г. Калуга |
|
16 ноября 2018 г. |
Дело N А08-2706/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.11.2018.
Полный текст постановления изготовлен 16.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Лукашенковой Т.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ешиевой С.Б.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Альфастрой" (ОГРН 1145476091991, ИНН 5404517354): Заккер А.Ю. - представитель (решение от 20.11.2017);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (ОГРН 1043107046531, ИНН 3123021768): Шадский А.Е. - представитель (доверенность от 29.08.2018 N 6),
рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Белгородской области, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альфастрой" на решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.06.2018 (судья Хлебников А.Д.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018 (судьи Протасов А.И., Миронцева Н.Д., Ольшанская Н.А.) по делу N А08-2706/2018,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Альфастрой" (далее - общество, ООО "Альфастрой") обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Белгороду (далее - ИФНС по г. Белгороду, инспекция, регистрирующий орган) от 12.03.2018 о приостановлении государственной регистрации.
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 01.06.2018, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "Альфастрой" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. В обоснование кассационной жалобы ее заявитель ссылается на неправильное применение судами норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
ИФНС по г. Белгороду в отзыве на кассационную жалобу просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Альфастрой" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель ИФНС по г. Белгороду возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в кассационной жалобе и в отзыве на нее, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, единственным участником ООО "Альфастрой" принято решение от 28.02.2018 об изменении места нахождения общества на адрес места жительства единоличного исполнительного органа общества - Заккера А.Ю.
В связи с принятием данного решения ООО "Альфастрой" обратилось в ИФНС по г. Белгороду с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, приложив перечень документов.
12.03.2018 инспекцией принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с необходимостью проверки достоверности сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, посредством проведения осмотра объектов недвижимости.
Не согласившись с решением о приостановлении государственной регистрации от 12.03.2018, ООО "Альфастрой" обжаловало его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды пришли к выводу о законности решения о приостановлении государственной регистрации и недоказанности нарушения прав и законных интересов общества.
Суд округа не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Пунктом 4.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 данной статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4.4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В случае, если у регистрирующего органа имеются основания для проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, регистрирующий орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, но не более чем на один месяц.
В решении о приостановлении государственной регистрации должны быть указаны основания, по которым она приостановлена, и срок, в течение которого заявитель может представить документы и пояснения, опровергающие предположение о недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц. Указанный срок для представления заявителем документов и пояснений не может быть менее чем пять дней.
Согласно пунктам 3, 4 Приказа ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@ "Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц" (далее - Приказ N ММВ-7-14/72@) основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, выявляются регистрирующим органом до принятия решения по результатам рассмотрения документов, представленных при государственной регистрации. Основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Из пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.
Судами установлено, что у регистрирующего органа имелись обоснованные сомнения в достоверности представленных сведений в связи с поступлением информации территориального органа ФНС России о невозможности осуществления деятельности общества по месту регистрации, о смене адреса обществом с целью ухода от налогового контроля, о том, что указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с обществом и по данному адресу зарегистрировано девять юридических лиц.
С целью проверки достоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, регистрирующим органом предусмотрено проведение осмотра объектов недвижимости, что соответствует подпункту "г" пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ.
Действующим законодательством не установлены требования и ограничения относительно лица, признаваемого заинтересованным положениями пункта 4.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ и Приказа N ММВ-7-14/72@ и обладающего правом представить возражения и сведения, влекущие возникновение обоснованных сомнений в достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, и являющихся, в свою очередь, основаниями для проверки.
В этой связи суды учли, что ИФНС России по г. Белгороду обладает полномочиями как регистрирующего, так и налогового органа, и исходя из установленных по делу обстоятельств правомерно посчитали, что возражения налогового органа в лице заместителя начальника инспекции относительно предстоящей государственной регистрации сведений, вносимых в ЕГРЮЛ (с учетом сведений, поступивших из ИФНС России по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области), не противоречат вышеуказанным требованиям, в связи с чем не усмотрели нарушений требований действующего законодательства.
Отсутствие в оспариваемом решении указания на основания для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений (при наличии ссылки на соответствующую норму Федерального закона N 129-ФЗ) оценено судами как не являющееся достаточным самостоятельным основанием для признания ненормативного правового акта недействительным в отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя.
Для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
С учетом изложенного и установив отсутствие доказательств нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов ООО "Альфастрой", суды пришли к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания незаконным решения инспекции от 12.03.2018 о приостановлении государственной регистрации.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права, в том числе влекущие безусловную отмену судебных актов, не нарушены, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Белгородской области от 01.06.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.08.2018 по делу N А08-2706/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Т.В. Лукашенкова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.