г.Калуга |
|
27 ноября 2018 г. |
Дело N А09-17088/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего |
Аникиной Е.А., |
судей |
Серокуровой У.В., Сладкопевцевой Н.Г., |
|
|
при участии в судебном заседании: |
|
от ООО "Ритком": |
не явились, извещены наждежаще, |
от ФКУ "Военный комиссариат Брянской области": |
не явились, извещены наждежаще, |
от третьих лиц: |
не явились, извещены наждежаще, |
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Брянской области" на решение Арбитражного суда Брянской области от 23.04.2018 (судья Матвеева Н.И.) и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 (судьи Волкова Ю.А., Афанасьева Е.И., Тучкова О.Г.) по делу N А09-17088/2017,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ритком" (г.Брянск, ОГРН 1093254002962, ИНН 3233502175) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к Военному комиссариату Брянской области (г.Брянск, ОГРН 1033265001835, ИНН 334019700) (далее - военкомат) о взыскании 26 280 руб. в счет оплаты выполненных работ по изготовлению и установке надгробных памятников участнику Великой Отечественной войны Кириевской Евдокии Захаровне.
Определениями от 25.01.2018, 05.03.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Шароварина Надежда Викторовна.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 23.04.2018, оставленным без изменения постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018, исковые требования удовлетворены.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, Военный комиссариат Брянской области обратился в Арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты, в удовлетворении иска отказать.
При этом заявитель указал, что возникновение права на возмещение расходов, понесенных за изготовление и установку надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны, закон связывает с наступлением события - смерти участника ВОВ. Таким образом, граждане, умершие до введения в действие закона, предусматривающего возмещение расходов за изготовление и установку надгробных памятников участникам войны, право на их выплату не имеют. По мнению заявителя, общество не наделено правом на обращение с требованием о возмещении расходов; сослался на неподсудность данного спора арбитражному суду.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Ритком" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения и рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в том числе путем публичного извещения на официальном сайте суда в сети Интернет, явки своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов кассационной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с условиями заключенного с Шаровариной Н.В. (заказчик) договора на выполнение работ по изготовлению и установке надгробного памятника льготной категории граждан N 22А от 20.06.2017 ООО "Ритком" (исполнитель) по поручению заказчика оказало услуги (выполнило работы) на общую сумму 26 280 руб. по изготовлению надгробного памятника по увековечиванию памяти участницы ВОВ Кириевской Е.З., являвшейся родственницей заказчика, выполнению граверных работ, установке изготовленного надгробного памятника на месте погребения, что подтверждается подписанным заказчиком без замечаний актом сдачи-приема работ N 56 от 14.08.2017, выполненных ООО "Ритком" во исполнение указанного договора, а также выданными исполнителем (ООО "Ритком") заказчику квитанцией ритуальных услуг N 002935.
Полагая неправомерным отказ Военного комиссариата Брянской области возместить требуемые расходы, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, руководствовался статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее -Закон N 5-ФЗ), пунктами 2, 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 (далее - Порядок погребения), и пришел к выводу о том, что общество является уполномоченным лицом на совершение действий по изготовлению и установке надгробных памятников, имеет право на возмещение понесенных расходов в связи с осуществлением таких действий, а у военного комиссариата имеется установленная законодательством обязанность по возмещению таких расходов.
Суд кассационной инстанции находит данные выводы судов соответствующими фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В силу статьи 24 Закона N 5-ФЗ погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробных памятников возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N 8-ФЗ) предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 11 Закона N 8-ФЗ погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Статьей 5 Закона N 8-ФЗ предусмотрено, что умерший, а также его родственники, законный представитель, а при их отсутствии и иные лица, взявшие на себя обязанность осуществить погребение умершего, могут доверить исполнить свое волеизъявление другому лицу.
В случае отсутствия волеизъявления умершего либо мотивированного отказа родственников или законных представителей от исполнения этого волеизъявления оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего (статья 6 Закона N 8-ФЗ).
Как следует из положений Закона N 5-ФЗ и Закона N 8-ФЗ возмещение расходов по изготовлению и установке памятников не связано с обязательным наличием у обратившихся за их возмещением лиц родственных отношений с погибшим (умершим) или статуса заказчика по гражданско-правовому договору подряда на установку памятника. Реализация закрепленной в законах социальной гарантии государства по увековечению памяти погибших (умерших) не ставится законодателем в зависимость от того, есть ли у их родственников денежные средства на оплату памятников и какой коммерческой структуре они заказали их изготовление.
Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 Порядка погребения (к которым отнесены участники Великой Отечественной войны), производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета (пункт 35 Порядка погребения).
В соответствии с пунктом 36 Порядка погребения родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 Порядка погребения.
Согласно пункту 38 Порядка погребения для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справка о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
По смыслу положений статей 5, 6 Закона N 8-ФЗ лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
Из материалов дела усматривается, что истцом представлены надлежащие документальные доказательства изготовления и установки надгробного памятника для умершей участницы ВОВ, доказательства понесенных расходов на изготовление и установку памятника (которые не превысили предельного размера, установленного пунктом 2 Постановления N 460). При этом сам факт установления спорного надгробного памятника ответчиком не опровергнут.
Материалами дела также подтверждается, что документы, предусмотренные пунктом 38 Порядка погребения в отношении Кириевской Е.З., ООО "Ритком" предоставлялись в военный комиссариат.
Умершая Кириевская Е.З. имела статус участника ВОВ, поскольку в период военных действий с 02.1942 по 09.1943 состояла в партизанском отряде, о чем выдано удостоверение N 507.
Вопреки доводам жалобы, из системного анализа статьи 4 ГК РФ, статьи 24 Закона N 5-ФЗ и пункта 39 Порядка погребения следует, что правоотношения, связанные с возмещением (оплатой) расходов на изготовление и установку надгробного памятника участнику ВОВ, возникают с момента фактического изготовления и установки памятника на месте захоронения участника ВОВ. По состоянию на дату изготовления и установки памятника Кириевская Е.З. в соответствии со статьей 2 Закона N 5-ФЗ обладала правовым статусом участника Великой Отечественной войны, а, следовательно, в силу статьи 24 Закона N 5-ФЗ имеет право на увековечивание памяти за счет средств государства.
Довод заявителя о том, что правом на обращение за возмещением расходов на изготовление и установку надгробных памятников обладают только родственники или законные представители умершего, а истец к таковым не относится, был исследован судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен, поскольку ООО "Ритком", взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших) или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти, в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Довод заявителя о подсудности спора суду общей юрисдикции отклоняется судебной коллегией кассационной инстанции, поскольку расходы, взыскиваемые ООО "Ритком" в рамках данного спора, понесены им в ходе осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем данный спор подлежит рассмотрению арбитражным судом.
Доказательств оплаты задолженности ответчиком не представлено, в связи с чем исковое требование в заявленном размере обоснованно удовлетворено в полном объеме.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Брянской области от 23.04.2018 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 по делу N А09-17088/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
У.В. Серокурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.