Применение административной ответственности
Постановлением налоговой инспекции, принятым на основании протокола об административном правонарушении, индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в виде взыскания штрафа за отсутствие на контрольно-кассовой машине, установленной в принадлежащем предпринимателю магазине, средства визуального контроля (голограммы) "Сервисное обслуживание 2003".
Суды первой и кассационной инстанций отказали предпринимателю в удовлетворении заявления, считая, что отсутствие средства визуального контроля (голограммы) на контрольно-кассовой машине является нарушением порядка допуска машины к применению и должно быть квалифицировано как ее неприменение при осуществлении наличных денежных расчетов.
Однако постановлением президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.03.04 г. N 14447/03 постановление о привлечении предпринимателя к административной ответственности было отменено по следующим основаниям.
На момент проверки контрольно-кассовая машина была зарегистрирована в установленном порядке, состояла на сервисном обслуживании в региональном центре по торговле и техническому обслуживанию контрольно-кассовых машин на основании заключенного с центром договора. Кроме того, постановлением пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 4.08.99 г. N 10, действовавшим в период рассмотрения дела, и постановлением пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 31.07.03 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" отсутствие средства визуального контроля не отнесено к обстоятельствам, свидетельствующим о неприменении ККМ.
Налоговой инспекцией не были также представлены доказательства того, что отсутствие голограммы на текущий год повлияло на эксплуатацию ККМ в фискальном режиме. Поэтому был сделан вывод о том, что использование контрольно-кассовой машины, у которой отсутствовало средство визуального контроля (голограмма), не являлось основанием для привлечения предпринимателя к ответственности за неприменение ККМ по ст. 14.5 КоАП РФ.
Следует обратить внимание на постановление пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 2.06.04 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление), в частности, на п. 2, касающийся извещения участников процесса о времени и месте судебного заседания.
Как отмечается в данном пункте, учитывая сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленные частью 1 ст. 205 и частью 1 ст. 210 АПК РФ, и невозможность в связи с этим извещения участников процесса о времени и месте судебного заседания не позднее чем за пятнадцать дней до его начала, суды вправе в случаях, не терпящих отлагательства, известить или вызвать лиц, участвующих в деле, телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи. Необходимые для уведомления контактные телефоны лица, привлекаемого к административной ответственности, могут содержаться в заявлении и приложенных к нему материалах. При извещении с использованием указанных средств связи адресату должны быть сообщены все сведения, предусмотренные частью 2 ст. 121 АПК РФ.
В п. 5 постановления отмечается, что согласно части 2 ст. 202 АПК РФ производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается в арбитражных судах на основании заявлений органов и должностных лиц, уполномоченных в соответствии с федеральным законом составлять протоколы об административных правонарушениях. При рассмотрении дел данной категории суд не связан требованием административного органа о назначении конкретного вида и размера наказания и определяет его, руководствуясь общими правилами назначения наказания, в том числе с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств. Отсутствие в заявлении о привлечении к административной ответственности указания на конкретный вид и (или) размер подлежащего назначению наказания не является основанием для оставления заявления без движения.
Если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Однако, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности (п. 8 постановления).
Пунктом 12 постановления предусмотрено, что, исчисляя установленные частью 4 ст. 206 и частью 5 ст. 211 АПК РФ сроки на подачу апелляционной жалобы, судам необходимо учитывать, что датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме. Специфика данной категории дел не позволяет откладывать изготовление решения. При этом срок доставки решения не исключается из срока на обжалование, и пропущенный по причине позднего получения обжалуемого решения срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен судом на основании ходатайства обратившегося с жалобой лица в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с п. 13 постановления при исчислении десятидневного срока, установленного для подачи апелляционной жалобы на решение суда по делу о привлечении к административной ответственности, а также на решение суда по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, необходимо руководствоваться нормой части 3 ст. 113 АПК РФ, согласно которой в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни.
В пункте 14 постановления отмечается, что в случае обжалования в суд постановления административного органа о привлечении к административной ответственности и принятия судом решения об отказе в удовлетворении требования заявителя соответствующее постановление административного органа вступает в законную силу одновременно с вступлением в законную силу указанного решения суда, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи такой жалобы постановление административного органа о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу со дня принятия судебного акта арбитражным судом апелляционной инстанции, если судебным актом оставлено в силе решение суда первой инстанции.
Юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения в силу части 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Как отмечается в п. 16 постановления, рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности этих лиц не относится к компетенции арбитражного суда.
В части квалификации административного правонарушения следует иметь в виду п. 10 постановления, в соответствии с которым существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Как указано в п. 18 постановления, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения, но в силу частей 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Следует обратить также внимание на п. 20 постановления, в соответствии с которым при рассмотрении дел об оспаривании решений административных органов о приостановлении или аннулировании лицензии на право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать, что приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц. Административный орган при принятии решения о приостановлении (аннулировании) лицензии должен руководствоваться нормами Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, а не нормами КоАП РФ.
Г. Титова,
Минфин России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 48, ноябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71