г.Калуга |
|
20 ноября 2018 г. |
Дело N А83-15187/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2018 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2018 г.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
В.Н.Шелудяева |
судей
|
Н.Н.Николаевой В.И.Смирнова |
при участии:
от Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Администрации города Евпатории Республики Крым - не явились, извещены надлежаще;
от Общества с ограниченной ответственностью "Фирма Форманта" - не явились, извещены надлежаще,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.03.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу N А83-15187/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма Форманта" (далее - заявитель, общество, ООО "Фирма Форманта") обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным постановления администрации города Евпатории от 30.06.2017 N 2025-п об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Фирма Форманта" в предоставлении в пользование на условиях аренды земельного участка по адресу: Республика Крым, город Евпатория, поселок городского типа Мирный, улица Озерная, 39, находящегося в муниципальной собственности городского округа Евпатория Республики Крым.
Для восстановления нарушенного права указанным ненормативным правовым актом общество просило суд обязать Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым подготовить, подписать в трех экземплярах проект договора аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, пгт. Мирный, ул. Озерная, д. 39, кадастровые номера 90:18:030102:2 и 90:18:030102:3, общей площадью, соответственно, 13572 кв. м. и 36428 кв. м. и направить данный проект договора в адрес заявителя в течение одного месяца со дня вступления решения суда по данному делу в законную силу.
Решением арбитражного суда от 29.03.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018, заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимися по настоящему делу судебными актами, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории, привлеченный в качестве третьего лица по настоящему делу, обжаловал их в кассационном порядке.
Изучив материалы дела и доводы заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, на основании решения Мирновского сельского совета от 20.03.2009 25 сессии 5 созыва N V/36-11 "Об изъятии у гражданина Барабаша В.В. земельного участка площадью 3,2964 га, утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и передаче ООО "Фирма Форманта" земельного участка площадью 5,0000 га для строительства и обслуживания оздоровительного комплекса по ул. Озерная, 39, пгт. Мирный, г. Евпатории" между ООО "Фирма Форманта" (арендатор) и Мирновским поселковым советом (арендодатель) был заключен договор аренды от 10.08.2009, в соответствии с которым для строительства и обслуживания оздоровительного комплекса по адресу: Автономная Республика Крым, г. Евпатория, пгт. Мирный, ул. Озерная, д. 39, обществу предоставлен в аренду сроком на 50 лет земельный участок общей площадью 5,0000 га, состоящий из земельного участка площадью 1,3572 га (кадастровый номер - 0110945600:01:002:0036) и земельного участка площадью 3,6428 га (кадастровый номер - 0110945600:01:002:0037).
Указанные земельные участки сформированы из земель, представляющих собой следующие виды угодий: земли под кемпингами, домами для отдыха или для проведения отпусков; земли, занятые пастбищами (3,2964 га). В установленном порядке, действовавшем в указанный период, уполномоченным органом утвержден проект землеустройства, определены границы земельного участка на местности.
Заключенный договор аренды зарегистрирован в Крымском региональном филиале государственного предприятия "Центр государственного земельного кадастра" при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам, о чем в Государственный реестр земель внесена соответствующая запись за N 041000200003 от 27.10.2010.
При постановке 01 апреля 2015 года и 26 февраля 2015 на кадастровый учет предоставленных обществу земельных участков данным участкам присвоены кадастровые номера, соответственно, 90:18:030102:2 (предыдущий кадастровый номер - 0110945600:01:002:0036) - площадью 13572,кв.м. и 90:18:030102:3 (предыдущий кадастровый номер 0110945600:01:002:0037) - площадью 36428 кв. м..
Как следует из содержания кадастровых паспортов земельных участков от 01.04.2015 N 90-02/2015-81916 и от 26.02.2015 N 90-02/2015-45581, регистрирующим органом земли указанных земельных участков отнесены к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - курортная деятельность.
Для переоформления права аренды на земельные участки 23.11.2016 общество обратилось в администрацию города Евпатории Республики Крым с соответствующим заявлением.
Постановлением органа местного самоуправления от 30.06.2017 N 2025-п ООО "Фирма Форманта" было отказано в предоставлении в пользование на условиях аренды земельных участков, расположенных по адресу: Республика Крым, г. Евпатория, пгт. Мирный, ул. Озерная. 39, в связи с несоответствием места расположения данных земельных участков градостроительной документации по планировке территории (часть 6 статья 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношениях на территории Республики Крым").
Признавая недействительным указанный ненормативный правовой акт администрации города Евпатории, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что градостроительная документация (Генеральный план города Евпатории), действовавшая на дату предоставления (10.08.2009) ООО "Фирма Форманта" в аренду земельных участков общей площадью 5,0000 га, не содержала запретов на строительство обществом на данных земельных участках объектов оздоровительного комплекса.
При этом, как посчитал арбитражный суд обеих инстанций, Схема территориального планирования Республики Крым, утвержденная постановлением Совета министров Республики Крым от 30.12.2015 N 855, и Карта планируемого размещения объектов регионального значения в области железнодорожного, водного, воздушного транспорта и автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, входящая в состав данной схемы, согласно которым в границах пгт. Мирный городского округа Евпатория Республики Крым планируется размещение объектов регионального значения в области воздушного транспорта (строительство гидроаэродромов), правового значения по настоящему спору не имеют, так как право аренды ООО "Фирма Форманта" на земельные участки было оформлено 10.08.2009, а данный нормативный правовой акт принят после вступления в законную силу Федерального конституционного закона (21.03.2014).
Судебная коллегия изложенные выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций считают ошибочными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК) установлены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым.
