г. Калуга |
|
17 января 2024 г. |
Дело N А14-7413/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2024 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе
председательствующего судьи Копырюлина А.Н.,
судей Ключниковой Н.В., Леоновой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Столяровым Д.А.,
при участии представителей:
от публичного акционерного общества "Россети Центр" (ОГРН 1046900099498, ИНН 6901067107) - Зинковской А.В. (доверенность от 18.10.2022 N Д-ВР/279, диплом),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
от Косарева Михаила Сергеевича - не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Воронежской области, кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.07.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 по делу N А14-7413/2023,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети Центр" (далее - ПАО "Россети Центр", общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области (далее - Воронежское УФАС, административный орган) от 20.04.2023 по делу N 036/04/9.21-571/2023 об административном правонарушении, в соответствии с которым ПАО "Россети Центр" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Косарев Михаил Сергеевич (далее - Косарев М.С.).
Решением суда от 21.07.2023, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами ПАО "Россети Центр" обратилось в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на то, что за совершение вмененного административного правонарушения должно было быть привлечено должностное лицо, что в силу части 4 статьи 2.1 КоАП РФ освобождает общество от административной ответственности, неуказание административным органом в оспариваемом постановлении порядка оплаты штрафа в размере половины суммы (статья 32.2 КоАП РФ), наличие оснований для снижения административного штрафа в порядке статьи 4.1 КоАП РФ, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Отзывов на кассационную жалобу лица, участвующие в деле, не представили.
В судебном заседании суда округа представитель ПАО "Россети Центр" просил отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда округа не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, отзыве на нее, Арбитражный суд Центрального округа приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 29.04.2022 Косарев М.С. направил в ПАО "Россети Центр" заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям своих энергопринимающих устройств.
01.06.2022 ПАО "Россети Центр" направило Косареву М.С. уведомление о необходимости предоставлении недостающих информации и документов.
06.06.2022 Косарев М.С. предоставил сетевой организации недостающие информацию и документы.
28.08.2022 ПАО "Россети Центр" направило Косареву М.С. проект договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технические условия и счет на оплату.
09.09.2022 между ПАО "Россети Центр" и Косаревым М.С. заключен договор N 3600/11325/22 (42269183) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
Согласно пункту 6 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет шесть месяцев со дня его заключения.
Указывая на бездействие общества, выраженного в неосуществлении в установленный договором срок технологического присоединения, Косарев М.С. обратился с жалобой в Воронежское УФАС.
По итогам рассмотрения дела N 036/04/9.21-571/2023, возбужденного Воронежским УФАС по обращению Косарева М.С., в отношении ПАО "Россети Центр" 14.04.2023 составлен протокол об административном правонарушении, в соответствии с которым обществу вменено нарушение:
- абзаца 12 пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), выраженное в нарушении срока направления уведомления о предоставлении недостающих информации и документов;
- абзаца 1 пункта 105 Правил N 861, выраженное в нарушении срока направления оферты договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, технических условий и счета на оплату;
- абзаца 13 подпункта "б" пункта 16 Правил N 861, выраженное в нарушении срока осуществлении мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителя.
Учитывая, что ПАО "Россети Центр" постановлениями от 22.07.2021 по делу N 036/04/9.21-181/2021, от 21.10.2021 по делу N 036/04/9.21-287/2021 ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, вновь совершенное правонарушение квалифицированно административным органом по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
20.04.2023 административным органом вынесено постановление о привлечении ПАО "Россети Центр" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с вынесенным Воронежским УФАС постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, суды обоснованно исходили из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) установлено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок и процедура технологического присоединения установлены Правилами N 861.
Пунктом 3 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Согласно пунктам 7 и 19 Правил N 861 технологическое присоединение завершается составлением акта об осуществлении технологического присоединения и фактическим присоединением объекта.
Из пункта 15 Правил N 861 следует, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Пунктом 105 Правил N 861 установлено, что в отношении заявителя, указанного в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, сетевая организация должна направить заявителю проект договора в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявки.
Положениями подпункта "б" пункта 16 Правил N 861 установлено, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(3), 13(5), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
Сроки, установленные Правилами N 861, носят императивный характер и не могут быть изменены по соглашению сторон, поскольку в отношениях с сетевой организации, являющейся субъектом естественной монополии, заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов. Определенные законодателем порядок и сроки осуществления технологического присоединения позволяют обеспечить право потребителя на получение рассматриваемой услуги.
В настоящем случае в нарушение положений абзаца 12 пункта 15, Правил N 861 уведомление о необходимости предоставлении недостающих информации и документов (в ответ на заявление от 29.04.2022) направлено обществом 01.06.2022, то есть с нарушением установленного срока на 16 рабочих дней.
После предоставления Косаревым М.С. недостающих информации и документов (06.06.2022) общество направило оферту в отношении договора технологического присоединения заявителю 28.08.2022, то есть с нарушением установленного абзацем 1 пункта 105 Правил N 861 срока на 52 рабочих дня.
Договор технологического присоединения заключен 09.09.2022, в связи с чем шестимесячный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленный подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861 договора, истек 09.03.2023.
Вместе с тем, мероприятия по технологическому присоединению в рамках договора, заключенного с Косаревым М.С., были исполнены обществом 03.04.2023 (акт об осуществлении технологического присоединения N 1800005471), то есть с нарушением установленного срока на 14 календарных дней.
Поскольку обществом были нарушены сроки, установленные абзацем 12 пункта 15, подпунктом "б" пункта 16, абзацем 1 пункта 105 Правил N 861, административный орган обоснованно усмотрел в действиях ПАО "Россети Центр" состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств, подтверждающих, что ПАО "Россети Центр" предприняло все зависящие меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, как это установили суды, в материалы дела не представлено.
Доводы общества об ответственности конкретного должностного лица ПАО "Россети Центр", что исключает привлечение к административной ответственности общества, судом кассационной инстанции отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм права.
Положениями части 4 статьи 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
По рассмотренному административным органом и судами правонарушению должностное лицо общества к административной ответственности не привлекалось, следовательно, указанные положения в данном деле не применимы.
При этом суд округа находит сделанной при неправильном понимании норм материального права ссылку заявителя кассационной жалобы на невозможность оплаты штрафа в размере 50% от суммы штрафа, поскольку КоАП РФ связывает исполнение постановления по делу об административном правонарушении с моментом вступления его в законную силу и добровольными действиями лица, привлеченного к административной ответственности, по оплате штрафа в установленный срок. Кроме того, данный довод не может быть принят во внимание также с учетом пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", поскольку неуказание о возможном применении положений статьи 32.2 КоАП РФ не является существенным нарушением и не повлияло на возможность правильного и всестороннего рассмотрения дела.
Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемого правонарушения. Суд согласился с выводом Воронежского УФАС о том, что такой размер ответственности в данном случае согласуется с его предупредительными целями, отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Судами верно установлено соблюдение при рассмотрении дела об административном правонарушении антимонопольным органом порядка и срока привлечения к административной ответственности.
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ суды не усмотрели. Оценка вывода судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (пункт 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.07.2023 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 арбитражного апелляционного суда от 05.09.2023 по делу N А14-7413/2023 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.Н. Копырюлин |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией вменяемого правонарушения. Суд согласился с выводом Воронежского УФАС о том, что такой размер ответственности в данном случае согласуется с его предупредительными целями, отвечает положениям статьи 4.1 КоАП РФ, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
...
Оснований для применения положений статей 2.9, 4.1.1 КоАП РФ суды не усмотрели. Оценка вывода судов о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (пункт 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях")."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2024 г. N Ф10-6451/23 по делу N А14-7413/2023