г. Калуга |
|
2 ноября 2018 г. |
Дело N А84-11/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2018.
Полный текст постановления изготовлен 02.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Ключниковой Н.В., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешиевой С.Б.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (ОГРН 1179204000964, ИНН 9201519473): Соловьевой В.Р. - представитель (доверенность от 09.01.2018 N 35/012-18);
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (ОГРН 1149102010606, ИНН 9102007869): не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Федерального государственного унитарного предприятия "102 предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1159204008908, ИНН 9204549910): Табакова М.В. - представитель (доверенность от 09.01.2018 N 01);
от публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь: не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Севастополя, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.05.2018 (судья Минько О.В.) и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 (судьи Вахитов Р.С., Калашникова К.Г, Котлярова Е.Л.) по делу N А84-11/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" (далее - ООО "Севастопольэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Севастополя с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - Управление) от 18.12.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и представления от 18.12.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Дело рассмотрено с участием в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного унитарного предприятия "102 предприятие электрических сетей" Министерства обороны Российской Федерации (далее - предприятие), публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в лице филиала публичного акционерного общества "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь (далее - ПАО "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь).
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 16.05.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Севастопольэнерго" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Управление и предприятие в отзывах на кассационную жалобу просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу ПАО "Энергетическая компания "Севастопольэнерго" в г. Севастополь не представлен.
В судебном заседании представитель ООО "Севастопольэнерго" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель предприятия возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприятие направило в адрес смежной сетевой организации - ООО "Севастопольэнерго" заявки от 11.07.2017 N 2826, N 2827 на присоединение энергопринимающих устройств с максимальной мощностью свыше 150 кВт включительно - кабельной линии N 15 от ПС-110/6кВ N 3 в сторону ТП-753 (точка присоединения ПС-110/6кВ N 3 РУ-6кВ) и линии 6 кВ N 2 от РП-8 в сторону ТП-186А-ТП-186 (точка присоединения на болтовых соединениях кабельных наконечников в ячейке N 2 РП-8 в сторону ТП-186А).
Письмом от 17.07.2017 N 496/0/2-17 Общество сообщило о том, что на текущий момент между ООО "Севастопольэнерго" и предприятием не определены величины перетоков мощности на границах балансовой принадлежности сетей, что влечет невозможность установления величины существующей нагрузки и суммарной нагрузки с учетом нового присоединения. В этом же письме указано на необходимость представления акта разграничения балансовой принадлежности по границам:
ПС-3 яч. 15 и РП-8 яч. 2.
Предприятие обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия Общества, в которой просило привлечь ООО "Севастопольэнерго" к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и выдать предписание.
Постановлением Управления от 18.12.2017 ООО "Севастопольэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Управлением 18.12.2017 вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением от 18.12.2017 и представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые постановление и представление соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административным правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Согласно пункту 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8 (1) данных Правил.
Содержание заявки и перечень документов, прилагаемых к ней, определены пунктами 9, 10 и 12 Правил N 861.
В силу пункта 11 Правил N 861 сетевая организация не вправе требовать представления сведений и документов, не предусмотренных данными Правилами, а заявитель не обязан представлять сведения и документы, не предусмотренные данными Правилами.
В соответствии с абзацем 3 пункта 15 Правил N 861 в адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки.
Общество как субъект естественной монополии осуществляет деятельность по передаче электрической энергии и является сетевой организацией, в связи с чем обязано осуществлять в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Предприятием в адрес Общества направлены заявки N 2826, N 2827 в целях увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В нарушение положений пункта 15 Правил N 861 ООО "Севастопольэнерго" в установленный срок не направило в адрес предприятия проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с приложением к нему технических условий, являющихся неотъемлемой частью договора.
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что требование ООО "Севастопольэнерго" о предоставлении на согласование акта разграничения балансовой принадлежности по границам: ПС-3 яч. 15 и РП-8 яч. 2 неправомерно, поскольку представление такого документа не предусмотрено Правилами N 861.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правил N 861, суды пришли к выводу о наличии в действиях ООО "Севастопольэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Факт нарушения ООО "Севастопольэнерго" правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, выразившийся в ненаправлении потребителю в установленном порядке проекта договора в двух экземплярах и технических условий как неотъемлемого приложения к договору, подтвержден материалами дела.
Суды признали наличие вины ООО "Севастопольэнерго" в совершении вмененного правонарушения, указав на то, что им не были приняты все зависящие меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Процедура и срок давности привлечения к ответственности соблюдены, штраф назначен в минимальном размере санкции нормы. Оснований для применения статьи 2.9 и части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ судами не установлено.
Поскольку оспариваемое постановление от 18.12.2017 о привлечении Общества к административной ответственности признано законным и обоснованным, то суды первой и апелляционной инстанций правомерно не усмотрели оснований для признания незаконным представления от 18.12.2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с указанными выше выводами суда основаны на ином толковании норм материального права и установлению иных обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями главы 7 АПК РФ. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Довод о том, что имеет место спор о переоформлении ранее заключенных договоров о технологическом присоединении, отклонен судами, поскольку предприятие не обращалось к ООО "Севастопольэнерго" с заявлением о переоформлении документов в порядке, предусмотренном пунктами 58, 59 Правил N 861, заявки были поданы в полном соответствии с Приложением N 7 к Правилам N 861.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
На основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 3000 руб. подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 16.05.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2018 по делу N А84-11/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Севастопольэнерго" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 29.08.2018 N 4938.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.