической энергии в спорный период, полагает, что отсутствие письменного договора энергоснабжения не исключает обязанности управляющей организации по оплате ресурсоснабжающей организации за потребленный коммунальный ресурс, в том числе в части оплаты "сверхнормативного" объема электроэнергии на общедомовые нужды, а также пени, начисленной в соответствии с пунктом 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Согласно пункту 13 Правил N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 354, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пункта 19 Правил N 354 при установлении в договоре ресурсоснабжения условий, касающихся начала поставки коммунального ресурса по договору ресурсоснабжения, заключенному с управляющей организацией, осуществляется с даты, указанной в договоре ресурсоснабжения, которая не может быть ранее даты, с которой у управляющей организации возникает обязанность предоставлять коммунальные услуги потребителям.
Согласно пункту 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил N 354. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
Таким образом, исполнителем коммунальных услуг может выступать как управляющая организация, так и ресурсоснабжающая организация.
При этом в силу пункта 30 Правил N 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил N 354.
Подпунктом "б" пункта 17 Правил N 354 определено, что ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 Правил, со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения.
В период с сентября по декабрь 2016 года истец осуществил поставку электрической энергии в адрес обслуживаемых ответчиком многоквартирных домов и осуществил расчеты за поставленную электрическую энергию с собственниками и нанимателями жилых помещений данных домов по индивидуальным приборам учета, а также за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды в пределах норматива потребления коммунальной услуги.
Обосновывая свои доводы, истец ссылался на разъяснения, изложенные в Информационном письме Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", согласно которым фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В пункте 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" также разъяснено, что отсутствие письменного договора с организацией, чьи установки присоединены к сетям энергоснабжающей организации, не освобождает потребителя от обязанности возместить стоимость отпущенных ему энергоресурсов. Факт потребления энергии является основанием оплаты абонентом потребленного количества энергии и без заключения договора.
В ответе на вопрос N 9 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, разъяснено, что если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных письменных доказательств следует, что собственники помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с частью 1 статьи 162 ГК РФ могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети. Поэтому в подобной ситуации управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг в соответствии с пунктом 14 Правил предоставления коммунальных услуг.
Вместе с тем, в данном случае, судами двух инстанций установлено, что собственники помещений не вносили плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация не выставляла последней счета за поставку соответствующего ресурса, не предоставляла никаких сведений в отношении спорной поставки, в связи с чем, суды верно указали, что отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией в соответствии с частью 1 статьи 162 ГК РФ не могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети.
Напротив, как обоснованно установили суды двух инстанций, фактические договорные отношения сложились в спорный период между истцом и собственниками помещений в спорных МКД по поставке коммунального ресурса.
Исходя из совокупного анализа ч. 12 статьи 161 ЖК РФ, п. п. 13, 19, 8, 30, 14, 15, 17 Правил N 354 предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) если домоуправляющая организация или иной исполнитель коммунальных услуг не заключит договор с ресурсоснабжающей организацией, последняя обязана приступить к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида непосредственно собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме: ресурсоснабжающая организация вправе начислять плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителям (жителям многоквартирного дома), и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с изложенным, на основании пункта 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация как гарантирующий поставщик, обязанный заключить договор энергоснабжения с любым обратившимся к нему лицом, приступила к предоставлению электроснабжения собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления, следовательно управляющая компания в тот же период не может быть признана лицом, обязанным осуществлять оплату за абонентов, состоящих в фактических договорных отношениях с РСО (пункт 14 Правил N 354").
Доказательств выставления счетов на оплату сверхнормативного объема электрической энергии от ответчика в адрес собственников помещений, сбора им средств за спорный период, как и доказательств выставления счетов истцом в адрес ответчика и сообщения последнему иных сведений, связанных с поставкой энергоресурса в спорный период, истец в материалы дела не представил.
Довод кассатора о возникновении вновь договорных отношений с ответчиком, как управляющей организацией, поскольку ПАО "ТНС энерго Воронеж" обратилось к ОАО "УК Железнодорожного района" с предложением о заключении договора энергоснабжения, направив для подписания оферты договоров энергоснабжения N 15131 от 01.07.2016 и N 1555 от 01.07.2016, был предметом исследования судов двух инстанций и правомерно отклонен по следующим основаниям.
