г.Калуга |
|
2 ноября 2018 г. |
Дело N А36-14072/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 2 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смирнова В.И. |
судей |
Бессоновой Е.В. Шелудяева В.Н. |
при участии:
от открытого акционерного общества "Липецкая энергосбытовая компания" (г.Липецк, проспект Победы, д.87"А"): Коновалов А.Н. - представитель по доверенности N 127/18 от 20.04.2018, Корнейчук В.И. - представитель по доверенности N 135/2018 от 28.04.2018;
от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Верхне-Донское управление Ростехнадзора (г.Воронеж, ул.Конструкторов, д.82): Кашинцев В.А. - представитель по доверенности N В1-22-9135 от 17.10.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.03.2018 (судья Дружинин А.В.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 (судьи Ольшанская Н.А., Михайлова Т.Л., Семенюта Е.А.) по делу N А36-14072/2017,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Липецкая энергосбытовая компания" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору Верхне-Донское управление Ростехнадзора (далее - административный орган, Управление) о признании незаконным и отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении N Л5/12-9255 от 17.10.2017.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.03.2018 в удовлетворении требований общества отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.03.2018 оставлено без изменения.
Не согласившись с решением и постановлением общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, направив дело на новое рассмотрение ссылаясь на то, что судами не дана оценка неисполнению предприятием требований закона об электроэнергетике. По мнению общества суд первой инстанции допустил процессуальное нарушение, вынеся резолютивную часть решения до рассмотрения дела по существу, что не зафиксировано в протоколе судебного заседания и аудиозаписи.
Управление Ростехнадзора в отзыве просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Представители сторон в судебном заседании поддержали позиции изложенные в жалобе и отзыве на неё.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в судебном заседании объявлялся перерыв до 31.10.2018.
Представители общества после перерыва поддержали требования изложенные в кассационной жалобе.
После перерыва Управление Ростехнадзора в ходатайстве от 31.10.2018 просит рассмотреть кассационную жалобу без участия представителя, что в силу положений в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Суд округа, с учётом заявленных доводов, проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда о применении норм права установленными ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами между ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" и ОГУП "Липецкоблводоканал" заключен договор энергоснабжения N 9230 от 01.06.2016, согласно которому ОАО "ЛЭСК" обязалось осуществлять продажу электрической энергии, через привлеченных третьих лиц, оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а ОГУП "Липецкоблводоканал" обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.
По состоянию на 19.06.2017 за потребителем сложилась задолженность за потребленную электроэнергию в сумме 1 991 692 рубля 68 копеек.
О наличии задолженности потребитель уведомлен письмом энергоснабжающей организации - ОАО "ЛЭСК".
ОАО "ЛЭСК" направило в адрес ОГУП "Липецкоблводоканал" уведомление N 1 (N 3193-01 от 06.07.2017) об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения N 9230 от 01.06.2016 в сумме 1 991 692 рублей 68 копеек.
ОГУП "Липецкоблводоканал" направило письма "О предоставлении банковской гарантий в связи с задолженностью за электроэнергию перед ОАО "ЛЭСК" от 09.08.2017 N 2446 в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области и от 09.08.2017 N 2445, от 21.09.2017 N 2951 Управление ЖКХ Липецкой области.
В ответ на письмо ОГУП "Липецкоблводоканал" от 09.08.2017 N 2445 Управление ЖКХ сообщило, что не имеет права предоставлять обеспечение (банковскую или государственную гарантию) по исполнению обязательств иных юридических лиц.
В ответ на письмо ОГУП "Липецкоблводоканал" от 09.08.2017 N 2446 Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области указало, что является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области, в полномочие которого не входит предоставление указанных государственных гарантий.
Информация по письму ОГУП "Липецкоблводоканал" от 21.09.2017 N 2951 в Управление ЖКХ Липецкой области отсутствует.
В Верхне-Донское управление Ростехнадзора поступило заявление ОАО "ЛЭСК" N 11-0912АШ от 08.09.2017, в котором содержалась информация об обстоятельствах, указывающих на наличие события административного правонарушения.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора и надзора за ГТС по Липецкой области Верхне-Донского управления Ростехнадзора Кашинцевым В.А. вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении N Л5/12-9255 от 17.10.2017, в отношении ОГУП "Липецкводоканал" по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с отсутствием события административного правонарушения (пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 20.03.2018, оставленным в силе постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением и постановлением ОАО "Липецкая энергосбытовая компания" обратилось с кассационной жалобой.
