"Не доллара ради..."
(особенности реализации обязательного государственного страхования
жизни и здоровья российских военнослужащих, получивших
повреждение здоровья в период участия в деятельности
по поддержанию или восстановлению
международного мира и безопасности)
Позиция Российской Федерации на международной арене в настоящее время характеризуется активным участием страны не только в поддержании, но и в восстановлении международного мира, участием в операциях, предпринимаемых ООН, которые предусматривают применение международных принудительных действий с использованием вооруженных сил.
В связи с вышесказанным, при получении повреждения здоровья военнослужащим при прохождении военной службы за пределами России определенную трудность представляет вопрос об исчислении страховой суммы, а конкретней об определении тех месячных окладов по занимаемой должности и по воинскому званию, из которых рассчитывается страховая сумма.
Согласно ст. 3 Федерального закона "О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности" от 23 июня 1995 г. N 93-ФЗ в состав российского военного и гражданского персонала могут включаться отдельные военнослужащие и воинские формирования Вооруженных Сил Российской Федерации (воинские части и подразделения с соответствующим вооружением и военной техникой, средствами поддержки и обеспечения).
Решение о направлении за пределы России воинских формирований РФ для участия в миротворческой деятельности принимается Президентом Российской Федерации на основании постановления Совета Федерации о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории России (ст. 7 Федерального закона N 93-ФЗ).
Правительство Российской Федерации организует и обеспечивает подготовку, аттестацию, медицинское освидетельствование и обучение военного персонала, направляемого за пределы России, а также устанавливает и обеспечивает предоставление гарантий и компенсаций указанному персоналу, включая обязательное страхование жизни и здоровья, в соответствии с федеральными законами (ст. 14 Федерального закона N 93-ФЗ).
В соответствии с п. 12 Положения о специальном воинском контингенте Вооруженных Сил Российской Федерации для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1251, предоставление гарантий и компенсаций военнослужащим воинского контингента, включая обязательное страхование жизни и здоровья, за период фактического пребывания в районе деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих воинского контингента в указанный период устанавливается Правительством Российской Федерации.
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья российских военнослужащих реализуется на основании Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ. Нормы данного Закона в полной мере распространяются и на военнослужащих, участвующих в миротворческой деятельности за пределами России. Специальных нормативных правовых актов, определяющих особый порядок и условия осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, получивших повреждение здоровья во время миротворческой деятельности, не принималось.
Согласно п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховая сумма - денежная сумма, которая устанавливается федеральным законом и (или) определена договором страхования и исходя из которой устанавливается размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая. Что же касается обязательного страхования, то размер страховой суммы устанавливается федеральным законом.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 52-ФЗ для расчета страховой суммы применяется оклад месячного денежного содержания застрахованного. Закон уточняет понятие "месячное денежное содержание" - это месячный оклад по занимаемой должности и оклад по воинскому званию.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащих, месячных и иных дополнительных выплат.
Пунктом 17 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 октября 1998 г. N 455, определено, что оклады денежного содержания, указываемые в справках, представляемых в страховую организацию, приводятся без учета их повышения за службу в отдаленных и с тяжелыми климатическими условиями местностях и других установленных законодательством повышений.
Размеры окладов по типовым воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
Абзацем 6 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что военнослужащим, временно проходящим военную службу за пределами территории Российской Федерации, иностранная валюта выплачивается по нормам и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Практика реализации обязательного государственного страхования свидетельствует о том, что военнослужащие, получившие повреждение здоровья в период выполнения задач в составе воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами России (в частности в Косово*(1)), выдвигают требования о выплате страховых сумм, исчисленных из размера месячного оклада по воинскому званию и размера месячного оклада по занимаемой должности в рублях, но в сумме, эквивалентной размеру должностного оклада в иностранной валюте.
Для выяснения вопроса о том, должны ли вышеназванные страховые суммы выплачиваться, исходя из окладов в иностранной валюте, необходим анализ правового положения военнослужащих из состава воинского контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, находящегося за границей, в том числе и направленного для участия в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзной Республике Югославии, а также необходимо определить особенности их денежного и материального обеспечения.
Правительству Российской Федерации было поручено осуществлять в установленном порядке финансирование расходов, связанных с использованием российского воинского контингента в международном присутствии по безопасности в Косово, Союзная Республика Югославия, предусмотрев материальное обеспечение военнослужащих из состава российского воинского контингента и выплату им денежного довольствия, включая предоставление дополнительных гарантий и компенсаций, в том числе членам их семей, в соответствии с федеральным законодательством.
Постановление Правительства Российской Федерации "Об обеспечении контингента Вооруженных Сил Российской Федерации, направленного для участия в миротворческой операции многонациональных сил по стабилизации в рамках выполнения общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине" от 3 апреля 1996 г. N 402 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1997 г. N 797) определено, что российскому воинскому контингенту должностные оклады в иностранной валюте устанавливаются в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 1678-р, исходя из должностных окладов руководителей учреждений Российской Федерации в Союзной Республике Югославии, а также установлено сохранение военнослужащим российского воинского контингента выплаты в рублях в размере 100% окладов по воинскому званию и штатной воинской должности по последнему месту службы, процентной надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия службы.