В силу пункта 4 статьи 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Согласно пункту 10 Правил N 124 ресурсоснабжающая организация, владеющая коммунальным ресурсом, подача которого осуществляется в соответствующий многоквартирный дом или жилой дом без заключения договора ресурсоснабжения в письменной форме, вправе направить исполнителю заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения на условиях прилагаемого к заявке (оферте) проекта договора, подготовленного в соответствии с настоящими Правилами, подписанного со стороны ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 124 (в редакции, действовавшей в спорный период), в случае неполучения стороной, направившей заявку (оферту), в течение 30 дней со дня получения заявки (оферты) другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящими Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, или об отказе от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, предусмотренным настоящими Правилами, а также в случае получения отказа от заключения договора ресурсоснабжения по основаниям, не предусмотренным настоящими Правилами, сторона, направившая заявку (оферту), вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
Однако ПАО "ТНС энерго Воронеж" не реализовало указанное право, не обратилось в суд с требованием о понуждении ответчика заключить договор.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" пункт 11 Правил N 124 дополнен абзацем: "При этом в случаях, указанных в пункте 21 (1) настоящих Правил, договор ресурсоснабжения в отношении коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, при неполучении стороной, направившей заявку, в течение 30 дней со дня получения заявки другой стороной ответа о согласии заключить договор ресурсоснабжения на предложенных условиях либо на иных условиях, соответствующих гражданскому и жилищному законодательству Российской Федерации, в том числе настоящим Правилам и нормативным правовым актам в сфере ресурсоснабжения, признается заключенным с даты направления указанной заявки".
Однако данное правило начало действовать с 01.01.2017, в то время как в рамках настоящего дела, истцом заявлен период июль 2016 года.
Совокупность условий, предусмотренных п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", для квалификации отношений между сторонами как фактически сложившихся договорных по снабжению ресурсом по присоединенной сети, судами двух инстанций не установлена.
Судебная коллегия находит обоснованным вывод судов о том, что поскольку ресурсоснабжающая организация в одностороннем порядке расторгла договор энергоснабжения, собственники помещений в многоквартирных домах не вносили в спорный период плату за коммунальные услуги ответчику, а ресурсоснабжающая организация не выставляла последнему счета за поставку соответствующего ресурса, не предоставляла никаких сведений по поставляемому в данные дома ресурсу, при отсутствии в спорный период между сторонами заключенного письменного договора энергоснабжения, между истцом и ответчиком отсутствуют фактические правоотношения по поставке электроэнергии.
До изменения с 01.01.2017 положений жилищного законодательства (статьи 154 ЖК РФ), которым плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, включена в состав платы за содержание жилого помещения, регулируемой договором управления МКД, вывод судов об отсутствии правовых оснований для взыскания истцом задолженности за электрическую энергию, потребленную собственниками (нанимателями) в период с сентября по декабрь 2016 года, следует признать правомерным. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 310-ЭС17-19112, от 13.03.2018 N 310-ЭС18-728, от 04.09.2018 N 310-ЭС18-6005.
Ссылка заявителя жалобы на п. 21 (1) Правил N 124 также несостоятельна, поскольку данный пункт касается расторжения договора энергоснабжения в порядке пп. "а" п. 30 Правил (в редакции, действовавшей с 30.06.2016), в то время как энергоснабжающая организация воспользовалась правом на односторонний отказ от договора в 2014 году.
Довод кассатора о том, что вопрос расторжения договоров энергоснабжения от 08.08.2012 N 12822, N 43008, N 85589, ранее регулировавших взаимоотношения сторон по поставке электрической энергии судами не исследовался, сами договора к материалам дела не приобщались, выводы о факте расторжения указанных договоров сделаны судами лишь на основании имеющихся в материалах дела уведомлений о расторжении, - не является правоопределяющим для разрешения настоящего спора, поскольку заявитель не оспаривает тот факт, что в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по оплате за потребленную электрическую энергию ресурсоснабжающая организация отказалась от исполнения указанных договоров с 01.10.2014 года. Данные обстоятельства были признаны истцом при разрешении дела по существу, а также подтверждены в кассационной жалобе (том 4 л.д. 2).
По правилам части 3.1 статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Более того, указанные фактические обстоятельства были установлены судом в рамках рассмотрения другого дела, между теми же сторонами, по тем же договорам, но по другим объектам (дело N А14-16429/2016).
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, были предметом исследования в судах двух инстанций и подлежат отклонению, в том числе по основаниям, указанным в мотивировочной части настоящего постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и по существу сводятся к переоценке доказательств и сделанных на их основании выводов, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в соответствии с положениями статьи 286, части 2 статьи 287 АПК РФ.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем не представлено.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 АПК РФ суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Принимая во внимание, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, были предметом рассмотрения арбитражных судов двух инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления не выявлено, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2018 по делу N А14-269/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Г. Егорова |
Судьи |
О.К. Елагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Совокупность условий, предусмотренных п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", для квалификации отношений между сторонами как фактически сложившихся договорных по снабжению ресурсом по присоединенной сети, судами двух инстанций не установлена.
...
До изменения с 01.01.2017 положений жилищного законодательства (статьи 154 ЖК РФ), которым плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, включена в состав платы за содержание жилого помещения, регулируемой договором управления МКД, вывод судов об отсутствии правовых оснований для взыскания истцом задолженности за электрическую энергию, потребленную собственниками (нанимателями) в период с сентября по декабрь 2016 года, следует признать правомерным. Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 310-ЭС17-19112, от 13.03.2018 N 310-ЭС18-728, от 04.09.2018 N 310-ЭС18-6005."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 октября 2018 г. N Ф10-4244/18 по делу N А14-1043/2017
Хронология рассмотрения дела:
09.04.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2627/18
22.10.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4244/18
02.07.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2627/18
27.02.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-1043/17