Регулирование конкурсного производства страховой организации
Как известно, система страховых организаций является составной частью банковской системы страны. Одновременно она представляет собой один из самых важных элементов экономики любого современного государства, который оказывает огромное воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Ведь бесперебойное и эффективное функционирование государственных органов и учреждений, развитие суверенного государства в целом напрямую зависит от состояния системы страховых организаций страны, от ее устойчивости и надежности. Без такой системы невозможно успешное осуществление экономических, социальных и других государственных программ и проектов.
Становление в Российской Федерации страховых организаций рыночного типа и формирование правовых основ их деятельности относится к числу наиболее зримых и очень важных результатов продолжающейся в стране экономической реформы, которая, затрагивая процесс правового регулирования несостоятельности (банкротства) в России, предусматривает, помимо прочего, признание несостоятельным банкротом и страховой организации.
Центральное место среди нормативных правовых актов, регулирующих конкурсные отношения в России, занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(1), вступивший в силу 3 декабря 2002 г. (далее - Закон 2002 г.).
Если правовому регулированию несостоятельности (банкротства) кредитных организаций посвящены Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в редакции от 8 декабря 2003 г.)*(2) и в определенной части Федеральный закон от 8 июля 1999 г. N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций"*(3) (в редакции от 8 декабря 2003 г. с изменениями, внесенными постановлением Конституционного Суда РФ 3 июля 2001 г. N 10-П*(4)), то несостоятельность страховых организаций специальным законом не регулируется. Вследствие чего нормы глав I-VIII Закона 2002 г. применяются к страховым организациям с особенностями, установленными ст. 183-186 Закона 2002 г.
Как известно, страховой является деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальных денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат. Можно сделать вывод о том, что страховые организации являются финансовыми организациями, оказывающими услуги на финансовом рынке.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 23 июня 1999 г. N 117-ФЗ (в редакции от 30 декабря 2001 г.) "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг"*(5) под финансовой организацией в широком смысле понимается юридическое лицо, осуществляющее на основании соответствующей лицензии банковские операции и сделки либо предоставляющее услуги на рынке ценных бумаг, услуги по страхованию или иные услуги финансового характера. К финансовом организациям относятся также негосударственный пенсионный фонд, его управляющая компания, управляющая компания паевого инвестиционного фонда, лизинговая компания, кредитный потребительский союз и иные организации, которые осуществляют операции на рынке финансовых услуг.
Закон 2002 г. исходит из узкого понимания финансовой организации и относит к данной категории кредитные организации, страховые организации и профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Предметом рассмотрения данной статьи являются некоторые особенности правового регулирования конкурсного производства страховой организации.
Страховые организации (общества взаимного страхования) - коммерческие юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном порядке лицензию на ее осуществление, обладающие специальной правоспособностью. Данная область регламентируется прежде всего законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 (в редакции от 10 декабря 2003 г.) "Об организации страхового дела в Российской Федерации"*(6).
Отметим, что возможность возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) страховой организации не связывается с наличием у нее лицензии - заявление может быть подано независимо от того, отозвана лицензия или нет. При этом внесудебные административные процедуры, направленные на восстановление платежеспособности, применяться могут, но это не препятствует возбуждению судебных процедур. Следовательно, Закон 2002 г. допускает возможность продолжения страховой деятельности организацией, в отношении которой возбуждено дело о банкротстве, что можно расценивать как недостаток Закона 2002 г.: создаются условия, при которых уже имеющиеся долги будут удовлетворяться за счет страховых премий страхователей по вновь заключенным договорам. Для сравнения можно отметить, что для кредитных учреждений в соответствие с п. 2 ст. 181 Закона 2002 г. возбуждение процедуры банкротства допускается только после отзыва лицензии Центрального банка России.
Меры, направленные на укрепление пошатнувшегося финансового положения страховой организации (например, в соответствии с приказом Росстрахнадзора от 24 октября 1996 г. N 02-02/21 "О плане оздоровления финансового положения страховых организаций"*(7)), принимает государственный орган по надзору за страховой деятельностью, функции которого в настоящее время возложены на Минфин России, являющийся правопреемником Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью и имеющий в своем составе Департамент страхового надзора, а на местах - на региональные инспекции страхового надзора.
В соответствии с п. 1 ст. 186 Закона 2002 г. в арбитражном процессе по делу о банкротстве страховой организации может участвовать федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (Минфин России), а также иные субъекты, указанные в ст. 35 Закона 2002 г. (должник (страховая организация), конкурсные кредиторы и иные уполномоченные на взыскание налогов и иных обязательных платежей органы.
