г. Калуга |
|
1 ноября 2018 г. |
Дело N А62-3960/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Ключниковой Н.В. |
судей |
Лукашенковой Т.В. |
|
Стрегелевой Г.А. |
при участии в заседании: |
|
от публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680, ул. Тимирязева, 99В, г. Тула, 300012) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200, ул. Кловская, 13, г. Смоленск, 214038) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от открытого акционерного общества "Жилищник" (ОГРН 1076731017780, ИНН 6731065371, ул. 2-я Киевская, 20, г. Смоленск, 214018) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.12.2017 (судья Ерохин А.М.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2018 (судьи Еремичева Н.В., Стаханова В.Н., Мордасов Е.В.) по делу N А62-3960/2017,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Квадра - Генерирующая компания" (далее - заявитель, общество, ПАО "Квадра") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительными предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - ГЖИ, Инспекция) от 28.04.2017 N 0460/61/2017 и акта проверки от 28.04.2017 N 0773/61.
Дело рассмотрено с участием открытого акционерного общества "Жилищник" (далее - ОАО "Жилищник").
Решением от 21.12.2017 суд признал недействительным предписание ГЖИ от 28.04.2017, отказав в удовлетворении требования о признании незаконным акта проверки от 28.04.2017 N 0773/61.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.05.2018 решение суда от 21.12.2017 оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм жилищного законодательства, принять новое решение.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, многоквартирный жилой дом N 84 по ул. Попова в г. Смоленске (далее - МКД N 84) подключен к системе централизованного теплоснабжения ПАО "Квадра", оборудован коллективным прибором учета тепловой энергии.
На основании обращения собственника квартиры в вышеуказанном доме в соответствии с приказом от 30.03.2017 N 0773/ИП Инспекцией проведена внеплановая документарная проверка деятельности ПАО "Квадра", связанная с соблюдением требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) в части предоставления услуги "отопление", результаты которой зафиксированы в акте от 28.04.2017 N 0773/61.
В результате проверки установлено, что 01.09.2015 договор теплоснабжения МКД N 84, ранее заключенный между управляющей организацией ОАО "Жилищник" и ресурсоснабжающей организацией ПАО "Квадра", был расторгнут по инициативе ПАО "Квадра" в соответствии с п. 30 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124. Начисления платы за услугу "отопление" с 01.09.2015 производит СМУП "ВЦ ЖКХ" на основание агентского договора, заключенного с ПАО "Квадра".
Инспекция, проанализировав информацию, содержащуюся в актах проверки потребления тепловой энергии от 01.11.2016, 09.11.2016, 23.11.2016, 14.12.2016, 21.12.2016, 17.01.2017, 20.01.2017, 01.03.2017, подписанных представителем ПАО "Квадра", пришла к выводу, что параметры поставляемого ПАО "Квадра" теплоносителя на вводе в дом N 84 не соответствуют показателям качества, установленным действующим законодательством: отсутствует необходимый перепад давления в подающем и обратном трубопроводах, не соблюдается температурный режим на вводе в дом.
Однако за период с октября 2016 года до времени проверки перерасчет размера платы за услугу "отопление" ПАО "Квадра" всем жильцам дома N 84 по ул. Попова в г. Смоленске не произведен.
По результатм проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 28.04.2017 N 0460/61/2017, обязывающее в срок до 31.05.2017 исполнить требования части X Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в части осуществления перерасчета размера платы за услугу "отопление" с октября 2016 года по март 2017 года жильцам дома N 84 по ул. Попова в г. Смоленске в связи с некачественным ее предоставлением.
Полагая, что акт проверки и предписание Инспекции не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы общества, публичное акционерное общество "Квадра-Генерирующая компания" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требование о признании недействительным предписания от 28.04.2017, суд первой инстанции исходил из того, что Инспекция не доказала, что именно по вине общества, граница ответственности которого за качество поставляемого коммунального ресурса по отоплению (точкой поставки) является место соединения коллективного прибора учета с внутридомовой инженерной системой МКД N 84, собственникам помещений в период с октября 2016 по март 2017 оказывалась некачественная услуга "отопление".
С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем, такие выводы судов нельзя признать законными и обоснованными.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, под которыми, в свою очередь понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двум и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Под ресурсоснабжающей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод). Под коммунальным ресурсом понимается в числе других тепловая энергия, используемая для предоставления коммунальных услуг.