Суд округа приходит к следующим выводам.
Статьей 14.61 Кодекса установлена ответственность за нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Абзацем 1 пункта 255 Изменений, внесенных в акты Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2017 N 139 (далее - Изменения) установлено, что потребители, ограничение режима потребления электрической энергии (мощности) которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям и категории которых предусмотрены приложением к "Правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, обязаны предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), если соответствующий потребитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате электрической энергии (мощности) гарантирующему поставщику и это привело к образованию задолженности перед гарантирующим поставщиком по оплате электрической энергии (мощности) в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств потребителя по оплате электрической энергии (мощности) или превышающем такой двойной размер.
Исходя из пункта 256 Изменений гарантирующий поставщик определяет потребителя, соответствующего предусмотренному абзацем первым пункта 255 Изменений критерию, и направляет ему уведомление об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления.
Потребитель, соответствующий предусмотренному абзацем первым пункта 255 Изменений критерию, обязан предоставить гарантирующему поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) на срок, определяемый гарантирующим поставщиком. Указанный срок не может превышать 6 месяцев со дня предоставления обеспечения исполнения обязательств (пункт 258 Изменений).
Срок, в течение которого необходимо предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), определяется гарантирующим поставщиком, при этом дата окончания указанного срока не может наступить ранее, чем через 60 дней со дня получения потребителем уведомления об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) (пункт 259 Изменений).
Обеспечение исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) предоставляется потребителем, который соответствует предусмотренному абзацем первым пункта 255 Изменений критерию и определен гарантирующим поставщиком, в виде выдаваемой банком независимой гарантии, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате электрической энергии (мощности), поставляемой по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенным с гарантирующим поставщиком.
Помимо этого по согласованию с гарантирующим поставщиком потребителем может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором (пункт 260 Изменений).
Пунктом 264 Изменений предусмотрено, что в случае неисполнения потребителем, соответствующим предусмотренному абзацем первым пункта 255 Изменений критерию, обязанности по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) до истечения срока предоставления обеспечения, предусмотренного указанным в пункте 256 Изменений уведомлением, и при наличии у указанного потребителя задолженности перед гарантирующим поставщиком, послужившей основанием для предъявления к нему требования о предоставлении обеспечения исполнения обязательств, гарантирующий поставщик направляет в федеральный орган исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сведения, указанные в пункте 262 настоящего документа, а также предусмотренную данным пунктом Изменений информацию и оригиналы документов (заверенные надлежащим образом копии документов).
Согласно пункту 3.1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливают критерии, при соответствии которым у энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления сетевой организации обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, а также порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, требования к условиям его предоставления.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии предоставляется потребителями услуг по передаче электрической энергии, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными сетевыми организациями в соответствии с настоящим пунктом, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии). Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказываемых по договорам оказания данных услуг.
Указанными в настоящем пункте потребителями услуг по передаче электрической энергии по согласованию с сетевой организацией может быть предоставлена государственная или муниципальная гарантия либо исполнение обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии может быть обеспечено иными способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 115.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии.
При этом на основании положений статьи 117 БК РФ от имени субъекта Российской Федерации государственные гарантии субъекта Российской Федерации предоставляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Понятие и форма независимой, в том числе банковской гарантии, выдаваемой банками установлены статьей 368 Гражданского Кодекса Российской Федерации, иные способы обеспечения исполнения обязательств приведены в главе 23 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что ОГУП "Липецкоблводоканал" 07.07.2017 получило уведомление ОАО "ЛЭСК" от 06.07.2017 N 1, которым предприятию предложено не позднее 60-ти дней с момента получения уведомления предоставить банковские гарантии.
Соответственно срок предоставления гарантий истек 05.09.2017.
Непредставление требуемых гарантий в установленный срок, наличие задолженности за поставленную электроэнергию в размере 1 991 692 рубля 68 копеек за период февраль-май 2017 года, то есть в размере в два раза превышающем среднемесячное начисление - 474 521 рубля 80 копеек, соответствие предприятия иным вышеперечисленным критериям, установлено административным органом, что свидетельствует о наличии события правонарушения со стороны предприятия и правомерности возбуждения дела об административном правонарушении по статье 14.61 КоАП РФ - 05.10.2017.
