г. Калуга |
|
29 октября 2018 г. |
Дело N А84-170/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2018.
Полный текст постановления изготовлен 29.10.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Козловской Сидонии Филипповны (ОГРНИП 316920400073887, г. Севастополь) - Луценко В.Г. (дов. от 30.12.2017),
от Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (ОГРН 1149204004025, ИНН 9204002115, ул. Советская, 9, г. Севастополь, 299011) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Крым, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Козловской Сидонии Филипповны на решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2018 (судья Архипенко А.М.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 (судьи Голик В.С., Градова О.Г., Яковлев А.С.) по делу N А84-170/2018,
установил:
индивидуальный предприниматель Козловская Сидония Филлиповна обратилась в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконными действий Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее - ДИЗО, департамент) при проведении планового (рейдового) осмотра 20.11.2017, на основании распоряжения департамента от 09.10.2017 N13519-РДЗ (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление судов, указывая на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, неправильное применение норм материального права. Податель жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о проведении ДИЗО административного обследования земельного участка в рамках муниципального земельного контроля, тогда как проводился плановый (рейдовый) осмотр; оценка действий ДИЗО в судебных актах не дана; предприниматель к проведению осмотра земельного участка не привлекалась; фактически департаментом была проведена проверка и в нарушение положений Федерального закона N 294 ИП Козловская о ней не была уведомлена.
ДИЗО г.Севастополя отзыв на кассационную жалобу не представил.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявшего участие в судебном заседании представителя предпринимателя, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления судов.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По рассмотренному спору предметом проверки судов, исходя из заявленных требований предпринимателя, явились действия Департамента по проведению планового (рейдового) осмотра, обследования земельного участка, расположенного г.Севастополь, Балаклавский район, Фиолентовское шоссе, 1, площадью 63637 кв.м., с целевым назначением (вид разрешенного использования) - для обслуживания базы "Каравелла", проведенные на основании распоряжения директора ДИЗО от 09.10.2017 N 13519-РДЗ, которое принято в связи с поступившим из прокуратуры г.Севастополя обращением Василенко Е.Ю. от 15.09.2017 N 33173/05-05-07/17 с целью проверки законодательства о законности использования земельных участков в целях недопущения самовольного занятия земельных участков или частей земельных участков, в том числе их использования лицами, не имеющими предусмотренных законодательством прав на указанные земельные участки.
Согласно распоряжению N 13519-РДЗ в процессе проведения планового (рейдового) осмотра, обследования должностные лица должны осуществить визуальный осмотр территории, обмер границ проверяемого участка; фото (видео) фиксацию; запрос сведений в ЕГРН, имеющих значение для всестороннего и полного анализа; запрос сведений в иных информационных базах и архивах и т.д.; иные мероприятия по контролю.
Судами установлено, следует из материалов дела, что из прокуратуры г.Севастополя (исх. N 7/2-966-15/нр-250 от 09.09.2017) в ДИЗО г.Севастополя было направлено обращение гражданки Василенко для рассмотрения в части возможных нарушений земельного и водоохранного законодательства, поступившее из Генеральной прокуратуры Российской Федерации (исх.N 25-р-127546-17/184880-2017 от 13.07.2017); осмотр земельного участка, фотофиксация территории, подсчет площади были проведены начальником отдела проверок по Балаклавскому району Управления земельного контроля Департамента 20.11.2017; результаты действия должностного лица отражены в акте планового (рейдового) осмотра, обследования от 23.11.2017 N 0828.
В силу статьи 22 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор праве требовать от руководителей и других должностных лиц органов контроля проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации определено понятие муниципального земельного контроля и полномочия соответствующих органов по его осуществлению, при этом в соответствии с частью 4 данной статьи законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.
Судами верно установлено, что общие принципы осуществления земельного контроля за использованием земель на территории города Севастополя в целях обеспечения соблюдения земельного законодательства в сфере использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также индивидуальными предпринимателями и гражданами урегулированы Законом города Севастополя от 26.02.2015 N 119-ЗС "О земельном контроле города Севастополя".
В соответствии со статьей 2 Закона города Севастополя N 119-ЗС земельный контроль осуществляется в форме проверок надлежащего использования земель гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности при осуществлении последними своей деятельности и реализации своих прав на землю, а также в иных предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Севастополя формах, в порядке, определенном Правительством Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя от 28.12.2016 N 1292-ПП утвержден административный регламент по исполнению Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя государственной функции по осуществлению земельного контроля и осуществлению деятельности по контролю за использованием объектов земельных отношений, находящихся в собственности города Севастополя.
Положением о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 22.09.2016 N 883-ПП, полномочия по осуществлению земельного контроля на территории города Севастополя, а также полномочия по осуществлению от имени города Севастополя управления, владения и распоряжения имуществом, находящимся в собственности города Севастополя, закреплены за Департаментом.
При этом исполнение государственной функции осуществляется в соответствии, в том числе, с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральным законом от 29.11.2014 N 377-ФЗ "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Муниципальный контроль согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ - это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения.
В части 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ определено, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относятся, в частности, плановые (рейдовые) осмотры (обследования) особо охраняемых природных территорий, земельных участков, в соответствии со статьей 13.2 данного закона, административные обследования объектов земельных отношений.
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (часть 2 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ).
В рассматриваемом случае, оспоренные действия совершены на основании распоряжения (задания на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования) от 09.10.2017 N 13519-РДЗ, что свидетельствует об отсутствии нарушений Департаментом вышеуказанных положений Федерального закона N 294-ФЗ, которые не предусматривали обязанности контролирующего органа извещать предпринимателя о проведении мероприятия.
Кроме того, суд округа отмечает, что обнаруженные в ходе рейдового мероприятия нарушения в силу части 2 статьи 13.2 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля могли являться поводом для назначения внеплановой проверки.
Каких-либо грубых нарушений порядка проведения мероприятий по контролю со стороны органа земельного контроля суды не установили.
Вторым необходимым условием для признания действий Департамента незаконным является нарушение этими действиями прав и законных интересов предпринимателя.
Однако из материалов дела не следует, а заявителем в соответствии с положениями статьи 65 АПК РФ не представлено, что проведя осмотр земельного участка, какое либо право или законом охраняемый интерес ИП Козловской был нарушен.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые действия Департамента по имущественным и земельным отношениям Севастополя соответствовали положениям действующего законодательства и не нарушили права и законные интересы заявителя, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленного требования.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают и не являются достаточным основанием для отмены или изменения решения и постановления судов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 12.04.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2018 по делу N А84-170/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.