г. Калуга |
|
8 ноября 2018 г. |
Дело N А23-314/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Лукашенковой Т.В., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от индивидуального предпринимателя Запесочного Станислава Юрьевича (ОГРНИП 306402915600016, ИНН 402916256277) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от управления экономики и имущественных отношений города Калуги (ОГРН 1114027004332, ИНН 4027104445, ул. Ленина, 93, г. Калуга, 248000) - Шевелева С.Ю. - представителя по доверенности от 27.02.2018 N 814/16-18,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Запесочного Станислава Юрьевича на решение Арбитражного суда Калужской области от 03.05.2018 (судья Масенкова О.А.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 (судьи Стаханова В.Н., Мордасов Е.В., Тимашкова Е.Н.) по делу N А23-314/2018,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Запесочный Станислав Юрьевич (далее - ИП Запесочный С.Ю., предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным действия Управления экономики и имущественных отношений города Калуги (далее- Управление), выразившегося в отказе конкретизировать место размещения нестационарного торгового объекта по адресному ориентиру: г. Калуга, ул. Гагарина, д. 3, изложенного в письме от 18.10.2017 N 4378/16-17.
Решением суда от 03.05.2018, оставленным без изменений постановлением суда апелляционной инстанции от 11.07.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить решение, постановление суда в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, заслушав объяснения представителя Управления, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калужской области от 29.04.2016 по делу N А23-6583/2014 признан незаконным отказ Управления экономики и имущественных отношений города Калуги, изложенный в письме от 29.08.2014 N 2830/16-14, по включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Калуга от 25.08.2014 N 284-П нестационарного торгового объекта - киоска, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Гагарина, д. 3, как несоответствующий Федеральному закону от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Суд обязал Городскую Управу городского округа "город Калуга" устранить нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Запесочного С.Ю. путем направления представления в Городскую Думу города Калуги по включению в действующую схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Калуга" киоска индивидуального предпринимателя Запесочного С.Ю.
Определением от 14.04.2017 суд изменил способ исполнения решения от 29.04.2016 по делу N А23-6583/2014, возложив на Городскую Думу города Калуги обязанность по внесению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Калуга" изменения по включению нестационарного торгового объекта - киоска по адресу: г. Калуга, ул. Гагарина, д. 3.
Решением Городской Думы города Калуги от 20.09.2017 N 172 "О внесении изменений в решение Городской Думы города Калуги от 29.06.2016 N 78 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования "Город Калуга" в приложение к решению от 29.06.2016 N 78 внесены следующие изменения: таблица в приложении дополнена новой строкой под порядковым N 574, в которую внесен нестационарный торговый объект согласно адресному ориентиру ул. Гагарина у д. 3 (киоск, выпечка, сроком размещения на 1 год).
03.10.2017 ИП Запесочный С.Ю. обратился в Управление с заявлением с просьбой конкретизировать место размещения нестационарного торгового объекта, а также дать рекомендации относительного внешнего вида будущего нестационарного торгового объекта.
В письме от 18.10.2017 N 4378/16-17 Управление отказало в удовлетворении обращения в связи с отсутствием у заявителя права на размещение нестационарного торгового объекта по ул. Гагарина у д. 3 в г. Калуге ввиду отсутствия у него действующего договора аренды земельного участка под нестационарным торговым объектом, а также договора на размещение нестационарного торгового объекта по вышеуказанному адресу. Так же в этом ответе Управление, ссылаясь на пункт 1.4 Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов, объектов по оказанию бытовых услуг на территории города Калуги, утвержденного постановлением Городской Управы города Калуги от 17.06.2015 N 176-п, о возможности заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Калуга, ул. Гагарина у д. 3 при использовании преимущественного права в случае наличия действующего договора аренды земельного участка под нестационарным торговым объектом либо на конкурсной основе.
Посчитав, что отказ, изложенный в письме от 18.10.2017 N 4378/16-17, нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что поскольку у ИП Запесочного С.Ю. отсутствует действующий договор аренды земельного участка под нестационарным торговым объектом по адресу: г. Калуга, ул. Гагарина, д. 3, равно как и договор на размещение нестационарного торгового объекта по вышеуказанному адресу, у последнего отсутствует право на размещение нестационарного торгового объекта по адресу: г. Калуга, ул. Гагарина у д. 3, в связи с чем Управление обоснованно отказало в сообщении конкретного места размещение НТО.
Между тем, такие выводы суда нельзя признать законными и обоснованными исходя из следующего.
Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом N 381-ФЗ.
Согласно частям 1 - 3 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Как следует из анализа приведенных законоположений в их системном единстве, федеральный законодатель, определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.
Однако такое положение не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, исключая при этом возможность заключения иного, кроме договора аренды земельного участка, договора.
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления.
Вместе с тем, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
Постановлением Городской Управы города Калуги от 17.06.2015 N 176-п утверждено "Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов, объектов по оказанию бытовых услуг на территории города Калуги", в соответствии с которым заключается договор на размещение объекта, в котором определяется точное расположение нестационарного объекта в соответствии с адресным ориентиром, указанным в схеме НТО.
Вышеуказанный нестационарный торговый объект был включен в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Калуги во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Калужской области от 29.04.2016 по делу N А23-6583/2014 и определения от 14.04.2017 об изменении способа исполнения решения суда от 29.04.2016.
Принятыми по делу N А23-6583/2014 судебными актами подтверждено право именно ИП Запесочного С.Н. на размещение НТО по адресу: г. Калуга, ул. Гагарина, д. 3.
Таким образом, вопрос о возможности (невозможности) размещения нестационарного торгового объекта по вышеуказанному адресу не входит в предмет доказывания по настоящему делу, поскольку место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему, утвержденную компетентным органом, во исполнение решения суда, а иное противоречит положению, установленному частью 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы судов о правомерности действий Управления, выразившихся в ответе от 18.10.2017 N 4378/16-17, и отсутствии нарушения прав и законных интересов предпринимателя, нельзя признать законными и обоснованными, а поэтому оспариваемые судебные акты не отвечают требованиям части 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспариваемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, дать оценку сложившимся между сторонами отношениям и требованиям заявителя с точки зрения положений порядка на размещение нестационарных торговых объектов на территории городского округа "Город Калуга".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 03.05.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 по делу N А23-314/2018 отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калужской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
Т.В. Лукашенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.