Орган страхового надзора на основании п. 2 ст. 183 Закона 2002 г. не вправе подавать заявление о признании страховой организации банкротом, и это решение законодателя представляется неверным. Видимо, законодатель попытался исправить рассматриваемую ситуацию, закрепив в п. 2 ст. 183 Закона 2002 г. возможность подачи заявления о банкротстве страховой организации налоговыми и иными уполномоченными органами в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей.
Уполномоченный орган, осуществляющий надзор за деятельностью страховых организаций, должен быть уведомлен о возбуждении в отношении страховой организации конкурсного процесса. Обязанность сделать это лежит на должнике и на конкурсном управляющем - это установлено п. 3 ст. 183 Закона 2002 г. Из сказанного не следует, что в отношении страховой организации не могут проводиться другие (восстановительные) процедуры; поэтому думается, что норму п. 3 ст. 183 Закона 2002 г. следует толковать расширительно, с тем чтобы обязанность уведомить уполномоченный орган нес должник либо любой арбитражный управляющий.
Статья 184 Закона 2002 г. определяет особенности продажи имущественного комплекса должника - страховой организации как на стадии внешнего управления, так и при проведении конкурсного производства.
В соответствие с п. 1 ст. 184 Закона 2002 г. продажа имущественного комплекса (предприятия) страховой организации регулируется правилами ст. 110 Закона 2002 г. с учетом требований страхового законодательства. Особенность предприятия страховой организации по сравнению с другими предприятиями состоит в наличии так называемого портфеля договоров - совокупности действующих страховых обязательств, исполнение которых должно гарантироваться в первую очередь страховыми резервами. В соответствии с нормами ст. 110 Закона 2002 г. возможна продажа как всего имущественного комплекса, так и его отдельных частей (филиалов, представительств и иных структурных подразделений). По отношению к предприятиям страховой организации это означает, что может быть продан весь страховой портфель (вся совокупность страховых обязательств) или его часть. Российское страховое законодательство до сих пор не установило требования к продаже предприятий страховых организаций, вследствие чего в случае их реализации необходимо соблюдать равенство прав страхователей - как тех, чьи обязательства перейдут к новому страховщику, так и тех, обязательства которых останутся в составе имущества должника.
Необходимо учитывать, что при продаже предприятия страховой организации происходит замена страховщика в договоре. В соответствии с принципом свободы договора замена стороны допускается только согласия второго контрагента (в рассматриваемой ситуации - страхователя). Однако можно констатировать, что порядок замены страховщика в договоре урегулирован только в ст. 23 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в редакции от 23 июня 2003 г.)*(8), в соответствии с которой предусмотрено обязательное письменное уведомление страхователя и потерпевших (выгодоприобретателей), а также органа страхового надзора.
Необходимо отметить, что п. 1 ст. 184 Закона 2002 г. также называет в качестве обязательного условия продажи имущественного комплекса страховой организации в ходе конкурсного производства согласие покупателя принять на себя все договоры страхования, срок действия которых не истек и страховой случай не наступил на дату признания должника банкротом. Таким образом, в состав имущества предприятия страховой организации в данном случае должны войти и требования по страховым выплатам, если страховой случай произойдет после даты признания должника банкротом.
В отличие от Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"*(9) (далее - Закон 1998 г.), который закреплял лишь положение о том, что покупателем предприятия страховой организации может быть только страховая организация, Закон 2002 г. устанавливает конкретные требования, предъявляемые к покупателю имущественного комплекса страховой организации (п. 2 ст. 184):
а) наличие лицензии на те виды страхования, договоры по которым имеются в составе имущественного комплекса страховой организации;
б) для обеспечения своей платежеспособности страховщики обязаны соблюдать нормативные соотношения между активами и принятыми на себя обязательствами (ст. 27 закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации").
В пункте 3 ст. 184 Закона 2002 г. законодателем устанавливается различный объем обязательств, входящих в продаваемый имущественный комплекс страховой организации в зависимости от того, в ходе какой процедуры банкротства эта продажа происходит.
Если имущественный комплекс продается на этапе внешнего управления, то в силу п. 1 ст. 184 Закона 2002 г. возможно установление федеральными законами, регулирующими страховую деятельность, особых требований к процедуре продажи предприятия страховой организации. При этом в силу п. 3 ст. 184 Закона 2002 г. к покупателю предприятия страховой организации переходят все права и обязанности (т.е. осуществляется цессия и перевод долга в силу закона) по договорам страхования, страховой случай по которым на момент продажи имущественного комплекса не наступил. Обращает на себя внимание тот факт, что речь идет не о дате регистрации договора, а о дате продажи (т.е. проведения торгов, заключения договора). Соответственно страхователи по договорам, по которым страховой случай наступил, станут конкурсными кредиторами, удовлетворение требований которых будет осуществляться согласно ст. 186 Закона 2002 г.
