г.Калуга |
|
28 ноября 2018 г. |
Дело N А35-8140/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.11.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.11.2018.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи |
Смолко С.И. |
судей
при участии в заседании: |
Ключниковой Н.В. Стрегелевой Г.А. |
от заявителя - акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" (603006, г. Нижний Новгород, пл. Свободы, д.3, ОГРН 1075260029240, ИНН 5260214123) - Шанов А.А. (дов. от 14.12.2017 N 40/325/2017-ДОВ);
от заинтересованного лица - Комитета по тарифам и ценам Курской области (305029, г. Курск, ул. К. Маркса, д.43) - не явились;
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ГидроПромСтрой" (299011, Республика Крым, г. Севастополь, ул. Володарского, д.3, почтовый адрес: 119134, г. Москва, ул. Б. Якиманка, д.24, оф.406) - Шведова А.В. (дов. от 18.06.2018 N 05-06/2018), Симахин Д.С. (дов от 05.12.2017 N 11-12/2017);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" на решение Арбитражного суда Курской области от 10.04.2018 (судья Морозова М.Н.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 (судьи Миронцева Н.Д., Семенюта Е.А., Протасов А.И.) по делу N А35-8140/2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество Инжиниринговая компания "АСЭ" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконными приказа Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее - комитет) от 05.07.2017 N 205 "О проведении внеплановой документарной проверки Акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ" в связи с обращением общества с ограниченной ответственностью "ГидроПромСтрой" и акта проверки от 01.08.2017 N 03-05/1 (уточненные требования).
Дело рассматривалось при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ГидроПромСтрой" (далее - общество).
Решением суда от 10.04.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе компания просит состоявшиеся судебные решения отменить, требования компании удовлетворить, ссылаясь на незаконность приказа комитета о проведении проверки в отношении компании, на неверные выводы судов о том, что компания осуществляла передачу электрической энергии, взимала плату за услуги по передаче электрической энергии в отсутствие установленного комитетом тарифа на эти услуги, а общество являлось потребителем переданной ему компанией электроэнергии.
В возражениях на жалобу комитет и общество просят оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель компании поддержал доводы кассационной жалобы, представители общества поддержали доводы возражений на жалобу.
Надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства комитет ходатайствовал о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителя комитета в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ).
Проверив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов на жалобу, заслушав пояснения явившихся в судебное заседание представителей, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, между компанией (генподрядчик) и обществом (субподрядчик) заключены договоры субподряда от 02.06.2014 N 40/87/60-14 и от 23.06.2014 N 40/87/71-14.
В связи с поступившим в адрес комитета обращением общества о нарушении компанией установленного законом порядка ценообразования и применения тарифов на услуги по передаче электрической энергии 05.07.2017 председателем комитета был издан приказ N 205 о проведении внеплановой документарной проверки акционерного общества Инжиниринговая компания "АСЭ", задачами которой являлось выявление и пресечение нарушений, связанных с применением компанией тарифов на услуги по передаче электрической энергии (т.1 л.д.11).
На основании данного приказа должностными лицами комитета в период с 5 июля по 1 августа 2017 г. в отношении общества была проведена внеплановая проверка, по результатам которой составлен акт проверки N 03-05/1 от 01.08.2017. В акте отмечено, что пунктом 4.3.1 вышеуказанных договоров субподряда (с учетом дополнительных соглашений к ним от 17.10.2014 - т.2 л.д.1,42) в свои расходы компания как генподрядчик включила стоимость расходов по передаче электроэнергии, которая определяется действующими тарифами с учетом расходов на техническое обслуживание и содержание электрооборудования и инженерных сетей. В период с ноября 2014 г. по декабрь 2016 г. компания выставляла обществу счета-фактуры на возмещение расходов по передаче электроэнергии с учетом расходов на техническое обслуживание, содержание электрооборудования и инженерных сетей. При этом компания не обращалась в комитет за установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии. Проверкой выявлены признаки нарушения собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2004 N 861 (том 4 л.д.75).
Материалы проверки направлены комитетом в установленном законом порядке в Управление Федеральной антимонопольной службы по Курской области письмом от 09.08.2017 N 07.1-03-01/1770.