В подп. "а" п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 25 июня 1999 г. говорится: "Правительству Российской Федерации осуществлять в установленном порядке финансирование расходов, связанных с использованием российского воинского контингента в международном присутствии по безопасности в Косово, предусмотрев материальное обеспечение военнослужащих из состава российского воинского контингента и выплату им денежного довольствия, включая дополнительные гарантии и компенсации, в том числе членам их семей, в соответствии с федеральным законодательством".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1995 г. N 1678-р установлены должностные оклады в свободно конвертируемой валюте работникам учреждений Российской Федерации в Венгрии, Республике Македонии, Республике Словении, Республике Хорватии и Союзной Республики Югославии.
Таким образом, военнослужащие, проходившие военную службу в Косово, получают денежное содержание (месячный оклад по воинской должности в рублях + месячный оклад по воинскому званию в рублях) и денежное обеспечение (месячный оклад по воинской должности в иностранной валюте). При этом денежное обеспечение в виде выплаты должностных окладов в иностранной валюте является, на взгляд автора, дополнительной льготой по материальному обеспечению.
При определении размера страховой суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащего берутся оклады денежного содержания, а не денежного обеспечения (п. 1 ст. 5 Федерального закона N 52-ФЗ). Возможность "замены" составляющей денежного содержания в виде должностного оклада в рублях другим должностным окладом - в иностранной валюте (из денежного обеспечения), не определена ни одним нормативным правовым актом.
Серьезным аргументом при рассмотрении данного вопроса является наличие приказа, подтверждающего, что военнослужащий на период получения повреждения здоровья занимал должность с определенным окладом в иностранной валюте. А закон устанавливает для расчета страховой суммы применять месячный оклад по занимаемой должности (ч. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона N 52-ФЗ).
Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, является особой социальной защитой определенной категории граждан. В данном виде обязательного страхования именно государство, в лице тех или иных органов, организовывает работу по эффективной защите имущественных интересов военнослужащих.
Страховые выплаты, установленные Федеральным законом N 52-ФЗ, носят компенсационный характер. Их размер не зависит от места и условий службы и базируется на принципе равенства всех военнослужащих перед законом, что установлено ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации "Все равны перед законом и судом".
Пункт 2 ст. 12 Федерального закона N 76-ФЗ определяет, что "размеры окладов по типовым воинским должностям, окладов по воинским званиям ... определяются Правительством Российской Федерации ... с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих".
Это условие предполагает установление единого размера окладов по типовым воинским должностям (т.е. по должностям, для которых в штатах воинской части предусмотрен одинаковый тарифный разряд).
Таким образом, при наступлении условий, необходимых для получения страховых сумм, названные выплаты исчисляются исходя из месячного оклада денежного содержания военнослужащего в рублях.
Именно такой порядок исчисления указанных выплат соответствует ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации и ставит всех военнослужащих в одинаковое положение при получении страховых сумм по обязательному государственному личному страхованию.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации "в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".
Данная конституционная норма не позволяет отнести должностные оклады в иностранной валюте, выплачиваемые военнослужащим из состава российского воинского контингента в Косово, к той условной единице (которой в соответствии с федеральными законами N 76-ФЗ и N 52-ФЗ является оклад по воинской должности в рублях), исходя из которой исчисляются страховые суммы.
В противном случае была бы нарушена норма ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации, так как военнослужащие имели бы разный уровень социальной защиты только в зависимости от места прохождения военной службы (указанные конституционные нормы исключают возможность возникновения ситуации, когда два военнослужащих, имеющих равные воинские звания и находящиеся на равнозначных должностях, получат разные страховые выплаты по одному и тому же страховому случаю только потому, что один из них проходил военную службу в составе Объединенной группировки войск (сил) в Чеченской Республике, а другой в это же время - в Союзной Республике Югославии).
Указанный конституционный принцип находит свое отражение в федеральных законах о бюджетах Российской Федерации на определенные годы, в которых расходы на обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих вынесены в отдельный раздел (целевая статья расхода N 607, вид расхода N 634).
Расходы на указанные выплаты запланированы в рублях, исходя из среднестатистических данных по названным выплатам за предыдущий период, штатной численности Вооруженных Сил Российской Федерации и предполагаемого объема денежного довольствия военнослужащих (расчет ведется по месячным окладам денежного содержания военнослужащих). В то же время расходы на денежное и материальное обеспечение российских воинских контингентов за границей планируются в бюджете по статье "Участие в миротворческой деятельности".
Таким образом, действующее законодательство не предполагает выплаты страховых сумм, исходя из размера должностных окладов в иностранной валюте, установленных военнослужащим российских воинских контингентов.
При расчете страховых сумм указанной категории военнослужащих, с применением нормы Федерального закона N 52-ФЗ должны учитываться оклады денежного содержания в рублях.
В.К. Белов,
руководитель группы правового обеспечения Юридического
департамента ОАО "Военно-страховая компания",
кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 8, август 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 2003 г. N 499 российский воинский контингент выведен из Боснии и Герцеговины, а также Косово (Сербия и Черногория).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не доллара ради..." (особенности реализации обязательного государственного страхования жизни и здоровья российских военнослужащих, получивших повреждение здоровья в период участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности)
Автор
В.К. Белов - руководитель группы правового обеспечения Юридического департамента ОАО "Военно-страховая компания", кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 8