г. Калуга |
|
27 ноября 2018 г. |
Дело N А83-4730/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Ключниковой Н.В.,
судей Смолко С.И., Стрегелевой Г.А.,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Крым-Турсервис" (ОГРН 1149102037160, ИНН 9103003923, ул. Ялтинская, д. 18, пгт. Гурзуф, г. Ялта, Республика Крым, 298645) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом;
от Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (ОГРН 1149102017404, ИНН 9102012065, проспект Кирова, д. 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295050) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крым-Турсервис" на постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 (судьи Карев А.Ю., Привалова А.В., Омельченко В.А.) по делу N А83-4730/2016,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Крым-Турсервис" (далее - Общество, ООО "Крым-Турсервис", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании незаконным отказа Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр, регистрирующий орган), изложенного в сообщении от 22.04.2016 N 90/021/968/2016-4880, в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества: нежилое здание-котельная, литера в с кадастровым номером 90:25:030103:393, расположенное по адресу: Россия, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 18. В качестве способа устранения допущенного нарушения прав и законных интересов Общество просило возложить на регистрирующий орган обязанность зарегистрировать ранее возникшее за ним право собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Решением суда от 16.03.2017 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.07.2018 решение суда от 16.03.2017 отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции в связи с неправильным применением норм материального, процессуального права, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, изучив доводы, указанные в жалобе, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом, на основании решения исполнительного комитета Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым от 12.10.2000 N 373 (1) Крымскому закрытому акционерному обществу по туризму и экскурсиям "Крымтур" 17.10.2000 выдано свидетельство N 576 о праве коллективной собственности на турбазу "Коралл", расположенную по адресу: пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 18.
По договору купли-продажи от 15.07.2003 N 01/03 Общество приобрело у ЗАО "Крымтур" имущество целостного имущественного комплекса - базу отдыха "Коралл", расположенную на земельном участке площадью 3,3253 га согласно Госакту на право постоянного пользования землей II-КМ N 001522, выданному 22.08.1996, по адресу: Республика Крым, пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 18. Имущественный комплекс передан покупателю по акту приема-передачи от 25.07.2003.
29.08.2003 коммунальным предприятием "Ялтинское бюро технической инвентаризации" (далее - БТИ) зарегистрировано право собственности Общества на целостный имущественный комплекс, номер записи 296 с. 162 в книге 16-Б, что подтверждено извлечением из Государственного реестра прав собственности на недвижимое имущество от 29.08.2003 N 1353636.
Приказом БТИ от 16.12.2005 N 60/1 "Об отмене решения о государственной регистрации права собственности ООО "Крым-Турсервис" проведенная 29.08.2003 регистрация права была отменена, извлечение из Реестра прав собственности от 29.08.2003 N 1353636 признано недействительным. В Государственный реестр прав на недвижимое имущество и в инвентарное дело внесены соответствующие записи.
Постановлением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 23.02.2006 по делу N 2-29/4473-2006 приказ БТИ от 16.12.2005 N 60/1 признан недействительным; на БТИ возложена обязанность восстановить запись в инвентарном деле о регистрации права собственности Общества на домовладение N 18 по ул. Ялтинской в пгт. Гурзуф г. Ялты.
ООО "Крым-Турсервис" привело свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, о чем 02.09.2014 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о юридическом лице ООО "Крым-Турсервис" (ОГРН 1149102037160).
10.03.2016 ООО "Крым-Турсервис" обратилось в Госкомрегистр с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости : нежилое здание-котельная литера В с кадастровым номером 90:25:030103:393, расположенный по адресу: Россия, Республика Крым, г. Ялта, пгт. Гурзуф, ул. Ялтинская, 18.
Регистрирующий орган приостановил регистрационные действия (сообщение от 23.03.2016), а затем сообщением от 22.04.2016 N 90/021/968/2016-4880 отказал Обществу в государственной регистрации права собственности на данный объект на основании абзацев 8, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действовавшей на момент обращения Общества с заявлением о государственной регистрации, в связи с непредставлением документов, необходимых для проведения государственной регистрации.
Посчитав данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обжаловало его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Госкомрегистра оснований для отказа в государственной регистрации ранее возникшего права собственности на объект недвижимого имущества.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного требования, при этом правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в редакции, действовавшей на момент обращения с заявлением о государственной регистрации (далее - Закон N 122-ФЗ, Закон о государственной регистрации), государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права.
Согласно статье 20 Закона о государственной регистрации, в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, если не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав (абзац 10 пункта 1 статьи 20).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (Закон N 38-ЗРК).
В силу статьи 8 Закона N 38-ЗРК к правам, ограничениям прав и обременениям объектов недвижимого имущества, возникшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок осуществления государственной регистрации прав, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Подпунктом 18 пункта 1 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 N 264, предусмотрено, что к таким документам относятся, в частности, договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации.
Общество в обоснование своего права на объект недвижимого имущества с кадастровым номером 90:25:030103:393 ссылается на договор купли-продажи от 15.07.2003 N 01/03 целостного имущественного комплекса, в состав которого входит также нежилое здание (литера В), акт приема-передачи целостного имущественного комплекса.
Между тем, из указанного договора и извлечения из Реестра прав собственности на недвижимое имущество от 29.08.2003 N 1353636 следует, что право собственности на недвижимое имущество было зарегистрировано за ООО "Крым-Турсервис" в БТИ по законодательству Украины как на одну недвижимую вещь - целостный имущественный комплекс, доказательств того, что нежилое здание литера В с кадастровым номером 90:25:030103:393 возводилось как самостоятельный объект недвижимости, не представлено.
Суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что спорный объект является составной частью целостного имущественного комплекса базы отдыха "Коралл" и не отвечает критериям самостоятельного объекта недвижимого имущества, подлежащего государственной регистрации, правомерно признал оспариваемый отказ законным и не нарушающим права и законные интересы Общества.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанций, не опровергают правильности выводов суда, их соответствия нормам права, а выражают лишь несогласие заявителя жалобы с ними, кроме того, указанные доводы по существу направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов суда, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (ч. 1, 3 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При рассмотрении спора имеющиеся в материалах дела доказательства исследованы судом апелляционной инстанции по правилам, предусмотренным ст. 67, 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами нижестоящих инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.03.2013 N 13031/12, а также в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2016 N 308-ЭС16-4570, от 16.02.2017 N 307-ЭС16-8149.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену оспариваемого судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Размер государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 1500 рублей.
Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1500 рублей на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2018 по делу N А83-4730/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Крым-Турсервис" из федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 05.09.2018 N 73.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.В. Ключникова |
Судьи |
С.И. Смолко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.