г. Калуга |
|
06 ноября 2018 г. |
Дело N А14-5464/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.10.2018.
Полный текст постановления изготовлен 06.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Ключниковой Н.В., Лукашенковой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Смольяниновой Т.Н.,
при участии представителей:
от индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны (ОГРН 304366220400126, ИНН 366217910732, г.Воронеж) - Берга О.В. (дов. от 25.11.2015),
от администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1023601575733 ИНН 3650002882, ул. Плехановская, д. 10, г. Воронеж) - Солтанова М.Ш. (дов. от 11.04.2018),
от Управления главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж (ОГРН 1123668051418, ИНН 3664122499, ул. Кольцовская, д. 45, г. Воронеж) - не явились, о месте и времени слушания дела, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством использования системы видеоконференц-связи при содействии Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Комаровой Светланы Валериевны на решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2018 (судья Попова Л.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 (судьи Протасов А.И., Донцов П.В., Ольшанская Н.А.) по делу N А14-5464/2018,
установил:
индивидуальный предприниматель Комарова Светлана Валериевна обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации городского округа город Воронеж (далее - Администрация) в исключении из градостроительного плана земельного участка по ул. Егоровская, 53а в г. Воронеже от 04.08.2014 N RU36302000-0000000000005822 сведений, оформленного письмом Управления главного архитектора городского округа Администрации городского округа город Воронеж от 16.04.2018 N9499690, 9500297.
Определением от 03.05.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление главного архитектора городского округа администрации городского округа город Воронеж (далее - Управление главного архитектора).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение и постановление судов, указывая на неправильное применение норм материального права. По мнению кассатора, действия администрации по внесению изменений в утвержденный градостроительный план земельного участка должны быть совершены в соответствии с положениями статьи 48 Закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов кассационной жалобы.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, выслушав пояснения принявших участие в судебном заседании представителей предпринимателя и администрации, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления судов.
Как установлено судами, следует из материалов дела, на основании заявления от 28.07.2014 ИП Комаровой С.В. Управлением главного архитектора подготовлен градостроительный план N 36302000-0000000000005822 земельного участка по ул. Егоровская, 53а (г.Воронеж) с кадастровым номером 36:34:0107010:40, который утвержден приказом администрации от 05.08.2014 N 735.
В указанном градостроительном плане, в том числе, в части описания основных видов разрешенного использования земельного участка, в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на названном земельном участке имеются указания, на то, что в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23.12.2013 N 1250 "Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж "Развитие образования" запланировано строительство детского сада на 160 мест; в пункте 1 "Чертеж градостроительного плана земельного участка. Экспликация" указано - зона планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
20.03.2018 ИП Комарова С.В. обратилась в Администрацию с заявлением об исключении из градостроительного плана от 04.08.2014 N36302000-0000000000005822 следущего: 1) все указания на муниципальную программу "Развитие образования" и на численность детей в детском саду; 2) все указания на зону строительства детского сада для государственных и муниципальных нужд; 3) указание на отсутствие мест допустимого размещения объекта капитального строительства; 4) пункт 2.2.4. При этом Комарова С.В. сослалась на постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.07.2017 по делу N А14-13605/2016.
Письмом от 16.04.2018 N N 9499690, 9500297 управление главного архитектора сообщило ИП Комаровой С.В., что изложенные в заявлении от 20.03.2018 вопросы были предметом рассмотрения гражданского дела N2-6249/14 по заявлению Комаровой С.В. к администрации городского округа город Воронеж, Управлению главного архитектора городского округа о признании незаконным и недействительным градостроительного плана земельного участка N 36302000-0000000000005822, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Егоровская, 53а.
Кроме того, в указанном ответе управление главного архитектора указало, что "Решением суда Ленинского района города Воронежа, вступившим в законную силу 07.04.2015, и постановлением Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-13170/2016 Комаровой С.В. было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и недействительным градостроительного плана земельного участка N36302000-0000000000005822, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Егоровская, 53а, в следующих частях: указания в чертеже градостроительного плана, в экспликации и условных обозначениях к нему зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд; 2) отсутствия указания на чертеже градостроительного плана мест допустимого размещения зданий и сооружений; 3) п. 2.1 в отношении слов "В соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23.12.2013 N 1250 "Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж "Развитие образования" запланировано строительство детского сада на 160 мест" и п. 2.2 в части второго предложения "в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23.12.2013 N 1250 "Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж "Развитие образования" запланировано строительство детского сада на 160 мест); 4) в части п. п. 2.2.4.
