Организация купила простой банковский вексель у гражданина, проживающего в другом городе. Для него разница между ценой покупки и ценой продажи векселя является доходом, облагаемым НДФЛ. Гражданин выдал организации доверенность на представление интересов в отношениях с налоговыми органами по поводу исчисления и уплаты налога на доход, полученный от продажи векселя. На основании этой доверенности и документов, подтверждающих затраты физического лица на приобретение векселя, организация исчислила, удержала и перечислила в бюджет по месту своего нахождения НДФЛ, а также подала сведения в налоговую инспекцию по форме N 2-НДФЛ, указав доход от продажи векселя в первом разделе. При подаче гражданином декларации в налоговую инспекцию по месту жительства были представлены сведения по форме N 2-НДФЛ об удержанном и перечисленном в бюджет налоге. Налоговая инспекция по месту жительства физического лица считает, что гражданин не исполнил обязанность налогоплательщика, так как налог, удержанный организацией, был перечислен на счет другого территориального подразделения МНС РФ, и предъявляет к нему требование об уплате налога и штрафных санкций.
Правомерны ли действия налоговой инспекции с учетом того, что налог уплачен в бюджет одного и того же уровня? Каким образом можно и нужно ли решать вопрос о перераспределении денежных средств одного бюджета между различными административными образованиями?
При определении налоговой базы по доходам физических лиц по операциям с ценными бумагами учитываются и доходы по операциям по купле-продаже ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке (п. 1 ст. 214.1 НК РФ). Доход по таким операциям определяется в виде разницы между доходом от реализации ценных бумаг и документально подтвержденными суммами расходов на их приобретение, хранение и реализацию (п. 2 ст. 214.1 НК РФ). Пунктом 3 этой же статьи НК РФ предусмотрено предоставление вычета в размере фактически произведенных расходов по приобретению и реализации ценных бумаг источником выплаты дохода или налогоплательщиком при подаче налоговой декларации в налоговый орган. При этом к источникам выплаты дохода, имеющим право на предоставление налогового вычета, отнесены брокеры, доверительные управляющие, управляющие компании или лица, осуществляющие операции с ценными бумагами по договорам поручения либо иным подобным договорам.
В связи с тем, что договоры купли-продажи ценных бумаг, заключаемые непосредственно физическими лицами - налогоплательщиками с покупателями, не относятся к "иным подобным договорам", налоговые вычеты по ним предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по истечении налогового периода. Соответственно исчисление и уплата НДФЛ по таким сделкам осуществляется физическими лицами на основании подаваемой ими в налоговый орган налоговой декларации (ст. 225, п. 2 ст. 226, ст. 228 НК РФ) по месту жительства. Об этом, в частности, указывается в Письме МНС РФ от 14 августа 2002 г. N 04-1-09/888-АА417.
Что касается удержания у физических лиц и уплаты НДФЛ так называемыми уполномоченными представителями налогоплательщика, то анализ ст. 26, 29 и ряда других статей НК РФ не позволяет сделать вывод о законности таких операций. В п. 1 ст. 26 НК РФ говорится о том, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством через уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. В соответствии с п. 1 ст. 29 НК РФ такой представитель налогоплательщика уполномочен представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами. В то же время обязанность по уплате налогов возлагается только на налогоплательщиков (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ) или на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Эти же участники налоговых правоотношений обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации (налогоплательщики) и иные документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (налоговые агенты). Они же несут ответственность за нарушения налогового законодательства. Делегирование налогоплательщиками функций по исчислению и уплате налогов их уполномоченным представителям налоговым законодательством не предусмотрено.
Таким образом, произведенные вашей организацией начисление и удержание НДФЛ с доходов, выплаченных физическому лицу при покупке у него векселя, не предусмотрено главой 23 НК РФ. Следовательно, НДФЛ удержан у физического лица - продавца векселя и перечислен в бюджет вашей организацией незаконно. Поэтому действия налоговой инспекции, предъявившей требование к физическому лицу об уплате налога и штрафных санкций, правомерны. После их уплаты физическое лицо в общеустановленном порядке вправе будет предъявить претензии к вашей организации о компенсации понесенных им необоснованных расходов. Уплатив такую компенсацию, вы будете вправе обратиться в налоговую инспекцию по месту налогового учета вашей организации о возврате вам излишне уплаченного налога в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.
Примечание. Статьей 78 НК РФ предусмотрен механизм осуществления зачета в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Этот зачет осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика на основании его письменного заявления при условии, что сумма зачета направляется в тот же бюджет, в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
В соответствии с Законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" сумма НДФЛ направлялась в 2003 году в консолидированный бюджет субъектов РФ. Следовательно, в вашей ситуации, когда организация и налогоплательщик - физическое лицо находятся в разных городах, осуществление зачета физическому лицу суммы налога, излишне удержанного вашей организацией, невозможно из-за разных бюджетов муниципальных образований, в которые зачисляется НДФЛ (при этом не имеет значения, в полном размере или только в части, определенной законодательным актом субъекта РФ). Других вариантов проведения налоговых взаимозачетов ни налоговое, ни бюджетное законодательство не предусматривают. Судебной практики, содержащей иные варианты налогового взаимозачета, также нет.
Ю. Подпорин,
консультант Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
1 ноября 2004 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 47, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.