г. Калуга |
|
23 октября 2018 г. |
Дело N А09-11603/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 23.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Ю.В. Бутченко |
судей |
Л.В. Леоновой М.М. Нарусова |
при участии в заседании: |
|
от истца: ООО "Газпром трансгаз Москва" |
Воронцова С.А., представителя по доверенности N 656 от 20.10.2017; Белоусова Д.В., представителя по доверенности N 53 от 22.01.2018; |
от ответчика: ООО "Снежнянка" |
Горского П.А., директора, паспорт; Никольского К.В., представителя по доверенности от 10.06.2016; |
от третьих лиц: Управления лесами Брянской области
ГКУ Брянской области "Брянское лесничество"
Прокуратуры Брянского района Брянской области |
Зарецкого К.П., представителя по доверенности N 593 от 16.07.2018; Зарецкого К.П., представителя по доверенности N 1 от 09.01.2018;
Мячиной М.Н., представителя по доверенности N 75/18 от 03.10.2018; |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Снежнянка" на постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу N А09-11603/2015,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (далее - истец, ООО "Газпром трансгаз Москва") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к обществу с ограниченной ответственностью "Снежнянка" (далее - ответчик, ООО "Снежнянка") об обязании ответчика в течение 3 (трех) месяцев с даты вступления судебного акта в законную силу устранить нарушение охранной зоны и зоны минимальных расстояний от оси магистрального газопровода "Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск" с рабочим давлением 5,5 МПа, диаметр трубы 700 мм, путем освобождения за свой счет земельного участка, расположенного по адресу: ГКУ Брянской области "Брянское лесничество" Снежетьское участковое лесничество (бывшее Белобережское лесничество) квартал 95 выдел 31,32 от зданий, строений и сооружений на нем, в том числе: строения сторожевой размером 3 м x 4 м (приложение N 1 к заключению эксперта от 29.04.2016 N 395/6-3, фото N N 3,12), административно-столового комплекса размером 10 м x 15 м (приложение N 1 к заключению эксперта от 29.04.2016 N 395/6-3, фото N 9), дома для обслуживающего персонала размером 10 м x 15 м (приложение N 1 к заключению эксперта от 29.04.2016 N 395/6-3, фото N 14), двух домов для отдыхающих размером 6 м x 6 м (приложение N 1 к заключению эксперта от 29.04.2016 N 395/6-3, фото N 4), трех домов для отдыхающих размером 9 м x 6 м (приложение N 1 к заключению эксперта от 29.04.2016 N 395/6-3, фото N N 4, 8, 10), заборов, ограждающих территорию, арендуемую ООО "Снежнянка" на расстоянии 25 метров от осевой линии магистрального газопровода (приложения N 1 к заключению эксперта от 29.04.2016 N 395/6-3, фото N N 3,6,7); о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по уплате госпошлины в сумме 6000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление лесами Брянской области, государственное казенное учреждение Брянской области "Брянское лесничество" (далее - ГКУ Брянской области "Брянское лесничество") и Прокуратура Брянского района Брянской области (далее - прокуратура).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.02.2018 (судья Кожанов А.А.) исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ООО "Снежнянка" в течение 3 (трех) месяцев с даты вступления судебного акта в законную силу устранить нарушение охранной зоны и зоны минимальных расстояний от оси магистрального газопровода "Шебелинка-Белгород- Курск-Брянск" с рабочим давлением 5,5 МПа, диаметр трубы 700 мм, путем освобождения за свой счет земельного участка, расположенного по адресу: ГКУ Брянской области "Брянское лесничество" Снежетьское участковое лесничество (бывшее Белобережское лесничество) квартал 95 выдел 31,32 от зданий, строений и сооружений на нем, а именно: от строения сторожевой размером 3 м x 4 м (приложение N 1 к заключению эксперта от 29.04.2016 N 395/6-3, фото N N 3, 12) и заборов, ограждающих территорию, арендуемую ООО "Снежнянка" на расстоянии 25 метров от осевой линии магистрального газопровода (приложения N 1 к заключению эксперта от 29.04.2016 N 395/6-3, фото N N 3, 6, 7); распределены судебные расходы. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 (судьи Заикина Н.В., Капустина Л.А., Рыжова Е.