Если имущественный комплекс продается на стадии конкурсного производства, то продажа будет возможна, если покупатель выразил согласие (представляется, что оно должно быть выражено в письменной форме) на принятие прав и обязанностей по договорам страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату принятия решения о признании должника банкротом (если срок истек, то договор считается прекратившим свое действие). При этом, исходя из буквального толкования ч. 2 п. 1 ст. 184 Закона 2002 г., договор купли-продажи имущественного комплекса страховой организации, заключенный без согласия покупателя на принятие договоров страхования, будет ничтожной сделкой (гораздо целесообразнее, на наш взгляд, установить, что переход прав осуществляется автоматически). Как видим, согласие страхователей на передачу прав и обязанностей из договоров с ними не требуется.
Обращает на себя внимание тот факт, что если предприятие страховщика продано на стадии конкурсного производства, то может возникнуть вопрос о судьбе договоров, страховой случай по которым наступил после продажи имущественного комплекса страховой организации. Такие кредиторы по общим правилам стали бы текущими, и их требования удовлетворялись бы наряду с требованиями страхователей, страховой случай по договорам с которыми наступил до введения конкурсного производства, однако в п. 1 ст. 185 Закона 2002 г. установлено, что указанные договоры прекращаются с момента признания должника банкротом. Правила данной нормы определяют правовые последствия признания страховой организации банкротом для участников страховых обязательств.
Правовое положение страхователей (выгодоприобретателей) по договорам страхования в ситуации осуществления конкурсных процедур в отношении страховщика зависит от того, наступил или не наступил страховой случай на дату признания страховщика банкротом.
Если страховой случай не наступил, то договор в силу прямого указания закона прекращается. Исключением являются права по договорам, переданным в составе бизнеса на стадии внешнего управления. При этом возникнет вопрос: подлежит ли возврату страхователю часть страховой премии, если премия была выплачена за весь срок действия договора? Ответив на этот вопрос положительно, мы придем к выводу о том, что указанные страхователи станут конкурсными кредиторами.
Именно такой вывод закреплен п. 2 ст. 185 Закона 2002 г. Размер требований страхователя (выгодоприобретателя) определяется разницей между уплаченной страховой премией и страховой премией, которая была бы уплачена за тот период времени, когда договор действовал. Обратим внимание на то, что в рамках третьей очереди эти требования удовлетворяются особым образом (в соответствии с ч. 4 п. 1 ст. 186 Закона 2002 г.).
Если страховой случай наступил до принятия арбитражным судом решения о банкротстве должника, то страхователь (выгодоприобретатель) станет конкурсным кредитором в размере страховых выплат, причем порядок удовлетворения требований в соответствии с п. 1 ст. 186 Закона 2002 г. будет зависеть от того, какой именно договор страхования был заключен.
Статья 186 Закона 2002 г. предусматривает особенности очередности удовлетворения требований кредиторов при банкротстве страховых организаций.
В первую очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования таких благ, как жизнь и здоровье.
Во вторую очередь подлежат удовлетворению требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования (обязательного имущественного страхования, в том числе страхования гражданской ответственности). Можно констатировать неравенство защиты таких значимых благ, какими являются жизнь и здоровье страхователей (выгодоприобретателей) при установлении очередности при банкротстве страховщика в зависимости от того, из какого страхового обязательства возникло требование: из обязательного личного страхования либо из обязательного страхования гражданской ответственности.
В третью очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования, в том числе требования, связанные с возвратом части уплаченной страховщику страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал (п. 2 ст. 185 Закона 2002 г.).
Некоторые особенности очередности удовлетворения требований кредиторов при банкротстве страховых организаций связаны с защитой прав страхователей и предполагают создание в рамках третьей очереди еще нескольких очередей кредиторов. Это означает, что требования кредиторов страховой организации будут удовлетворяться в следующей последовательности:
1. Требования граждан из причинения вреда жизни и здоровью и причинения морального вреда;
2. Требования работников и авторов;
3. Требования кредиторов - залогодержателей по договорам залога, заключенным после возникновения требований первой и второй очередей. Это общий порядок удовлетворения требований залогодержателей, применение которого сохранено в силу п. 2 ст. 185 Закона 2002 г. (см. ст. 134, 138 Закона 2002 г.);
4. Требования застрахованных лиц и выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;
5. Требования страхователей и выгодоприобретателей по договорам обязательного страхования, не являющимся личными;
6. Требования застрахованных, страхователей, выгодоприобретателей по договорам личного страхования, а также (обратим внимание на то, что Закон 2002 г. употребляет очень неточный в данном контексте оборот "в том числе") требования (в части возврата части страховой премии) из договоров страхования, прекратившихся вследствие признания должника банкротом, по которым страховая премия была уплачена полностью (особый режим для последней категории требований следует из п. 2 ст. 185 Закона 2002 г.);
7. Требования иных кредиторов.
