г.Калуга |
|
30 октября 2018 г. |
Дело N А35-1545/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 октября 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Николаевой Н.Н. |
судей |
Смирнова В.И. |
|
Шелудяева В.Н. |
|
|
при участии:
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области; образовательной организации - частного учреждения дополнительного профессионального образования "Дом знаний" - не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г.Курске на решение Арбитражного суда Курской области от 03.05.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу N А35-1545/2018,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области (далее - Управление, пенсионный фонд, УПФР в г. Курске Курской) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с образовательной организации - частного учреждения дополнительного профессионального образования "Дом знаний" (далее - учреждение) финансовой санкции за непредставление страхователем в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 в размере 11 000 руб.
Решением Арбитражного суда Курской области от 03.05.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с выводами суда первой и апелляционной инстанции, Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые решение и постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Участвующие в деле лица представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом; учреждение ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов содержащихся в жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судами, 03.06.2016 учреждением в УПФР в г. Курске Курской области в электронном виде представлена отчетность по форме СЗВ-М за май 2016 года в отношении 6 застрахованных лиц; 07.02.2017 представлена дополняющая форма СЗВ-М за май 2016 года в отношении 22 застрахованных лиц.
На основании представленных исходной формы СЗВ-М за апрель 2016 года и дополняющей формы СЗВ-М УПФР в г. Курске Курской области проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), по результатам которой составлен акт о выявлении правонарушения от 17.05.2017 N 056S18170004477, 22.06.2017 принято решение N 056S19170004477 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закон N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 11 000 руб. и направлено требование от 26.07.2017 N 056S01170116400 об уплате финансовых санкций, в срок до 31.08.2017.
Поскольку учреждением требование добровольно не исполнено, по заявлению Управления был выдан судебный приказ от 27.11.2017 по делу N А35-10996/2017, который впоследствии по заявлению учреждения отменен определением Арбитражного суда Курской области от 05.12.2017.
25.02.2018 УПФР в г. Курске Курской области повторно обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовой санкции.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды двух инстанций пришли к выводу об отсутствии у Управления законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, ввиду отсутствия вины страхователя в связи с реализацией права на исправление недостоверных сведений.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Порядок предоставления таких документов регулируется положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Согласно статье 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь наделен правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок уточнения (дополнения) сведений конкретизирован в пункте 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н, действовавшей на момент представления страхователем в Управление дополняющей формы: при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Руководствуясь вышеуказанными нормами Закона N 27-ФЗ и принятой в его исполнение Инструкции, установив, что исходная форма СЗВ-М за апрель 2016 года направлена страхователем с соблюдением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а дополняющая форма СЗВ-М отправлена в УПФР в течение двухнедельного срока (07.02.2017) после получения от УПФР уведомления об обнаружении ошибок (02.02.2017) суд сделал вывод об отсутствии законных оснований для привлечения ответчика к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку им реализовано право на исправление недостоверных сведений.
При этом уведомление, направляемое страхователю в порядке пункта 41 Инструкции, по его содержанию свидетельствует лишь о выявленном расхождении сведений, и не может быть признано фактом обнаружения органом Пенсионного фонда нарушения.
Исходя из изложенного, суды пришли к верному выводу об отсутствии в действиях страхователя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
По изложенным основаниям доводы заявителя жалобы, настаивающего на обратном, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном истолковании закона.
В жалобе Управление ссылается на причинение ущерба бюджету в виде излишне выплаченных сумм в результате несвоевременной подачи сведений в отношении пенсионеров, осуществляющих (прекращающих) работу в отчетный период, однако этот факт в акте, составленном Управлении не отражен, его относимость к рассматриваемому спору не усматривается и возможность проверки этого довода у судов, соответственно, отсутствовала.
Более того, сама по себе необходимость перерасчета, излишней уплаты, если эти факты возникают вследствие представления дополняющей формы, законодателем не признается основанием применять штрафные санкции, поскольку им предусмотрено безусловное освобождение от ответственности при самостоятельном выявлении страхователем ошибок.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 03.05.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу N А35-1545/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Николаева |
Судьи |
В.И. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.