В.) решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований отменено. Суд удовлетворил исковые требования в указанной части, обязав ООО "Снежнянка" в течение 3 (трех) месяцев с даты вступления судебного акта в законную силу устранить нарушение охранной зоны и зоны минимальных расстояний от оси магистрального газопровода "Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск" с рабочим давлением 5,5 Мпа (мегапаскалей), диаметр трубы 700 мм (миллиметров), путем освобождения за свой счет земельного участка, расположенного по адресу: государственное казенное учреждение Брянской области "Брянское лесничество" Снежетьское участковое лесничество (бывшее Белобережское лесничество) квартал 95 выдел 31,32, от зданий, строений и сооружений на нем, а именно: административно-столового комплекса размером 10 м x 15 м, дома для обслуживающего персонала размером 10 м x 15 м, двух домов для отдыхающих размером 6 м x 6 м, трех домов для отдыхающих размером 9 м x 6 м. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО "Снежнянка" обратилось в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемое постановление, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Представители заявителя поддержали доводы кассационной жалобы. Указали на законность решения суда первой инстанции исходя из необходимости освобождения территории, арендуемой ООО "Снежнянка", на расстоянии 25 метров от осевой линии магистрального газопровода, и несогласие с постановлением суда апелляционной инстанции с применением 200 метров от оси газопровода, а также статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации. Подробно доводы изложены в жалобе.
Представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Прокуратуры так же считает обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции законным по основаниям, изложенным в отзывах.
Представитель Управления лесами Брянской области и ГКУ Брянской области "Брянское лесничество" поддержал доводы кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассмотрена в порядке, установленном в статьях 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Центрального округа, исследовав представленные материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, заслушав представителей явившихся лиц, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанций и удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами установлено, что между ООО "Снежнянка" и ГКУ Брянской области "Брянское лесничество" 25.10.2004 заключен договор аренды, по условиям которого на арендованном участке ООО "Снежнянка" осуществляет рекреационную деятельность. Указанный договор неоднократно продлевался, последний раз 09.12.2014 сроком на 10 лет.
В рамках выполнения проекта освоения лесов, на указанном лесном участке ООО "Снежнянка" возведены временные постройки. 23.07.2008 ООО "Снежнянка" в лице директора Феодориди К.М., построена база отдыха "Жемчужина".
Объекта газоснабжения "магистральный газопровод Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск" (далее - магистральный газопровод) с рабочим давлением 5,5 МПа, диаметр трубы 700 мм) введен в эксплуатацию в 1976 году и является собственностью ОАО "Газпром", о чем в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.01.2006 сделана запись регистрации N 32-32-02/011/2005-575.
Данный газопровод нанесен на карты землепользователей и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается актами от 27.03.1996, 20.12.2006 и 17.05.2010.
Магистральный газопровод передан во временное владение и пользование ООО "Газпром трансгаз Москва" на основании договора аренды имущества от 30.11.2014 N 01/1600-Д19/1 и непосредственно обслуживается филиалом ООО "Газпром трансгаз Москва" "Брянским линейным производственным управлением магистральных газопроводов".
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" магистральный газопровод относится к опасным производственным объектам и внесен в государственный реестр опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации N А02-30562 от 17.02.2012, выданным Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
ООО "Газпром трансгаз Москва" в лице сотрудников Брянского филиала, совместно с законным представителем ООО "Снежнянка" - Феодориди К.М., в присутствии старшего помощника прокурора Брянского района - Шидловского В.О., 25.06.2012 провели обследование магистрального газопровода, по результатам которого составлен акт и установлено, что на лесном участке, находящемся в государственной собственности, у населенного пункта Красные Дворики (140 км автодороги "Орел-Брянск"), самовольно, без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией, в пределах охранной зоны и минимальных расстояний до объекта системы газоснабжения - магистрального газопровода "Шебелинка-Белгород-Курск-Брянск", с рабочим давлением 5,5 МПа, диаметр трубы 700 мм, ООО "Снежнянка" на арендуемом земельном участке площадью 1,4 га (договор аренды лесного участка от 23.07.2008), расположенном по адресу: ГКУ "Брянское лесничество" Снежетьское участковое лесничество (бывшее Белобережское лесничество) квартал 95 выдел 31.32, построена база отдыха "Жемчужина".