Последняя очередь вызывает больше всего вопросов (отметим, что залогодержателей мы выделили в отдельную очередь, потому что такое регулирование установлено de facto; de jure залоговые кредиторы относятся к преимущественно удовлетворяемым кредиторам третьей очереди; таким образом, последняя очередь будет либо седьмой, либо шестой).
Проблемы вызваны прежде всего изменением отношения законодателя к страхователям и выгодоприобретателям по обычным договорам страхования (не являющимся личными) - это договоры имущественного страхования, страхования ответственности, предпринимательского риска. В соответствии с ч. 7 ст. 147 Закона 1998 г. в рамках особой очереди эти требования удовлетворялись наряду с требованиями из договоров личного страхования, не являющегося обязательным.
В настоящее время обычные страхователи утратили эти льготы, что представляется не вполне справедливым с точки зрения сути правового регулирования рассматриваемых отношений (цель которого - усиление охраны интересов страхователей по сравнению с общими положениями Закона 2002 г.).
Тем не менее теперь в рамках одной очереди будут удовлетворяться и требования значительного количества страхователей, и требования всех остальных кредиторов страховой организации, не зависящие от осуществления ею страховой деятельности.
Еще одна проблема связана с вопросом о порядке удовлетворения требований кредиторов и уполномоченных органов в части финансовых санкций. По общим правилам в соответствии с п. 3 статьи 137 Закона 2002 г., которая называется "Требования кредиторов третьей очереди", требования в части уплаты финансовых санкций и убытков в форме упущенной выгоды удовлетворяются после удовлетворения требований в части основного долга и убытков в форме реального ущерба, составляя таким образом особую очередь.
В статье 186 Закона 2002 г. нет упоминаний ни о финансовых санкциях, ни об убытках. С одной стороны, логично предположить, что и применительно к банкротству страховщика следует выделять требования в части санкций и упущенной выгоды в последнюю очередь (это касается в том числе санкций и убытков по требованиям страхователей).
С другой стороны, с точки зрения правил толкования этот (оправданный по сути) вывод является отнюдь не безупречным. Дело в том, что ст. 186 Закона 2002 г. именуется "Удовлетворение требований кредиторов третьей очереди", следовательно, она определяет особенности такого удовлетворения, что исключает применение общих правил. К такому выводу мы пришли бы и применительно к статусу залогодержателей, однако для них специально установлено, что общие правила подлежат применению. В отношении финансовых санкций такое уточнение не сделано, следовательно, буквальное толкование норм Закона 2002 г. приводит нас к следующему выводу (в отношении очередности удовлетворения требований страховщика): требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются полностью - как в части основного долга, так и в части возмещения убытков, а также уплаты финансовых санкций.
Поскольку дифференциация основного долга и финансовых санкций необходима, представляется целесообразным в рамках реформирования Закона 2002 г. либо официального толкования установить, что режим финансовых санкций и убытков при удовлетворении требований страховой организации определяется п. 3 ст. 137 Закона 2002 г.
В.Н. Ткачев,
кандидат юрид. наук, доцент
"Законодательство", N 10, октябрь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
*(2) Там же. 1999. N 9. Ст. 1097; 2000. N 2. Ст. 127; 2001. N 26. Ст. 2590; N 33 (ч. 1). Ст. 3419; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 50. Ст. 4855.
*(3) Там же. 1999. N 28. Ст. 3477; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 50. Ст. 4855.
*(4) Там же. 2001. N 29. Ст. 3058.
*(5) Там же. 1999. N 26. Ст. 3174.; 2002. N 1 (ч. 1) Ст. 2.
*(6) Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 2. Ст. 56; 1998. N 1. Ст. 4; 1999. N 47. Ст. 5622; 2002. N 12. Ст. 1093. N 18. Ст. 1721; 2003. N 50. Ст. 4855; N 50. Ст. 4858.
*(7) Финансовая газета. 1996. N 48.
*(8) СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720; 2002. N 52 (ч.1) Ст. 5132; 2003. N 26. Ст. 2566.
*(9) Там же. 1998. N 2. Ст. 222.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регулирование конкурсного производства страховой организации
Автор
В.Н. Ткачев - кандидат юрид. наук, доцент
Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2004, N 10