г. Калуга |
|
9 ноября 2018 г. |
Дело N А48-6091/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.11.2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Чаусовой Е.Н.
Судей Ермакова М.Н.
Радюгиной Е.А.
при участии в судебном заседании: | ||
от Управления муниципального имущества и землепользования Администрации города Орла (ОГРН 1025700826502; г. Орел, ул. Пролетарская гора, д.1)
от Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Орловской области (г. Орел, ул. Герцена, д. 20)
от ликвидатора жилищно-строительного кооператива "Вектор" Шульгина Г.В. (г. Орел) |
Супонева А.А. - представителя (доверен. от 26.01.2018 г. N 7/499)
Сороченкина А.В. - представителя (доверен. от 06.112018г. N 04-05/16130)
не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, |
рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Орловской области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 г. (судьи Осипова М.Б., Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А.) по делу N А48-6091/2017,
УСТАНОВИЛ:
Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Орловской области о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц за государственным регистрационным номером 2175749096818 от 22.03.2017 г. о ликвидации жилищно-строительного кооператива "Вектор" и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 30.01.2018 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 г. решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 21.03.2017 г. регистрирующим органом на основании представленных ликвидатором жилищно-строительного кооператива "Вектор" документов было принято решение N 1855А о государственной регистрации ЖСК "Вектор" в связи с ликвидацией, в связи с чем в Единый государственный реестр юридических лиц 22.03.2017 г. внесена запись за государственным регистрационным номером N 2175749096818 о прекращении деятельности ЖСК "Вектор" в связи с его ликвидацией.
Полагая, что внесение в ЕГРЮЛ записи N 2175749096818 о ликвидации ЖСК "Вектор" нарушает его права и законные интересы, Управление муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что при составлении ликвидационного баланса в него не были включены сведения о наличии у ликвидируемого лица задолженности перед управлением, о наличии которой должно было быть известно ликвидатору.
Этот вывод суда является обоснованным, соответствует нормам права и материалам дела.
В силу пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пункту 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Согласно пункту 4 статьи 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
В соответствии с положениями статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.
Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ определен перечень документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, представляемых в регистрирующий орган.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Судом установлено, что 14.03.2017 г. в налоговый орган поступил пакет документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, в том числе ликвидационный баланс, в котором не была отражена задолженность перед кредитором, подтвержденная решением Арбитражного суда Орловской области от 09.12.2014 г. по делу N А48-1997/2014.
При этом сведениями о наличии у кооператива указанной задолженности, подтвержденной судебным актом, на основании которого было возбуждено исполнительное производство службой судебных приставов, на момент обращения с заявлением о ликвидации организации в налоговый орган располагал руководитель ликвидационной комиссии жилищно-строительного кооператива "Вектор" Шульгин Григорий Валерьевич, являющийся членом кооператива и членом правления.
Следовательно, ликвидационный баланс кооператива содержал недостоверные сведения относительно наличия задолженности у ликвидируемого юридического лица перед Управлением муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла.
Поскольку представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, суд пришел к правильному выводу, что при ликвидации кооператива ликвидатором не был соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, в связи с чем правомерно удовлетворил заявленные требования.
Вывод суда соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 г. N 7075/11, Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 05.10.2016 г. N 304-КГ16-12146, от 30.10.2017 г. N 305-ЭС17-16000, от 28.09.2017 г. N 305-КГ17-14446.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального или процессуального права, а выражают лишь несогласие с выводами суда, в связи с чем отклоняются.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, кассационная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2018 г. по делу N А48-6091/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.Н. Чаусова |
Судьи |
М.Н. Ермаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.