Полагая, что приказ от 05.07.2017 N 205 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении компании издан в нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), безосновательно, компания обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая компании в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции свой вывод мотивировал тем, что приказ комитета издан в соответствии с требованиями Закона N 294-ФЗ, Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 (далее - Положение о государственном контроле), Порядка осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области регулируемых государством цен (тарифов) комитетом по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением администрации Курской области от 31.12.2013 N 1061-па (далее - Порядок N 1061-па), Положения о комитете по тарифам и ценам Курской области, утвержденного постановлением администрации Курской области от 21.04.2016 N 230-па (далее - Положение о комитете), комитет вправе осуществлять контроль за регулируемыми государством ценами (тарифами), а поэтому - проводить проверки; в акте изложены установленные в процессе проверки факты.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов в части отнесения акта проверки к ненормативным актам, которые могут быть оспорены в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК РФ, в остальной части с выводами судов согласен.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности - часть 4 статьи 200 АПК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) основными принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике являются, в том числе обеспечение защиты потребителей от необоснованного повышения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность); сохранение государственного регулирования в сферах электроэнергетики.
В силу пункта 1 указанной статьи в электроэнергетике применяются следующие методы государственного регулирования и контроля: государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в отнесенных законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сферах электроэнергетики, осуществляемые в соответствии с законодательством о естественных монополиях; государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции (услуг), перечень которых определяется федеральными законами и государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике.
Пунктом 4 статьи 21 Закона об электроэнергетики установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике осуществляют региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации цен (тарифов) на электрическую энергию.
Региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - пункт 1 статьи 29.2 Закона об электроэнергетики.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 14 Положения о комитете комитет в соответствии с действующим законодательством осуществляет контроль и региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых комитетом.
Пунктом 16 Положения о комитете установлено, что в целях реализации возложенных задач и функций комитет запрашивает в пределах своих полномочий у органов исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления и организаций материалы по вопросам регулирования цен (тарифов, наценок, надбавок, ставок) и контроля их применения; рассматривает обращения граждан и организаций по вопросам ценообразования и правильности применения цен и тарифов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543 утверждено Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов).
Пунктами 3, 4, 5 Положения о государственном контроле определено, что государственный контроль (надзор) осуществляется в отношении регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике; государственный контроль (надзор) осуществляется Федеральной антимонопольной службой и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в соответствии с Законом N 294-ФЗ, а также федеральными законами "О естественных монополиях", "Об электроэнергетике"; государственный контроль (надзор) осуществляется, в том числе посредством проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 2 статьи 29.2 Закона об электроэнергетики к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике, организацией и проведением проверок субъектов электроэнергетики, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях), которые применяются к проверкам, проводимым в отношении субъектов электроэнергетики, не являющихся субъектами естественных монополий.
Пунктом 9 статьи 7 Закона о естественных монополиях установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении субъектом естественной монополии установленных требований законодательства Российской Федерации в сфере регулирования естественных монополий.
В рассматриваемом случае основанием для принятия приказа о проведении внеплановой проверки явилось обращение общества о нарушении требований законодательства в сфере установления тарифов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Довод кассационной жалобы о том, что компания не осуществляла передачу электроэнергии обществу и общество не является потребителем электроэнергии, опровергается доказательствами по делу, а именно: указанными выше дополнительными соглашениями к договорам субподряда, техническими условиями на технологическое присоединение электроустановок энергопринимающих устройств общества к электрическим сетям компании (т.2 л.д.48-53).
Исходя из изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемый приказ принят в соответствии с требованиями действующего законодательства, комитет полномочен проводить проверки на предмет соблюдения обязательных требований, установленных законодательством об электроэнергетике, в том числе внеплановые проверки в связи с поступившими обращениями юридических лиц.
Поэтому суд по праву отказал в удовлетворении требования компании о признании незаконным приказа комитета о проведении проверки в отношении общества.
Что касается требования компании о признании незаконным акта проверки от 01.08.2017, суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости судебные акты в этой части требований отменить, производство по делу прекратить по следующим основаниям.
Акт проверки не обладает признаками ненормативного правового акта, поскольку не носит властный, обязывающий характер, не содержит обязательных предписаний, распоряжений, влекущих юридические последствия, и не ограничивает права и законные интересы заявителя, в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В акте излагаются установленные при проведении внеплановой документарной проверки обстоятельства. А поэтому он не может быть оспорен в арбитражном суде в порядке главы 24 АПК.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Поэтому производство по делу в части требования о признании акта проверки незаконным подлежит прекращению.
Руководствуясь п. 1, п.5 ч.1 ст.287, п.1 ч.1 ст.150, ч.1 ст.288, ст.289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 10.04.2018 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2018 по делу N А35-8140/2017 в части требования о признании незаконным акта проверки Комитета по тарифам и ценам Курской области от 01.08.2017 N 03-05/1 отменить, производство по делу в этой части требований прекратить.
В остальной части решение от 10.04.2018 и постановление от 27.07.2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение двух месяцев в порядке, предусмотренном ст.291.1 АПК РФ.
Председательствующий судья |
С.И. Смолко |
Судьи |
Н.В. Ключникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.