г.Калуга |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А83-8361/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октябоя 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Е.В.Бессоновой В.И.Смирнова |
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Крым-Турсервис" - не явились, извещены надлежаще;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Муниципального унитарного предприятия "Бюро технической инвентаризации" муниципального образования городской округа Ялта Республики Крым - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крым-Турсервис" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 по делу N А83-8361/2016,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Крым - Турсервис" (далее - заявитель, ООО "Крым - Турсервис") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Комитет) от 24.08.2016 N 90/016/303/2016-1458 в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, литера 24, расположенного по адресу: ул. Ялтинская, 18, пгт. Гурзуф, г. Ялта, Республика Крым, кадастровый номер 90:25:030103:487. Для устранения нарушенного права оспариваемыми действиями регистрирующего органа заявитель просил суд обязать Комитет зарегистрировать за ООО "Крым-Турсервис" ранее возникшее право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Решением арбитражного суда от 16.03.2017 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 указанное решение суда первой инстанции отменено и принят новый судебный акт, которым отказано в удовлетворении требований общества.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции ООО "Крым-Турсервис" обжаловало его в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт отмене или изменению не подлежит в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании решения исполкома Ялтинского городского совета от 12.10.2000 N 373 Крымскому закрытому акционерному обществу по туризму и экскурсиям "Крымтур" (далее Крымское ЗАО "Крымтур") было выдано свидетельство от 17.10.2000 N 576 о праве собственности на турбазу "Коралл".
Между Крымским ЗАО "Крымтур" (продавец) и ООО "Крым-Турсервис" (покупатель) был заключен договор купли-продажи целостного имущественного комплекса от 15.07.2003 N 01/03, в соответствии с которым продавец обязался передать в собственность покупателя имущество целостного имущественного комплекса (совокупные валовые активы) - базу отдыха "Коралл", расположенную по адресу: Республика Крым, пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 18.
Согласно акту приема-передачи Крымское ЗАО "Крымтур" передало, а ООО "Крым-Турсервис" приняло имущество целостного имущественного комплекса - база отдыха "Коралл".
Коммунальным предприятием "Ялтинское бюро технической инвентаризации" (орган, осуществлявший до 1 января 2013 года регистрацию прав на объекты недвижимого имущества на территории Республики Крым) 29.08.2003 зарегистрировано право собственности ООО "Крым - Турсервис" на имущество, приобретенное на основании договора купли-продажи N 01/03 от 15.07.2003, под регистрационным номером 2450687 (номер записи 296 с. 162 в книге 16-Б).
Впоследствии, проведенная 29.08.2003 регистрация права собственности Общества на целостный имущественный комплекс - база отдыха "Коралл", была отменена (приказ Коммунального предприятия "Ялтинское бюро технической инвентаризации" от 16.12.2005 N 60/1 "Об отмене решения о государственной регистрации права собственности ООО "Крым-Турсервис" на домовладение N 18 по ул. Ялтинской в пгт. Гурзуф г. Ялта").
На основании указанного приказа в Государственный реестр прав на недвижимое имущество и в инвентарное дело внесены соответствующие записи.
Постановлением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 23.02.2006 по делу N 2-29/4473-2006А, оставленным без изменения определениями Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 28.04.2006 и Высшего Административного суда Украины от 07.12.2006, вышеназванный приказ Коммунального предприятия "Ялтинское бюро технической инвентаризации" признан недействительным.
Этим же судебным актом на уполномоченный орган судом возложена обязанность восстановить запись о государственной регистрации права собственности ООО "Крым - Турсервис" на приобретенное недвижимое имущество.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в регистрирующий орган для государственной регистрации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ранее возникшего права собственности на объект недвижимости - нежилое здание (литера 24), расположенное по адресу: г.Ялта, пгт.Гурзуф, ул.Ялтинская, 18 (кадастровый номер 90:25:030103:487), входящее, по мнению заявител, в состав целостного имущественного комплекса - база отдыха "Коралл".
Сообщением от 24.08.2016 N 90/016/303/2016-1458 Комитет отказал Обществу в государственной регистрации права собственности на нежилое здание.
Полагая, что отказ Комитета является незаконным и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Крым - Турсервис" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции обоснованно учитывал следующее.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В силу статьи 8 Закона N 38-ЗРК к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Законом N 122-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Подпунктом 18 пункта 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264, предусмотрено, что к таким документам относятся, в частности, договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в редакции, действовавшей в спорный период, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Как указано выше, общество обратилось в уполномоченный орган за государственной регистрацией ранее возникшего права собственности на нежилое здание (литера 24), расположенное по адресу: г.Ялта, пгт.Гурзуф, ул. Ялтинская, 18.
Для подтверждения своего права на указанный объект недвижимости ООО "Крым-Турсерквис" представило в регистрирующий орган договор купли-продажи целостного имущественного комплекса от 15.07.2003 N 01/03, акт приема-передачи, приложение N 1 к акту приема-передачи, извлечение из Реестра прав собственности от 29.08.2003 N 1353636.
Принимая решение об отказе в государственной регистрации права собственности на данный объект, регистрирующий орган сослался на не представление заявителем необходимых документов для совершения заявленной регистрации.
С выводами суда апелляционной инстанции о законности оспариваемого решения регистрирующего органа судебная коллегия соглашается в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, представленные обществом в Государственный комитет по регистрации вышеперечисленные документы не свидетельствуют о том, что заявленное к регистрации нежилое здание (литера 24) входит в состав единого целостного имущественного комплекса, приобретенного на основании договора купли-продажи от 15.07.2003.
Других документов, подтверждающих право собственности общества на вышеуказанный объект недвижимого имущества, заявителем не представлялось как в регистрирующий орган, так и в суд.
Кроме того, регистрация права собственности ООО "Крым-Турсервис" на целостный имущественный комплекс - база отдыха "Коралл" приказом Коммунального предприятия "Ялтинское бюро технической инвентаризации" от 16.12.2005 N 60/1 признана недействительной.
Постановление Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 23.02.2006 по делу N 2-29/4473-2006А, вступившее в законную силу, которым признан недействительным приказ Коммунального предприятия "Ялтинское бюро технической инвентаризации" от 16.12.2005 N 60/1, исполнено не было.
Указанный судебный акт обществом не представлялся в регистрирующий орган.
В соответствии со статьей 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с данным Законом; правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства спора и требования действующего законодательства, постановление Двадцать первого арбитражного суда от 17.07.2018, которым отказано в удовлетворении требований ООО "Крым - Турсервис" о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на нежилое здание (литера 24), судебная коллегия считает законным и обоснованным.
Доводы заявителя кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции, подтвержденные имеющимися в деле доказательствами, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 по делу N А83-8361/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Судьи |
Е.В.Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.