В обжалуемых судебных актах отмечено, что в соответствии с пунктом 262 Изменений гарантирующий поставщик подготавливает предложения для формирования перечня потребителей, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и направляет в электронном виде высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), на территории которого данный гарантирующий поставщик осуществляет поставку электрической энергии (мощности), ежемесячно, не позднее 5-го рабочего дня месяца.
Доказательства выполнения ОАО "ЛЭСК" требования пункта 262 Постановления N 139 в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, отсутствие доказательств включения ОГУП "Липецкоблводоканал" в перечень потребителей электрической энергии в субъекте Российской Федерации, в отношении которых гарантирующими поставщиками установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), не свидетельствует о том, что предприятие не относится к таким субъектам.
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "ЛЭСК" о признании незаконным и отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении N Л5/12-9255 от 17.10.2017 судами учтено, что фактическим основанием для прекращения производства по делу явилось отсутствие в действиях ОАО "ЛЭСК" состава правонарушения, несмотря на указание в постановлении ссылки на пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, поскольку предприятие в соответствии с пунктом 260 Изменений принимало меры по получению гарантий. Изложенное подтверждено последующим решением должностного лица административного органа от 01.02.2018.
С целью получения государственной гарантии ОГУП "Липецкоблводоканал" направило в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области и в Управление ЖКХ Липецкой области соответствующее письмо.
При этом в соответствии с пунктом 6.1 Устава ОГУП "Липецкоблводоканал" Управление ЖКХ Липецкой области дает согласие на совершение предприятием сделок, связанных с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также сделок по отчуждению автотранспортных средств. Такого согласия предприятием получено не было.
Исходя из изложенного, суды сделали вывод о принятии предприятием необходимых мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, однако, в силу не зависящих от него причин оно не смогло выполнить требование о предоставлении гарантий. Эти конкретные обстоятельства дела повлекли вывод судов об отсутствии в действиях предприятия вмененного ему состава правонарушения.
Ссылки ОАО "ЛЭСК" на то, что принятые предприятием меры являлись недостаточными, а прекращение производства по делу произведено преждевременно, заслуживают внимания, вместе с тем эти доводы по существу направлены на переоценку произведенной судами оценки имеющихся в материалах дела доказательств, выводы о наличии которых соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, при том, что доказательств обратного в материалах дела не имеется. Арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Помимо этого данные доводы не являться основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов, поскольку в силу статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
1) отсутствие события административного правонарушения;
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);
3) действия лица в состоянии крайней необходимости;
4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;5) признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
6) истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;
7) наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела;
8) смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
8.1) внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
9) иные предусмотренные настоящим Кодексом обстоятельства, при наличии которых лицо, совершившее действия (бездействие), содержащие признаки состава административного правонарушения, освобождается от административной ответственности.
В случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений так же подлежит прекращению.
Таким образом, в силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является самостоятельным и безусловным основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства об электроэнергетике не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Отдельной главы административных правонарушений в сфере электроэнергетики КоАП РФ не содержит, следовательно, при квалификации конкретного правонарушения следует выяснять, были ли нарушены требования (правила), установленные нормами законодательства в сфере электроэнергетики, имея в виду, что постановление по делу об указанных административных правонарушениях не может быть вынесено по истечении одного года со дня их совершения (статья 4.5 КоАП РФ).
Диспозиция административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, охватывает действия (бездействие) лица в области электроэнергетики, следовательно, для привлечения к административной ответственности подлежит применению срок давности 1 год, который необходимо исчислять с 06.09.2017.
С учетом изложенного суд округа считает, что удовлетворение требований кассационной жалобы ОАО "ЛЭСК" не приведет к решению задач законодательства об административных правонарушениях, защите прав общества, не позволит достичь цели правового регулирования в области обеспечения исполнения обязательств по оплате энергоресурсов. Поскольку срок давности привлечения предприятия к ответственности истек в сентябре 2018 года, оснований для возобновления производства по делу об административном правонарушении в настоящее время по существу не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
Довод жалобы об отсутствии аудиозаписи судебных заседаний по настоящему делу в суде первой инстанции отклоняется, поскольку в Картотеке арбитражных дел аудиозаписи имеются, замечаний на протокол судебного заседания от 13.03.2018, проводившегося в условиях отсутствия явки представителей участвующих в деле лиц, обществом не подавалось. Ссылка в жалобе на то, что решение по делу судьей первой инстанции было принято заранее, носит предположительный характер и противоречит материалам дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Липецкой области от 20.03.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2018 по делу N А36-14072/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.И. Смирнов |
Судьи |
Е.В. Бессонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.