Обязании администрации городского округа город Воронеж в лице управления главного архитектора внесении изменений в градостроительный план земельного участка:
1) указав на чертеже градостроительного плана места допустимого размещения объектов капитального строительства;
2) исключив из чертежа градостроительного плана, в экспликации и условных обозначениях зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд;
3) исключив из п. 2.1 части слов "В соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23.12.2013 N 1250 "Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж "Развитие образования" запланировано строительство детского сада на 160 мест" и п. 2.2 в части второго предложения "в соответствии с постановлением администрации городского округа город Воронеж от 23.12.2013 N 1250 "Об утверждении муниципальной программы городского округа город Воронеж "Развитие образования" запланировано строительство детского сад на 160 мест);
4) исключив п. 2.2.4 после слов "Иные показатели:"".
Не согласившись с отказом во внесении изменений в градостроительный план N 36302000-0000000000005822, оформленным письмом от 16.04.2018 N 9499690, 9500297, считая, что оспариваемый отказ нарушает право заявителя на проектирование и строительство детского сада по усмотрению заявителя, ИП Комарова С.В. обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций не нашли оснований, предусмотренных статьей 200 АПК РФ, для признания оспоренного отказа незаконным и нарушение им прав и законных интересов предпринимателя. При этом суды, учитывая положения статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, указали, что в оспоренном отказе Управление главного архитектора обоснованно сослалось на вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда города Воронежа от 01.12.2014 по делу N 2-6249/14.
В силу части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд признает ненормативный правовой акт недействительным, если установит, что его применение приводит к нарушению (в том числе несоразмерному ограничению) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 41 - 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку.
Градостроительный план - это один из документов информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, целью которой является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства (статья 56 ГрК РФ).
Из части 17 статьи 46 ГрК РФ следует, что орган местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица в тридцатидневный срок обязан подготовить градостроительный план земельного участка, утвердить его и выдать заявителю без взимания платы и без проведения процедуры публичных слушаний (поскольку публичные слушания уже проведены при подготовке правил землепользования и застройки, проекта планировки и межевания территории).
Градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (пункт 2 части 7, часть 1 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ).
Градостроительный план не является правоустанавливающим документом и носит исключительно информационный характер для целей определения возможностей и требований по предполагаемой застройке земельного участка (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 N 308-ЭС16-17190 по делу N А32-39308/2015).
Доводы кассатора о том, что в соответствии с положениями статьи 48 Закона N 131-ФЗ у органа местного самоуправления по заявлению предпринимателя возникла обязанность внести изменения в градостроительный план N 36302000-0000000000005822, обоснованно отклонены, поскольку имеется вступившее в законную силу решение Ленинского районного суда г.Воронежа по делу N2-6249/14, по которому отказано в удовлетворении требований предпринимателю о признании недействительным градостроительного плана в тех же частях, которые просил исключить из градостроительного плана предприниматель в заявлении от 20.03.2018.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.07.2018 N 1860-О, положения части 1 статьи 16 АПК Российской Федерации, согласно которым вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, равно как и аналогичные им положения части второй статьи 13 ГПК Российской Федерации об обязательности вступивших в законную силу судебных постановлений судов общей юрисдикции, действуя во взаимосвязи с предписанием части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", конкретизируют общие положения процессуального законодательства об обязательности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов и судебных постановлений судов общей юрисдикции, как направленные на реализацию положения статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, на обеспечение законности выносимых судами актов (постановлений), не предполагают их произвольного применения, не содержат какой-либо неопределенности, а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Учитывая изложенное, суд округа находит доводы кассационной жалобы необоснованными, направленными на преодоление законности судебного акта, принятого Ленинским районным судом города Воронежа.
Иных доказательств, подтверждающих, что оспоренный отказ администрации во внесении изменений в градостроительный план земельного участка нарушает права и законные интересы Комаровой С.В. в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, заявитель в нарушение правил статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил.
Нормы материального и процессуального права при рассмотрении спора применены судами правильно, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 07.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2018 по делу N А14-5464/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.