В состав базы отдыха входят здания сборно-разборного типа на железобетонных плитах (дома для отдыхающих и обслуживающего персонала) - 7 штук, спортивная площадка, автостоянка с плиточным покрытием, беседки в количестве 10 штук, сторожевая, и другие сооружения. Территория базы отдыха обнесена деревянным забором. При этом, границы забора проходят в 3-12 метрах от оси газопровода, здания расположены в 7-35 метрах от оси газопровода.
Истцом 11.09.2014, на основании указанного акта, в адрес ООО "Снежнянка" направлено письмо-претензия, в котором предложено в течение 30 дней с момента получения настоящей претензии произвести за счет собственных средств снос (вынос) самовольно возведенных строений, расположенных в пределах минимальных расстояний от магистрального газопровода высокого давления; до момента сноса (выноса) самовольно возведенных строений, расположенных в пределах минимальных расстояний от магистрального газопровода высокого давления, ограничить посещение этих объектов со стороны физических лиц.
Истец, ссылаясь на оставление ответчиком указанной претензии без удовлетворения и на возведение спорных объектов в нарушение требований Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении), СНиП 2.05.06-85 "Магистральные газопроводы" в зоне минимального расстояния от оси магистрального газопровода, обратился с иском в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения в части сноса спорных объектов, расположенных за пределами границ охранных зон, установленных пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго РФ от 29.04.1992 и постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.04.1992 N 9 и составляющих 25 метров.
По мнению суда кассационной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в указанной части отказа и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд апелляционной инстанций обоснованно исходил из следующего.
Разрешая спор, суды установили, что магистральный газопровод, диаметром 700 мм, с рабочим давлением 5,5 МПа, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) является опасным производственным объектом.
Закон о промышленной безопасности определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац 2 статьи 1 Закона о промышленной безопасности).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности, а также приложению 1 к данному Закону опасными производственными объектами являются газопровод и другие объекты, на которых получается, используется, перерабатывается, образуется, хранится, транспортируется, уничтожается газ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) в целях обеспечения безопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов в состав земель промышленности и иного специального назначения могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Земельные участки, которые включены в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
Согласно пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
В соответствии со статьей 2 Закона о газоснабжении под охранной зоной объектов системы газоснабжения понимается территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 29.04.1992 и постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 22.04.1992 N 9 (далее - Правила охраны магистральных трубопроводов), других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. Соответствующие требования установлены в СНиП 2.05.06-85 "Магистральные газопроводы".
В пункте 3.16 СНиП 2.05.06-85 закреплено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
В силу требований статьи 28 Закона о газоснабжении владельцы земельных участков, переданных для строительства, эксплуатации и ремонта объектов систем газоснабжения их собственникам в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, при их хозяйственном использовании также не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Исследовав и оценив в порядке статей 64, 67, 68, 71 АПК РФ материалы дела (в том числе заключения экспертиз, проведенных в судом первой инстанции) и применив при рассмотрении спора приведенные нормы права, Правила охраны магистральных трубопроводов, а также СНиП 2.05.06-85 "Магистральные газопроводы", суд апелляционной инстанции установил, что спорные сборно-разборные строения, расположенные в квартале 95 выдела N 31, 32 Снежетьского участкового лесничества ГУ "Брянское лесничество", возведены ООО "Снежнянка" с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией, расположены в зоне минимальных расстояний от оси магистрального газопровода на расстоянии от 25,03 м до 27,33 м, при допустимом расстоянии 200 м. Указанные обстоятельства ответчиком по существу не оспариваются.
При этом суд апелляционной инстанции обосновано указал, что выводы экспертного заключения N 1576-07/17 не могут быть приняты во внимание, поскольку носят предположительный характер и фактически возлагают ответственность за наступление аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий, на истца, при этом освобождая ответчика от ответственности за отступление от особых условий использования земельного участка и соблюдения режима осуществления на нем хозяйственной деятельности направленной на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
В соответствии с частью 4 статьи 32 Закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 06.10.2015 N 2318-О указал, что СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений. Установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности.