В соответствии с частью 13, частью 14 статьи 3 Закона N 38-ЗРК в редакции, действовавшей в спорный период, стороны по договору аренды или залога земельных участков и иных объектов недвижимости, стороны по договору об установлении сервитута, заключившие такие договоры до вступления в силу Федерального конституционного закона, обязаны до 1 января 2018 года внести изменения в соответствующий договор, если не истек срок действия такого договора, в целях его приведения в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.
В случае если земельный участок, в отношении которого до вступления в силу Федерального конституционного закона заключен и зарегистрирован в действовавшем на момент его заключения порядке договор аренды, договор об установлении сервитута, находится в государственной или муниципальной собственности, орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение таким земельным участком, обязан по заявлению лица, с которым заключен соответствующий договор, заключить с таким лицом соответственно договор аренды, договор об установлении сервитута в отношении соответствующего земельного участка.
Согласно части 1, части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является:
- предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
- несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Как указано выше, основанием для отказа ООО "Фирма Форманта" в переоформлении права аренды на ранее предоставленные обществу земельные участки послужило включение, на основании утвержденной Схемы территориального планирования Республики Крым, территории в границах пгт. Мирный городского округа Евпатория в план для размещения объекта регионального значения в области воздушного транспорта - строительство гидроаэродромов.
В соответствии со статьей 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.
Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся, в том числе к областям транспорта (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Согласно статье 15 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования субъекта Российской Федерации, в том числе внесение изменений в такую схему, утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, вправе оспорить схему территориального планирования субъекта Российской Федерации в судебном порядке.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации к генеральному плану (поселения, городского округа) прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат, в том числе утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования.
Учитывая, что территориальное планирование относится к градостроительной деятельности, утвержденные в установленном порядке документы территориального планирования являются обязательными к исполнению, в том числе, как при реализации действующих генеральных планов (поселений, городских округов), так и при подготовке и утверждении новых генеральных планов.
В связи с изложенным, выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о том, что при решении вопроса о предоставлении ООО "Фирма Форманта" земельных участков в порядке переоформления ранее возникшего права на данные земельные участки орган местного самоуправления не должен был принимать во внимание утвержденную Схему территориального планирования Республики Крым и обязан был руководствоваться только положениями ранее утвержденного Генерального плана города Евпатории судебная коллегия считает ошибочными.
Признавая недействительным оспариваемое постановление администрации города Евпатории, арбитражный суд обеих инстанций также сослался и на то, что отказ в предоставлении земельного участка по мотивам несоответствия места его расположения градостроительной документации и документации по планировке территории допускается только в случаях завершения оформления прав на земельный участок, начатого до принятия Федерального конституционного закона (21.03.2014).
Выводы суда в этой части судебная коллегия также считает ошибочными в связи со следующим.
Как при осуществлении процедуры переоформления права аренды земельного участка, возникшего до 21.03.2014, так и при осуществлении процедуры завершения оформления права на земельный участок, начатой до 21.03.2014, должны применяться нормы Закона Республики Крым N 38-ЗРК в части, не противоречащей требованиям земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации.
Действующим земельным законадательством Российской Федерации предусмотрены основания прекращения арендных отношений по инициативе арендодателя в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной и государственной собственности.
В частности, соответствии со статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации одним из таких оснований является - возникновение необходимости в использовании арендованного земельного участка в государственных или муниципальных целях.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что отказ в предоставлении в аренду земельного участка в процессе осуществления процедуры переоформления ранее возникшего права аренды на данный участок по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 13 Закона Республики Крым N 38-ЗРК, допускается действующим законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания обжалуемых судебных актов, арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы материального права в этой части применены неправильно.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым настоящее дело направить на новое рассмотрение в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 5,0000 га предоставлен ООО "Фирма Форманта" 10.08.2009 в аренду сроком на 50 лет для строительства и обслуживания оздоровительного комплекса.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу судом не приняты меры к установлению и исследованию обстоятельств, связанных с получением разрешительной документации на строительство обществом на арендованном земельном участке объектов недвижимого имущества, разрешительной документации на ввод их в эксплуатацию, с регистрацией арендатором права собственности на данные объекты.
Изложенные обстоятельства имеют существенное значение для разрешения спора в целях установления факта наличия либо отсутствия у ООО "Фирма Форманта" исключительного права на владение и пользование данным земельным участком.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что в границы территории, планируемой к застройке объектами регионального значения, входят земельные участки, ранее предоставленные обществу в аренду.
Обстоятельства в этой части судом также исследованы не были и оценка им не дана.
Как указано выше, основанием для отказа в предоставлении обществу в аренду спорных земельных участков послужило утверждение государственным органом исполнительной власти Республики Крым Схемы территориального планирования Республики Крым.
Вместе с тем, у заявителя по настоящему делу не выяснялось судом, нарушаются ли его права и законные интересы указанным нормативным правовым актом и, если да, то оспорен ли им данный акт в судебном порядке.
Изложенные обстоятельства также имеют значение для правовой оценки оспариваемого постановления органа местного самоуправления, исполнявшего требования вышеназванного нормативного правового акта.
При новом рассмотрении настоящего дела суду необходимо исследовать вышеперечисленные обстоятельства спора, а при необходимости исследовать и другие возникшие обстоятельства и по результатам их правовой оценки принять законный и обоснованный судебный акт по существу заявленного спора.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Крым от 29.03.2018 и постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2018 по делу N А83-15187/2017 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Крым.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, непревышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст.291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н.Шелудяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.