Согласно подпункту "е" пункта 4 Правил N 354 отопление - подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам.
В пунктах 6, 7 Правил N 354 указано, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15, 16 и 17 Правил N 354 (пункт 30 Правил N 354).
В силу части 15 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Подпунктом "д" пункта 3 Правил N 354 установлено, что одним из условий предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является качество предоставляемых коммунальных услуг соответствующее требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
Также, подпунктом "а" пункта 31 Правил N 354 в числе прочего установлена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 15 раздела 6 Приложения N 1 к Правилам N 354 качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях - не ниже +18 °С (в угловых комнатах +20 °С); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (-31 °С и выше) - в жилых помещениях - не ниже +20 °С (в угловых комнатах - +22 °С). При этом допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 °С.
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами. Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество по отношению к гражданам, проживающим в вышеуказанном доме, одновременно является ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг (тепловой энергии) и напрямую получает от потребителей плату за это.
Общество как лицо, получающее от потребителей плату в полном объеме за предоставление коммунальной услуги надлежащего качества, должно принимать меры по устранению нарушения режимов и параметров подаваемых потребителям коммунальных ресурсов. Таким образом, общество, как ресурсоснабжающая организация, производящая коммунальный ресурс и поставляющая данный ресурс потребителям спорного дома за плату, является исполнителем коммунальной услуги по отоплению, следовательно, обязано предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В силу пункта 6.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе. На организацию, эксплуатирующую тепловые сети, возлагается контроль за соблюдением потребителем заданных режимов теплопотребления (пункт 6.2.2 данных Правил).
Материалами дела подтверждается, что подача обществом отопления ненадлежащего качества установлена на вводе в дом, что не позволило обеспечить температуру теплоснабжения в жилых помещениях не ниже установленных нормативов.
В оспариваемом решении суд указывает, что Обществом оказывалась некачественная коммунальная услуга "отопление" в МКД N 84, что зафиксировано в многочисленных актах проверок, составленных в период с октября 2016 по март 2017, и подписанных представителем ПАО "Квадра".
Однако, оценивая представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты этих проверок, суд пришел к выводу о соблюдении ПАО "Квадра" необходимых требований к качеству коммунальной услуги "отопление" в МКД N 84 и отсутствии оснований для выдачи оспариваемого предписания.
Кроме того, суд апелляционной инстанции сделал вывод о неисполнимости оспариваемого предписания, так как в нем не содержится указания на конкретные квартиры МКД N 84, по которым необходимо осуществить перерасчет размера платы за услугу "отопление".
Однако в предписании от 28.04.2017 N 0460/61/2017 речь идет о перерасчете размера платы за услугу "отопление" всем жильцам дома N 84 по ул. Попова в г. Смоленске, а не только в отношении тех, которым общество добровольно произвело перерасчет платы за предоставленную услугу "отопление", признав факты предоставления услуги ненадлежащего качества за период с октября 2016 по март 2017, о чем в деле имеется соответствующая информация, представленная ПАО "Квадра".
Выяснение указанных выше обстоятельств и их оценка в совокупности имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела применительно к нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
В связи с изложенным, выводы судов нельзя признать соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также основанными на полном исследовании обстоятельств, имеющих значение для дела, и правильном применении норм материального права, в связи с чем решение и постановление подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуется исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, всесторонне и полно установить юридически значимые обстоятельства дела, дать надлежащую правовую оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности и взаимной связи, проверить в полном объеме доводы лиц, участвующих в деле, и при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права принять законное и обоснованное решение.
Кроме того, при новом рассмотрении дела в части рассмотрения требования общества о признании незаконным акта проверки следует учесть следующее.
Как следует из положений процессуального законодательства, изложенного в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном порядке возможно обжаловать лишь правовые акты органов государственной, муниципальной власти - ненормативные, а также их решения, действия (бездействие).
Однако акт проверки не обладает признаками правового акта, поскольку является процессуальным документом, фиксирующим процедуру и обстоятельства контрольно-надзорного мероприятия, то есть выполняет лишь справочно-информационную функцию.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 21.12.2017 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2018 по делу N А62-3960/2017 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.