Магистральный газопровод истца введен в эксплуатацию в 1976 году. Данный газопровод нанесен на карты землепользователей и поставлен на кадастровый учет, что подтверждается актами от 27.03.1996, 20.12.2006 и 17.05.2010.
В период строительства спорных объектов (2008 год) действовали СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы", включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных газопроводов, которые должны были соблюдаться при строительстве объектов на прилегающей к газопроводу территории.
Ранее действовали СНиП II-Д10-62 "Магистральные трубопроводы", СНиП II-45-75 "Магистральные трубопроводы", исходя из требований которых минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения также составляла 200 м.
Актуализированный Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС свод правил "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы" не отменяет действия предыдущих сводов правил. Нормативного правового акта, прекращающего действие указанных положений СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", не имеется. Строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами, при согласовании с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией. Учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий (решение Верховного Суда РФ от 27.05.2015 N АКПИ15-360).
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, подтверждающих нарушение закона и строительных норм и правил при возведении спорных объектов, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для возложения на общество обязанности по их сносу.
Выводы суда не противоречат материалам дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и действующему законодательству. Достаточных оснований для их переоценки суд округа не усматривает.
Данные выводы также согласуются с правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016 (пункт 1 раздела I) и определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.07.2016 по делу N 309-ЭС16-5381, от 26.03.2018 N 308-ЭС17-20794, от 13.04.2018 N 308-ЭСА17-23400.
Правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты системы газоснабжения как опасные производственные объекты, преследует также достижение обеспечения благоприятных условий проживания населения, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, в связи с чем доводы ответчика о необходимости отказа в удовлетворении иска в обжалуемой части со ссылкой на отсутствие нарушения прав истца сохранением спорных объектов нельзя также считать обоснованными.
Ссылка заявителя жалобы на применение судом неподлежащей применению статьи 222 ГК РФ, поскольку спорные объекты не являются недвижимым имуществом, не принята судом кассационной инстанции с учетом положений статьи 304 ГК РФ, разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", в пунктах 3, 29, 45 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В случае если объект, возведенный в названной зоне, не является объектом недвижимости, снос такого строения должен осуществляться в силу положений земельного законодательства и специальных норм Закона о газоснабжении, однако данные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в иске.
Учитывая предмет и основания заявленных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 90 Земельного кодекса, статьей 32 Закона о газоснабжении, установив, что строения, построенные обществом на указанном земельном участке, возведены ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, обосновано отменил решение суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворил иск.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, не опровергают его выводы. Несогласие подателя жалобы с оценкой судом фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого постановления, основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу N А09-11603/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Снежнянка" из федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению N 14 от 22.08.2018 за рассмотрение кассационной жалобы.
Отменить приостановление исполнения постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу N А09-11603/2015, принятое определением Арбитражного суда Центрального округа от 07.09.2018.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Бутченко |
Судьи |
Л.В. Леонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылка заявителя жалобы на применение судом неподлежащей применению статьи 222 ГК РФ, поскольку спорные объекты не являются недвижимым имуществом, не принята судом кассационной инстанции с учетом положений статьи 304 ГК РФ, разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству", в пунктах 3, 29, 45 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В случае если объект, возведенный в названной зоне, не является объектом недвижимости, снос такого строения должен осуществляться в силу положений земельного законодательства и специальных норм Закона о газоснабжении, однако данные обстоятельства не могут служить основанием для отказа в иске.
Учитывая предмет и основания заявленных требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьей 90 Земельного кодекса, статьей 32 Закона о газоснабжении, установив, что строения, построенные обществом на указанном земельном участке, возведены ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, в целях обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья граждан, обосновано отменил решение суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворил иск."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 23 октября 2018 г. N Ф10-4407/18 по делу N А09-11603/2015
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2023 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5338/2023
19.05.2023 Определение Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4407/18
06.09.2021 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5649/2021
23.10.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4407/18
21.06.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2376/18
26.02.2018 Решение Арбитражного суда Брянской области N А09-11603/15